Четыре пути

Oct 18, 2012 04:39

Помните мои посты про " ниндзя-пиратов -зомби-роботов"? Где я цитировал нездоровую переслегинскую идею про четыре разновидности "технологических" цивилизаций - "ментальную", "техно-технологическую", "биологическую" и "некротическую"?

У меня была мысль, что по такому же признаку можно классифицировать технологии создания вторичных миров.

Она мне пришла, когда я в очередной раз подумал, что замах у Лукаса был на новый "Сильмариллион", а результат - на копейку. Я говорю о "расширенной вселенной" "Звёздных войн", конечно. Ну да, это моё субъективное мнение.

Соответственно, раз уж ментальные технологии связаны с гуманитарной сферой и идеальным управлением, они как раз будут отвечать за нечто вроде "Сильма". Когда у автора есть чёткая, продуманная, "умная идея", а его персонажи - это шахматные фигуры, двигающиеся в соответствии с замыслом мудрого стратега и игрока. Он уважает свои творения, он знает их особенности, но, в конечном счёте, их задача - нарисовать своими судьбами то самое, единственное, необходимое автору полотно. Это и есть то, что мы называем искусством. Метафора - ослы под командованием льва.

Владение подобными технологиями традиционно приписывается англичанам.

(В случае коллективного творчества такой вариант реализовать очень сложно - требуются настоящие мастера, философы и психологи, поскольку управлять приходится живыми людьми, а не одними лишь порождениями собственного мозга.)

Технологии в узком смысле слова - это американская фишка. Ну вы представляете, как Кэмерон снимал "Аватар"? Он собрал команду и сказал - ты мне делаешь язык, ты мне рисуешь местную флору, ты отвечаешь за фауну, а ты следишь за тем, чтобы на каждом туземце были уникальные украшения! ...Потому что у него был специалист по флоре, специалист по языкам и специалист по этническому искусству. Всегда можно найти специалиста в какой-нибудь узкой сфере, заплатить ему, сколько нужно, и он тебе всё сделает. Это технологический подход. Метафора - львы под командованием осла, потому что центральная идея, в конечном счёте, не важна.

Вот также действовал и Лукас. Ты мне рисуешь то, ты мне рисуешь это, ты специалист по фехтованию? сделаешь мне джедайские стили боя на световых мечах. А этот чувак у нас фантастические боевики пишет - поручим ему слепить фантастический боевик во вселенной Звёздных войн!

(Понятно, что есть сферы, в которых без технологического подхода не обойтись - кинематограф, видеоигры, даже театр. Но в конечном счёте, всё упирается в то, что у нас в голове - и есть ли там вообще что-то.)

Естественно, когда автор один, он и является своим собственным "спецом". Такой подход порождает "заклёпочную" литературу - часто даже в хорошем смысле. Ну, типа, я разбираюсь в бронепоездах, я и напишу про бронепоезда, а в людях, или там в сюжете, я не разбираюсь. Слеплю по остаточному принципу, из того, что есть, и скажу, что так и надо. Ну или мне там нужна будет Япония 19 века, я спрошу человека, который в этом разбирается, он будет моим экспертом, добавит антуража там... Зато у меня расход угля чётко рассчитан, по калькулятору!

Потом, есть биотехнологии. Сверхидея биологических цивилизаций - это адаптация к внешней среде. Таким образом, этот подход будет отвечать за шаманство и глюколовство, когда автор погружается в выдуманный мир и становится одним из его обитателей. А потом просто фиксирует увиденные картинки. Минус - рвёт башню. Метафора - львы сами по себе, в свободном плавании.

Наконец, есть некротехнологии. Это сюжеты о попаданцах. (А также все серии с точками, большинство книг про зомби и т.д.) Автор залезает на свалку отработанных образов и пытается оживить мертвецов.
Previous post Next post
Up