Был у Переслегина один больной прогон, над которым я давно хотел поглумиться. Дело в том, что я пару раз встречал в его статьях странную фразу о том, что всего существует "сорок возможных типов цивилизаций". Самое странное в этом то, что Переслегин классифицировал цивилизации по четырём дихотомиям:
"
В рамках восьмиаспектной структуры информационного пространства, модель рамочных принципов цивилизации может быть построена следующими дихотомическими разложениями:
1. время-ориентированная - пространственно-ориентированная;
2. личность-ориентированная - коллектив-ориентированная;
3. рациональная - трансцендентная;
4. духовная - материальная
(Вместо "пространственно-ориентированной" Переслегин иногда использует термин "дао-ориентированная" - Г.Н.)"
А это даёт нам 16 вариантов, но никак не сорок. Как вообще можно получить сорок из шестнадцати?
Да, пример:
"
Как всегда, Цивилизация понимается, как транслятор, связывающий информационное пространство с физическим. Иначе говоря, Цивилизация - это образ жизни, заданный в виде совокупности технологий и наложенных на них рамочных ограничений. В этом смысле современная "европейская или западная цивилизация" ориентирована на "время" и противостоит "восточной" цивилизации ("дао") и "южной" цивилизации ("power"). Неизвестно, почему из сорока возможных цивилизаций, которые могут быть выделены в рамках обычного морфологического анализа, на Земле были реализованы всего три".
.
Запад (по Переслегину) ориентирован на время и личность, Юг - на время и коллектив, Восток - на пространство ("дао") и коллектив. Но откуда сорок?! Я как-то занялся этим вопросом, стал лазить по сайту и нашёл ответ. Скажем так, я почти пожалел об этом.
"
Данный базис порождает шестнадцать типов цивилизаций, из которых вполне реализовались только три: ЗАПАД, ВОСТОК и ЮГ.
Восемь рациональных цивилизаций могут существовать в четырех различных формах, из которых реализована только одна, а именно техно-технологическая цивилизация. Таким образом, мир наблюдаемый образован лишь тремя возможными версиями из сорока возможным. Подобная бедность организующих структур высшего уровня исследования есть одна из загадок истории".
И дальше идёт сноска:
"
В иррациональных (магических) технологиях осуществляется "дальнодействие" между информационным и объектным миром: информация действует на материю прямо (то есть, без среды-посредника). В рациональных (сциентических) технологиях среда-посредник существует. Если она неживая и не обладает свойствами личности, мы имеем дело с техно-технологической цивилизацией (атрибутивным признаком которой является создание искусственной техно-среды обитания). Живая безличная среда задает излюбленную фантастами био-технологическую цивилизацию. Живая личностная среда-посредник порождает менто-технологическую цивилизацию. Наконец, мертвая личностная среда-посредник конструирует странный, не описанный даже Ст.Лемом, объект: некро-технологическую цивилизацию".
То есть, сорок - это 8 + 8 х (2 х 2). Типичное интельство.
А затем до меня дошло. Переслегин хочет сказать, что если цивилизация трансцендентная, то она магическая, а если она рациональная, то она может быть технологической, ментальной, биологической или... некротической? И "одна из загадок истории" для него - это вопрос, почему нет цивилизаций, основанных, эээ, на псионике и некромантии? Потому что некромантии не существует, может быть? Короче, я долго бился головой об стол. Можно, конечно, сказать, что речь идёт о разумных машинах, или об информационных объектах, но Переслегин оставил мало места для манёвра - "мёртвая личностная среда", как и корень "некро" обозначают что-то, что было живым, но умерло. Сохранив при этом черты личности, ага.
Короче, это напомнило мне сеттинг к какой-то игре с пятью типами магии - чистая магия, техномагия, биологическая магия, ментальная и некротическая. Я это даже по фэншую пытался раскладывать, ну там магия бьёт технологию, псионика бьёт магию и так далее. ПОЛНЫЙ БРЕД.
Но теперь-то у нас есть сверхточный инструмент анализа в лице
ниндзя! пиратов! зомби! роботов! Две точки совпадают сразу - зомби однозначно связаны с некротехнологиями, а роботы указывают на технологический путь развития. Ниндзям стоит отдать ментальные технологии, гипноз и прочие подобные трюки - это по их части. За неимением других вариантов, пиратам достанется биотех (а попугаи - это их симбиоты).
Но это уже позволяет нам нырнуть вглубь! Биологические цивилизации = пираты = львы-0, крутые юниты без общего командования. Постулируем - биологические цивилизации по своей природе анархичны, обладают низким уровнем социальной организации. Вертикальная интеграция практически отсутствует, в лучшем случае будет вариант "часть корабля, часть команды". (Да, Дэви Джонс из "Пиратов Карибского моря" - это настоящий пиратский биопанк.) Развитие заключается в улучшении собственных характеристик, как в рассказе Гордона Диксона "
Странные колонисты".
В таком случае, "пираты" - это вполне подходящее прозвище для биологических рас; по крайней мере, это сразу намекает на природу их отношений с другими расами, и на то, как их воспринимают иные, более социализированные существа.
Главный принцип биологической цивилизации - "всё своё ношу с собой". Если в качестве инструментов используются "грибы с глазами", которые представляют собой те же машины, требующие лабораторий и сборочных цехов, то перед нами технологическая цивилизация, делающая упор на создание искусственной среды обитания, техносферы. Таким образом, разумные ящеры из романа "Запад Эдема" Гаррисона являются скорее технологической, а не биологической цивилизацией, несмотря на то, что их техника "живая".
С другой стороны, трансформеры (если судить по
первому фильму Майкла Бэя) соответствуют определению биологической цивилизации. Они адаптируются к внешней среде, они перестраивают свои тела, формируют из них необходимые им инструменты, а их социум по нашим меркам является крайне "плоским". Ну в самом деле, сколько промежуточных ступеней между Оптимусом Праймом, верховным главнокомандующим хороших трансформеров, и последним рядовым его армии? Вдобавок, Оптимус Прайм всегда сам ведёт своих последователей в бой и вдохновляет их своим примером. (В третьем фильме у трансформеров появилась какая-то техника, что выглядит невероятно бредово. Зачем она им?)
Кстати, Тимоти Лири, создавая концепцию
восьми контуров психики, надеялся именно на переход человечества к биологическому пути развития.
С роботами всё просто. Пример "техно-технологической" цивилизации у нас перед глазами. Львы под командованием ослов - в подобной цивилизации все проблемы стараются решать концентрацией ресурсов и улучшением ТТХ юнитов, социальный прогресс (развитие управляющих и гуманитарных технологий) всегда отстаёт от прогресса технического. "Зачем думать, бежать надо!" По Переслегину, таким цивилизациям всегда грозит опасность уткнуться в "предел сложности":
"
Предел сложности возникает при дефиците принципиально необходимой на данном техническом уровне гуманитарной технологии и представляет собой ту степень структурной переизбыточности цивилизации, при которой связность ее резко падает, а совокупность "физических" технологий теряет системные свойства. В этом случае культура уже не успевает адаптировать к человеку вновь возникающие инновации, и техническая периферия цивилизации начинает развиваться хаотическим образом. Это приводит к рассогласованию человека и техносферы, человека и государства, человека и общества результатом чего является возрастание динамики катастроф".
Ну и вообще. Роботы...
Некротическая цивилизация, зомби, ослы-ослы - это что-то неаппетитное. Низкий уровень технического и социального развития, отсутствие очевидных признаков прогресса, при ярко выраженной иерархичности. Как говорил кто-то на форуме любителей альтернативной истории, "представьте себе стимпанк в Римской империи, только вместо паровых машин - рабы!" Люди эксплуатируют людей, но в конечном счёте все уровни управленческой пирамиды являются жертвами самой системы, все участники игры научились не думать и давить в себе рефлексию. Сталинизм в своих худших проявлениях напоминал что-то такое, можно вспомнить и различные примеры религиозного фанатизма. Конечно, стоит вспомнить "1984" Оруэлла - социализм после пролетарской революции и атомной войны. При этом, трактовка Оруэлла ещё оптимистична - наверху есть умные злодеи, которые всё понимают и ловят от угнетения окружающих свой извращённый кайф. В настоящей некротической цивилизации умных и понимающих просто не остаётся, они вымываются за считанные поколения. В таком случае, единственным носителем личностных качеств является социум в целом, или Голем по Переслегину. Тимоти Лири называл подобное человеческим муравейником, "человейником".
Возможно, "некротическими" такие цивилизации называют именно потому, что когда-то они были живыми, а потом перешли в текущее состояние. Понятно, что контакт с ними затруднён, если вообще возможен. Варианты взаимодействия с окружающим миром для культур-зомби лежит в диапозоне от полного игнорирования внешних стимулов до активной экспансии с массовым геноцидом или обращением в свою веру покорённых народов ("зомбирование").
Наконец, ментальные цивилизации, ниндзя - ослы-львы. Развитие управляющих и гуманитарных технологий в ущерб всему остальному (следовательно, постоянная угроза уткнуться в "предел бедности"). Мне на ум сразу приходит "Дюна" Херберта - старая земная технологическая цивилизация ("робот") развилась до бунта машин и бунта против машин, в результате чего родился мир Благородных Домов. Развитие техники практически остановилось, войны представляют собой последовательность фехтовальных поединков, зато фантастических высот достигли боевые искусства и всевозможные психотехники. В наличии НЛП, гипноз, ментаты (люди-компьютеры), сложные интриги, изощрённые стратегии, интуитивные озарения, ясновидение и пробуждение родовой памяти.
(Тлейлаксу - попытка показать биологическую цивилизацию. Тотальный джихад Поля Муад'Диба чуть не привёл к возникновению цивилизации некротической.)
Опять же, разница между ментальной цивилизацией и привычной нам технологической заключается в том, что верхи здесь действительно более компетентны, хотя бы по чисто субъективным ощущениям. В нашем мире нам постоянно кажется, что внизу нормальные люди, вверху - упыри, выродки, неадекватные идиоты. В ментальной цивилизации наоборот, люди на вершине социальной пирамиды действительно умнее, сильнее, талантливее, да и считают быстрее, в то время как внизу наблюдается серое невежественное быдло. Здесь прямая аналогия с кланами ниндзя в массовой культуре - рядовые ниндзя могут считаться пушечным мясом, но чем выше ранг, тем они опаснее, а руководство клана всегда будет состоять из лучших стратегов, которые одновременно являются самыми смертоносными бойцами.
В каком-то смысле, символический конфликт "Звёздных войн" Лукаса можно обозначить, как противостояние ниндзя и роботов. При этом, в трилогии-приквеле это, натурально, выродилось в войну настоящих космических ниндзя с настоящими роботами. [Безусловно, есть глубокая ирония в том, что сторону, олицетворяющую технологический прогресс, хотя бы в области вооружений, возглавляет самый натуральный ниндзя; а воюющие с ним повстанцы, отстаивающие идеалы Старой Республики с её тысячелетней стагнацией, сами в итоге вынуждены вступить на путь технологического развития.]