Я тут краем глаза посмотрел обе части "Трансформеров" Майкла Бэя.
А краем глаза-то даже не так плохо, как говорят!
То есть, наверное, всё-таки плохо. И вторая часть, да, наверное, позорная (повторюсь, я смотрел невнимательно). Помню, когда фильм шёл в кинотеатрах,
makarovslava на него сходил, а потом говорит мне: "Представляешь, хорошие роботы-трансформеры и люди и объединились в секретный отряд по борьбе с плохими трансформерами, которые просачиваются из космоса, так? Хорошо, да? Так какого хрена люди в этом отряде ходят с автоматами, блин?"
И, натурально, в фильме секретные спецназовцы палят из автоматов по десятиметровым инопланетным роботам. Что и выглядит неэффективно, и по факту является таковым.
Называйте
makarovslava педантом и занудой, но он прав.
Но вот что-то меня зацепило в первом фильме, не сам фильм, а какое-то смутное ощущение, которое он навевал. Ну и да, эта новомодная голливудская стилистика, дорого и блестяще, но это как раз понятно...
Если начинать совсем издалека, то есть у Японии одно выдающееся качество. Геополитически, это не самая мощная страна, экономически это великая страна, но в плане массовой культуры - это супердержава. Одна из двух стран, способных задавать моду в этой сфере. Это страна, создавшая массовую культуру западного типа, но абсолютно самобытную и независимую. С ядерной триадой из комиксов, мультфильмов и видеоигр. Более того, это страна начала и навязала Америке культурный диалог, а это не так-то просто, знаете ли. Америке никто не интересен, кроме Америки, и это является предметом национальной гордости. А японцам удалось их заинтересовать.
Не знаю, мне нравится размышлять о таких вещах. Говорят, японцы, создавая жанр "реалистичных роботов", про пилотов шагающих боевых машин, вдохновлялись, в том числе, "Звёздной пехотой" Хайнлайна. А встречный американский интерес к феномену японских реалистичных боевых роботов породил вселенную Battletech - и мультсериал "Эхо-взвод".
Японские мультфильмы про суперроботов и волшебных фей, с долгими и красочными сценами боевой трансформации оказали заметное влияние на американскую анимацию самого конца восьмидесятых - первой половины девяностых. Эх, золотое было времечко!
И "трансформеры", конечно, тоже оттуда. Сначала японцы стали делать игрушки, соединяющие в себе две их главных страсти - реальную технику и огромных фантастических роботов. Потом американцы стали эти игрушки импортировать, купили лицензию и решили сделать под них отдельный сеттинг - "Трансформеров". С мультфильмами, комиксами и всем, что полагается. Надо сказать, что это в значительной серии прошло мимо меня - хотя полнометражный мультфильм я в детстве видел, и он меня, естественно, потряс.
Потом было ещё десять тонн всякого добра, включая мультфильмы, выпущенные самими японцами - по мотивам американских мультфильмов по мотивам японских игрушек. В общем, это совершенно отдельный, слабо известный мне мир. Я только знаю, что Оптимус Прайм - велик. Мне
arishai об этом говорила. О, ну и в сети есть сайты фанатов Оптимуса, которые с радостью докажут вам, что он круче самого Иисуса - потому что он прирождённый лидер, непобедимый благородный воин и гигантский робот, который к тому же ещё умеет превращаться в грузовик-тягач.
А во втором фильме есть сцена, когда Оптимус в одиночку дерётся против трёх вражеских роботов, и да, вроде даже понимаешь, насколько он крут.
И ещё. Честно скажу, самая идея трансформеров - невероятно дурацкая. В детстве я считал её просто сомнительной, а потом чуть подрос и окончательно списал, как безнадёжную. Но ведь тысячам детей эти игрушки-мультфильмы давали пищу для фантазий, а потом эти дети выросли. Есть такой интересный эффект, когда человек пытается сделать из любви своего детства что-то большое, умное, мрачное, реалистичное... и настоящие.
Меня покорили не фильмы. Меня покорило, что, как это иногда бывает у американцев, куча людей была нанята для того, чтобы сделать этих роботов хоть сколько-нибудь осмысленными. В фильмы-то это не вошло, но работа была проделана огромная, и в дополнительных материалах к DVD и на Википедии тебе об этом c радостью расскажут. Ведь это же целая концепция! Инопланетные роботы не просто так собираются в до боли знакомые земные машинки. На самом деле, каждый трансформер представляет собой огромную глыбу псевдометаллической плоти, каждая клетка которой представляет собой отдельный механизм. В высшей степени нанотехнологично. И их естественная форма, "протоформа" - гигантский гуманоид; просто потому, что это удобная анатомическая схема. Две ходилки, две хваталки, одна гляделка на самом верху. При желании, они могут принять любую другую форму - потому что "уровень их технологий для нас не отличим от магии", "а техническая сложность этих машин такова, что мы можем считать их живыми". Венец технологической эволюции, хех. И вот, попадая на новую планету, они принимают облик местных форм жизни - обычный ход в фантастике. Только их интересуют "
темы" - порождения нашей техносферы. Они находят подходящий им по габаритам и эстетике образец, сканируют его, а затем превращаются в него, тщательно воспроизводя каждую заклёпку (но сохраняя важные собственные системы, встраивая и пряча их в структурах образца). Так у них появляются колёса, решётки радиаторов, стёкла и прочие, очевидно земные прибамбасы. И вот они существуют в качестве местной техники, неотличимые от неё, хотя при желании могут в любой момент собрать из своих новых тел прежнюю гуманоидную форму. Есть в этом какое-то высокое безумие - превращаться в технику, потому что только она кажется им живой, потому что их привлекает возможность ощутить своим телом технические решения иной цивилизации. Мы вот гордимся Моной Лизой и Пушкиным, а для пришельцев мы раса "КАМАЗов" и паровозов, и только этим интересны.
Ну да, сразу возникают вопросы, чем они питаются, или как возмещают потери массы, когда стреляют из своих тел ракетами, пулями, или даже раскалённой плазмой.
P.S. А ещё в первом фильме есть волшебный кубик, который излучает нечто вроде энергетических вирусов, которые преобразуют материю земных технических устройств в высокоорганизованную материю трансформеров - с заранее вложенными программами, регулирующими поведение, и набором базовых технических решений, вроде пулемётов и ходилок-хваталок. В фильме это явление используется стёба ради, но само по себе оно ставит интересный вопрос об идеальной программе и идеальной конструкции, которые даже в носителе не нуждаются, но воссоздают его из окружающей среды.
P.P.S. А вообще, зрители не приняли второй фильм, потому что в нём нарушено
правило повышения уровня сюжетного антагонизма! То есть, да, на смену обычной нечисти, Десептиконам, должен был придти настоящий робот-демон, Павший! (В озвучке СТС его так и назвали - "Фоллен". "Но один из семи Праймов выбрал сторону зла... за это, его прозвали Фолленом...".) Но несчастный Фоллен появляется минут на пять, у него идиотский дизайн и дурацкое поведение. Он не крут и не страшен, и Оптимус Прайм убивает его одной левой по истечении тех самых пяти минут. Фигня.
P.P.P.S. Вообще, забавно представить, что бы было, если трансформеры залезли во вселенную Бэттлтэк - и начали копировать тамошних роботов. Или вообще в любой фантастический сеттинг с гигантскими роботами... или вообще в любой фантастический сеттинг. Они в любом случае будут представлять собой нечто высшее, заруливающее и непонятное. Вот, кстати, Оптимус Прайм в одном из своих
инопланетных обличий.