Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Производство, СССР. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Цены и объем сбыта планировал внешторг, у которого был план по выручке инвалютных рублей. Затраты во внутренних рублях никого не интересовали вообще (что правильно). Какие дилеры этим занимались я не знаю, возможно прикормленные при посольстве (читай - гебешные конторы). Работали по предзаказам конечно.
Но как Внешторг мог запускать в СССР какую-то продукцию, предназначенную для Эскорта? Не было у Внешторга таких полномочий. План по выручки валюты вряд ли сильно отличался от плана по выручке обычного советского магазина: тебе поставили товара на такую-то сумму, ты должен сдать такую-то выручку. Но ни советский магазин, ни Внешторг не мог сделать заказ какому-то предприятию: «Ты давай начни выпускать вот такую-то продукцию и мы её станем очень хорошо продавать». Опят же, предзаказ. Предзаказ за что-то типа танков или истребителей - это понятно и вообще, даже на Западе именно так выпускают и продают. Но предзаказ на какие-нибудь командирские часы или фотоаппараты «Zenit»?
Предзаказы шли от дилеров. Координировал скорее всего госплан, хотя я не знаю. зы. источник информации - профессора-внешторговцы, которые работали во внешторге в 70-80х.
Было такое Министерство внешней торговли. Оно выступало заказчиком для промышленных министерств. Точной схемы не знаю, но думаю был какой-нибудь коммитет Внешней торговли при Совмине, которые всё это координировал.
На внешнем рынке Минвнешторг работал через торговые представительства при посольствах, которые работали через местных коммерческих агентов. Местные коммерческие агенты и вырабатывали цену на товар в местной валюте. Они разбирались в местном рынке и имели представление за сколько можно было сбыть товар. Лада, насколько помню, рекламировалась как "новая машина по цене подержаной".
Спасибо. Но всё равно вопрос остаётся. МВТ регулировал внешнюю торговлю уже имеющихся изделий. Но МВТ ведь не мог запустить какое-то новое изделие, разместив его производство на каком-то заводе. Ну, долустим, ВАЗ могли изначально строить с прицелом на экспорт, хотя бы в рамках СЭВ.
А как было с изделиями, которые стали потенциально привлекательны для экспорта в процессе их производства для внутреннего рынка? А могли быть какие-то изделия изначально предназначенные только для внешнего рынка? Ну вот скажем тот же мобильный аппарат для ИВЛ из рекламы в прошлом посте - что-то сомневаюсь, что он предназначался для продажи внутри СССР.
ВАЗ итальянцы строили с условием не торговать "копейкой" на экспорт до прекращения выпуска Fiat 124 и его модификаций. Поэтому ВАЗ начал интенсивно осваивать заграничные рынки лишь после 1974 года, отчего резко возрос дефицит Жигулей в самом СССР.
Тогда ещё непонятнее. Я думал ВАЗ изначально строили с линиями выпуска экспортной продукции. А они, оказывается, сперва вообще на экспорт машины не гнали.
Предположу, что конкретно с "ладами" всё определялось куцыми возможностями их производства, а любой возможный их избыток без малейших проблем сливался в "берёзку" и блатным.
Но всё равно в СССР всё должно быть запланировано.
Мне больше всего непонятно не то, как продавались те изделия, которые «давно продаются», а кто определял, какое новое изделие можно начать продавать за рубежом. Как это происходило? Ну, например, какой-нибудь холодильник Зил (не знаю, правда, шёл ли он на экспорт) продаётся внутри СССР, а потом кто-то решает: давайте его в страны третьего мира пихать. Но для этого же всё равно надо новую сборочную линию - «экспортную» - на заводе делать, ибо даже в третьем мире не станут покупать товары советского внутреннего качества.
Ну, кое-какая выставочная активность была даже в СССР, хотя бы с целью прокатить блатных в загранкомандировки и для технического шпионажа. И зарубежные посольства-торгпредства в СССР тоже были. А в случае неудачи "экспортный вариант" чего угодно со свистом разлетался бы по пустому внутреннему рынку, пока не кончились бы фонды на хорошие комплектующие для его производства.
Ну это да. У советской экспортной торговли был спасательный плот в виде внутреннего рынка, который скушал бы всё, что не продалось в иностранных державах.
На внешнюю торговлю была в СССР монополия. Введенная еще Лениным. Инструментом монополии - был Внешторг. У него были "дочерние" подразделения в СССР - Например Авиаэкспорт, Энергомашэкспорт, Союзплодоимпорт, и множество других организаций с окончанием "..экспорт" или "... импорт" или ".. импекс".
Эти предприятия и контактировали с министерствами на предмет закупки для экспорта или по поводу поставки по импорту. Система была страшно коррупционная и не обеспечивала "обратной связи" между продавцом и покупателем.
Ну это понятно. Совэскпорт подчинялся МВТ. Но это ведь были структуры, от которых советская промышленность никак не зависела. Они не могли давать задания советским заводам по выпуску той или иной продукции. Они были, собственно, торговыми агентами советского государства. Но решали явно не они.
Они болели общей болезнью как и весь СССР. Непонятно кто где и что решал. И кто нес ответственность. И качество советского экспорта было отвратительным. Но цена низкая.
Интересный момент. Одно время очень большой статьей советского экспорта были асинхронные двигатели. Они были простые, надежные, было несколько предприятий выпускавших их. И на них был международный стандарт, которому СССР следовал.
Вокруг Внешторга во всем мире кормилось множество уже не советских "друзей" и бизнесменов, которые умели эксплуатировать эту советскую систему. Ну и сами внешторговцы - не скромничали и многих были обладателями вполне солидных офф-шорных состояний.
И это тоже понятно. Но не могло какое-то изделие само по себе появиться на иностранных рынках. Ну или в распоряжении МВТ (и разных …экспортов). Это ведь всё проходило кучу утверждений, подсчётов, планирования. Это внутри СССР предприятие А могло предприятию Б в обход плана поставить какую-то часть своей продукции (для чего требовались «толкачи»). Но на внешний рынок так выйти было невозможно.
Comments 172
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Производство, СССР.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
зы. источник информации - профессора-внешторговцы, которые работали во внешторге в 70-80х.
Reply
Reply
На внешнем рынке Минвнешторг работал через торговые представительства при посольствах, которые работали через местных коммерческих агентов. Местные коммерческие агенты и вырабатывали цену на товар в местной валюте. Они разбирались в местном рынке и имели представление за сколько можно было сбыть товар. Лада, насколько помню, рекламировалась как "новая машина по цене подержаной".
Как-то примерно так.
Reply
А как было с изделиями, которые стали потенциально привлекательны для экспорта в процессе их производства для внутреннего рынка? А могли быть какие-то изделия изначально предназначенные только для внешнего рынка? Ну вот скажем тот же мобильный аппарат для ИВЛ из рекламы в прошлом посте - что-то сомневаюсь, что он предназначался для продажи внутри СССР.
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне больше всего непонятно не то, как продавались те изделия, которые «давно продаются», а кто определял, какое новое изделие можно начать продавать за рубежом. Как это происходило? Ну, например, какой-нибудь холодильник Зил (не знаю, правда, шёл ли он на экспорт) продаётся внутри СССР, а потом кто-то решает: давайте его в страны третьего мира пихать. Но для этого же всё равно надо новую сборочную линию - «экспортную» - на заводе делать, ибо даже в третьем мире не станут покупать товары советского внутреннего качества.
Reply
Reply
Reply
Эти предприятия и контактировали с министерствами на предмет закупки для экспорта или по поводу поставки по импорту. Система была страшно коррупционная и не обеспечивала "обратной связи" между продавцом и покупателем.
Reply
Reply
И качество советского экспорта было отвратительным.
Но цена низкая.
Интересный момент. Одно время очень большой статьей советского экспорта были асинхронные двигатели. Они были простые, надежные, было несколько предприятий выпускавших их. И на них был международный стандарт, которому СССР следовал.
Вокруг Внешторга во всем мире кормилось множество уже не советских "друзей" и бизнесменов, которые умели эксплуатировать эту советскую систему.
Ну и сами внешторговцы - не скромничали и многих были обладателями вполне солидных офф-шорных состояний.
Reply
Reply
Leave a comment