Путь от естественной необходимости (когда человеческая деятельность и развитие общества осуществляется под давлением объективных и не подвластных человечеству внешних обстоятельств) в царство подлинной свободы пролегает через осознанную необходимость. Иначе говоря, речь идёт о реализации задуманного и тщательно проработанного проекта, о сознательном осуществлении долговременного многоступенчатого плана. Этот предшествующий коммунизму промежуточный этап можно называть социализмом, можно не называть (если социализм = первая фаза коммунизма), суть от этого не меняется.
(...)
Очевидно, что [проект построения коммунизма] должен состоять из нескольких последовательных фаз, каждая из которых будет решать собственные задачи и создавать предпосылки для перехода к следующей фазе. Следовательно, что для каждой из этих фаз потребуются свои уникальные структуры, свои общественные институты, свои кадры и даже системы подготовки кадров.
Возьмём мою
схему советской фантастики и превратим
мамоны обратно в татибы, а саму схему ужмём до считанных десятилетий, от победы революции в отдельно взятой стране и до победы коммунизма. [Я не буду в очередной раз объяснять, что такое мамоны и татибы.]
"Советская" последовательность в рамках вышеупомянутой схемы - это белая, жёлтая, чёрная, синяя. Красная - начало и высший этап, который отменяет сам себя. При коммунизме не будет коммунистической партии; в каком-то смысле, не будет самого коммунизма. (Царство свободы начинается после коммунизма, см. книгу Сократа Платонова с тем же названием, "После коммунизма".) Суть в том, что красная татиба считает себя высшей ступенью эволюции, а остальные татибы она воспринимает, как вторичные и вспомогательные.
Постараюсь быть краток.
1. Белая татиба
Итак, революция победила в одной, отдельно взятой стране. Люди с коммунистическим мировоззрением в этой стране составляют ничтожное меньшинство, а какие-либо объективные материальные предпосылки для перехода к коммунистическому обществу отсутствуют, их только предстоит создать. Бытие определяет сознание, а бытие таково, что народ в массе своей малограмотен, суеверен и глуп. Этим людям нужна религия, потому что таков объективный уровень социального развития их общества, и им необходимо дать религию. При этом, надо осознавать, что религия - это опиум для народа, коллективное обезболивающее, вызывающее привыкание и прочие негативные последствия. Торговцы подобным дурманом - социальные паразиты.
На этой стадии создаётся идеология, мифология, религия коммунизма, со своей собственной символикой и ритуалами, в первую очередь рассчитанная на ограниченных и слабо образованных людей. С полным пониманием того, что это тоже наркотик. В идеале, этот наркотик должен быть более слабым, менее эффективным, чтобы от него потом можно было спокойно отказаться. Мы боремся с религиозной зависимостью за счёт замены настоящей религии на религию-суррогат, с одной стороны, и за счёт постепенного изменения внешних условий ("базиса"), с другой. В какой-то момент жизнь станет более комфортной, уровень неизбежных страданий понизится, а люди научатся воспринимать реальность такой, какая она есть, без розовых очков.
Не идеология или абстрактное воспитание, а практическая деятельность и опыт коммунистических взаимоотношений делают из человека коммуниста. У коммунистов есть теория, которая основывается на научном подходе к действительности и проверяется практикой, и практика, которая вытекает из теории и корректирует теорию. К "вере" это отношения не имеет, в светлом будущем никакой "веры" не будет.
Но пока, на начальной стадии коммунистического строительства, ведущую роль играют богословы-теоретики и низовые пропагандисты-агитаторы, а также самопальный пантеон народившихся святых и мучеников движения, вплоть до мощей и реликвий.
2. Жёлтая татиба
На этой стадии в основном предстоит решать военные задачи. Пока коммунисты удерживают власть в одной только стране, существует опасность превращения соседних буржуазных стран в лагерь контрреволюции, с последующей интервенцией во имя реставрации капитализма.
Задача - уничтожение потенциально-враждебных центров силы в непосредственном окружении; в пределах макрорегиона; на всём континенте (в пределе - по всей планете, но на это рассчитывать не стоит). Страна должна стать неуязвимой в военном отношении и окружить себя поясом из вассалов, зависимых стран и доброжелательных (и слабых) нейтралов.
Подобным задачам соответствует военно-феодальная структура общества. (Военно-феодальная - потому что у подобной экспансии нет экономического обоснования, это не империализм; одна только голая силовая дипломатия, вынуждающая страну какое-то время жить не по средствам.) Проповедников и теоретиков марксисткой метафизики отстраняют от рычагов. На первый план выходят руководители отраслей, производящие оружие, генералы, использующие оружие в бою, и поэты, способные воспеть славу оружия - чтобы человеческие полчища с радостью погибали за тряпку нужного цвета. А заодно нужны спецслужбы, чтобы держать под контролем администраторов, военных и деятелей культуры, ну и курировать особо важные направления.
Настоящие коммунисты державный "патриотизм" в гробу видали:
И пусть посмеют патриоты
В нас пыл разжечь для их атак, -
Мы сразу наши пулемёты
Направим в собственных вояк.
(Существуют разные
переводы.)
3. Чёрная татиба
Для создания материальной основы коммунизма необходима самая развитая капиталистическая экономика. Раз военная угроза ликвидирована, то пришла пора построить самую развитую капиталистическую экономику. Коммунистическая страна обязана переиграть капиталистические страны их на их же собственном поле, в сфере международной конкуренции, создав более эффективную и динамичную версию рыночной системы. Речь идёт о неком сверх-НЭПе, когда партия и государство постепенно освобождают место для частного капитала, оставив за собой только общее стратегическое управление.
"
Чем определялась революционность рабочего класса? Не в последнюю очередь тем, что рабочий был дисциплинирован капитализмом (Ленин). Русский крестьянин не прошёл школу капитализма. (...) И тогда встаёт вопрос: кто же будет дисциплинировать крестьянина? Не крестьянская же община, как считают наши анархисты, будет дисциплинировать.
Мне кажется, что Ленин вполне допускал развитие эксплуатации крестьянина кулаком, но тем самым и дисциплинирование кулаком крестьянина. При сохранении пролетарским государством командных высот в экономике кулак не сможет подмять под себя диктатуру пролетариата. Более того, крестьянин, на своей шкуре почувствовав прелести капитализма, сам потянется в совхозы".
После предыдущего периода "дисциплинировать капитализмом" придётся не только крестьян, но и рабочих (по второму кругу), служащих и интеллигенцию. Надо будет заново учить людей работать, то есть зарабатывать, выдавать качественный продукт руками и головой - идти на риск, опережать тренды, проявлять инициативу.
Здесь мы уже сваливаемся в пространство альтернативной истории. На примере Японии, начавшей создавать собственную версию "американского капитализма" и бросившей вызов американскому капитализму в 1970-1980-е, мы видим, что такая страна должна производить широкий спектр качественных товаров массового потребления, в том числе, и это очень важно, культурной продукции. Раз США штампуют рестлинг, комиксы, мультсериалы и рок-н-ролл, Япония должна была ответить на это своим рестлингом, своими комиксами, своими мультсериалами и своим рок-н-роллом. "Альтернативный СССР" создал бы собственную уникальную версию "капиталистической массовой культуры" - вплоть до "красной эротики" и "красного хэви-металла", привет фантазиям Максима Калашникова [если вы не знаете, кто это такой... долго объяснять]. Не продукция, которая заменяет недоступные западные образцы, но продукция, способная на равных конкурировать с западными образцами.
На примере Японии мы также видим, что нельзя тягаться с текущим гегемоном, не обладая собственным силовым ресурсом. И да, Китай под руководством китайской компартии достиг таких успехов в строительстве развитой капиталистической экономики, которые СССР и не снились.
В общем, на первый план выходят инноваторы и долларовые миллиардеры, "чекистско-силовой блок" постепенно отстраняют от рычагов управления, пропагандисты-догматики теряют какую-либо актуальность.
Что важно понимать? Согласно принципу звезды, чёрная татиба бьёт красную, но жёлтая бьёт чёрную. Страна должна пройти по лезвию ножа. Либо рынок и капиталистические отношения проникнут на самый верх, что приведёт к разложению правящей верхушки и реставрации капитализма (красная < чёрная), либо силовики и спецслужбы задавят предпринимателей, закрутят гайки и отберут у страны будущее (чёрная < жёлтая). Либо сначала одно, потом другое. Это то самое, о чём писал Ефремов: "Конечно, узка и трудна та единственно верная дорога к коммунистическому обществу, которую можно уподобить лезвию бритвы".
В "Часе быка" он раскрывал метафору:
"Россия - первая страна социализма. Именно она пошла великим путём по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями".
Коммунисты усиливают чёрную татибу за счёт жёлтой, зная, что чёрная для них ядовита. А затем они должны пройти по узкому мосту между жёлтой и чёрной, не свалившись ни влево, ни вправо. При этом, чёрные ("гангстерский капитализм") будут брать в союзники демократически настроенную интеллигенцию, а жёлтые ("муравьиный лжесоциализм") - недобитых догматиков и прочих мракобесов, вплоть до каких-нибудь "православных державников".
4. Синяя татиба
Когда страна займёт ведущие позиции в мировой капиталистической экономике и мировой массовой культуре (с соответствующими изменениями в структуре занятости и доходах населения), тогда можно будет заняться демократическими преобразованиями. Начав, естественно, с уровня местного самоуправления. Результатом не обязательно станет парламентская демократия, как таковая, скорее, речь пойдёт о системе многоуровневых советов, с делегированием оправдавших доверие кандидатов наверх. Главное, чтобы система советов реально функционировала на основе демократических принципов - со свободным волеизъявлением, с альтернативными кандидатурами, с борьбой политических сил, с публичными дебатами и равной конкуренцией за голоса избирателей. Свобода слова, свобода собраний, свобода ассоциаций и т.д., и т.п.
Рыночников отстраняют от рычагов (народ, получивший политическую власть, добивается и обеспечивает себе социалистические блага), "силовой блок" теряет актуальность.
И вот, создав в стране реальную демократию в сочетании с мощной и эффективной экономикой, способной обеспечить каждому человеку гарантированный базовый доход и удовлетворение его материальных и культурных потребностей, можно уже непосредственно приступать к строительству коммунистического общества.
***
Естественно, это чисто умозрительная схема, которая ни к чему не относится, но
для чего-то она мне нужна.