Власть и её основа

Sep 05, 2012 06:54

( ...)

Власть, в конечном счёте, должна на что-то опираться. Классическая триада (власть одного, власть немногих, власть граждан) даёт нам три идеи, три принципа - Небо, Заслуги, Народ.

Идея власти от народа очевидна. В общем-то, сейчас это единственный официально признанный источник легитимности. Италия перестала быть королевством, потому что так решил её народ; Испания, наоборот, по той же самой причине вновь стала королевством. Подобная власть основана на концепции гражданских прав и всеобщего равенства перед законом.

Власть от Неба - власть монарха. Царь - это всегда Помазанник Божий, Сын Неба, верховный жрец, посредник между богами и людьми, защитник веры. Без этого царская власть невозможна, ибо бессмысленна.

Легко доказать, что царя царём делает не власть, как таковая - монарх царствует, даже когда он не правит (как в Японии или Великобритании). И наоборот - никакое могущество, никакая возможность распоряжаться жизнью и смертью своих подданных не сделает деспота царём. Лишь царский венец превращает человека в нечто большее, чем он был до коронации, лишь покорность власти Неба делает земную власть легитимной.

Опять же, обычно подобный правитель получает власть по наследству, но и тут возможны исключения. Папа Римский - монарх, хотя его выбирают.

Наконец, третий принцип, аристократический. Аристократия, тимократия, меритократия... Всё это слова. Для себя я использую термин "донатократия", власть донатов - в честь того эпического текста про " донатов и нубдонатов". То есть, это ситуация, при которой привилегиями пользуется люди, сделавшие заметный вклад в жизнь данного общества, а также их потомки.

...Иронизируя, можно сказать, что дон - это потомственный донат (староэсторская форма - "донатор", "даритель благ"); так изначально называли людей, финансировавших экспедицию маршала Тоца в Запроливье.

Опять же, представьте себе развитие сегодняшних социальных сервисов/онлайновых игр, в которых одна из привилегий платных аккаунтов ("донатов") - возможность передачи аккаунта по наследству. Вообразите себе: "Крылов-Третий, потомственный русский националист-многотысячник, сын Крылова-Второго, получившего титул через женитьбу на дочери Крылова-Первого..."

Короче, самый простой тип донатократии - это власть людей, обладающих значительными средствами. Но обычно всё сложнее, конечно.

Есть и четвёртый вариант - власть, которая выводит оправдание собственному существованию из самой себя. Для подобных случаев пытались придумать разные термины - "автократия", "кратократия", "политархия", "идеократия"... Но в конце концов, это просто-напросто Власть Власти; правит тот, у кого есть власть, и по той единственной причине, что она у него есть.

Если сводить это к варнам, то выходит следующее.

Монархический или теократический принцип (власть от Неба) близок брахманам. Главное, найти человека, угодного Небу, и вручить ему скипетр. (Иногда "найти" в буквальном смысле слова, как во время избрания нового далай-ламы.)

Аристократический или донатократический принцип (власть на основании заслуг и происхождения) близок кшатриям. По крайней мере, именно кшатрии считают, что лучшие воины рождаются в семьях потомственных воинов.

Демократический или республиканский принцип (власть народа и писанных законов) близок вайшьям, так как они и есть народ.

Наконец, деспотический принцип соответствует шудрам, потому что они "лишняя", "неправильная" варна. Они не способны самостоятельно отстаивать свои интересы: " их представитель должен вместе с тем являться их господином, авторитетом, стоящим над ними, неограниченной правительственной властью... ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет".

При желании, эту систему можно свести и к шести греческим типам.

Достаточно сказать, что реальная "монархия", "аристократия" и "демократия" занимают промежуточное значение между этими принципами. Например, власть аристократов соединяет в себе донатократический и монархический принципы, так как благородным в любом случае придётся признать кого-то "первым среди равных". Настоящая монархия соединяет Небо и Народ (Закон), монарх правит ради своих подданных и от их имени, заступаясь за них перед Богом. Наконец, демократия неизбежно соединяет в себе власть граждан с властью потомственных патрициев. Никаким законом нельзя запретить преуспевающим гражданам оставлять своим детям в наследство имущество и полезные связи; даже если будет возможно каким-либо образом запретить подобное, это будет уже не демократия.

Тиранический принцип, таким образом, выходит за рамки плоскости, образуя четвёртую вершину тетраэдра. Это некая воронка, абсолютный ноль. Соединяясь с монархией, он образует единовластную диктатуру; соединяясь с донатократией, он превращается в олигархию, диктатуру нескольких; демократию он извращает до власти толпы, ведомой коварными демагогами. (И все эти стадии могут успешно сменять друг друга в рамках одной революции.)

Пожалуй, это даже заслуживает Штуки...


варны, ТББ, демократия, Штука

Previous post Next post
Up