Последнее из того, что я планировал написать в 2011 году.
Сделав полный круг, я снова вернулся к сеттингу по мотивам
"Пяти Адских Могуществ". И к смысловой рифме, да, но это я всегда любил.
Я представил себе пятерых могучих демонов, которые ведут между собой вечную шахматную партию на многомерной карте ада, используя в качестве фигур людей всех стран и эпох. Вот эта мысль точно могла повлиять на концепцию
татиб, которую я придумал уже потом.
И мне хотелось, чтобы эти демоны, стоящие за Могуществами, чему-нибудь соответствовали. Например, смертным грехам. Если бы у нас было десять смертных грехов, каждый демон мог бы олицетворять два из них. И грехи, таким образом, образовали бы пять блоков.
Смертных грехов семь, скажете вы. Но когда меня это останавливало?
Начнём с того, что их число можно расширить до восьми. Так получилось, что седьмой грех разделился - у нас он стал Унынием, а на Западе Праздностью, Ленью (Sloth). А значит, это уже седьмой и восьмой.
При этом, лень и уныние естественным образом объединялись в один блок, так как произошли от одной позиции. Я, правда, не знал, как этот блок назвать, но это уже неважно. (Депрессия? прокрастинация? проблемы Первого мира? а, вот, было в старом посте: "
грехи энергетического минимума".) Нужно было отыскать ещё два греха, и тогда пасьянс бы сошёлся. На помощь мне пришёл японский анекдот. Японцы, как и мы, любят анекдоты о национальных стереотипах, "американец то-то, а русский то-то, а японец то-то" ("а кореец обвинил во всём Японию и сжёг японский флаг"). Есть там классический анекдот из серии "самолёт падает", вернее, "корабль тонет", и капитан должен уговорить пассажиров разных национальностей прыгнуть за борт.
Я об этом писал, да:
Девятый грех и десятый грех "
В японской вики в статье "Национальный характер" (民族性) наткнулся на анекдот, не могу не привести: На тонущем корабле не хватает на всех мест в спасательных шлюпках. Капитан, который хочет посадить в шлюпки женщин-детей, убеждает мужчин прыгать за борт, говоря -
Американцу: Ты же застрахован на крупную сумму!
Англичанину: Будь настоящим мужчиной, прыгай!
Немцу: Прыгай за борт! Это приказ капитана!
Итальянцу: А вооон там такая фемина за бортом!
Французу: Не прыгайте за борт, пожалуйста.
Русскому: Бутылка водки за борт упала! Скорее прыгай - ещё можно достать!
Китайцу: Вон какая редкая рыба плывёт! Задорого продать можно!
Японцу: А все уже прыгнули!"
Приведу ещё раз свой текст 2012 года:
Забавно, что у нас был точно такой же анекдот про то, как заставить представителей разных национальностей прыгнуть с моста, с французом в роли итальянца и с русским в роли француза ("прыгать с моста запрещено"). Мнение об американцах у нас с японцами совпадает. Действительно, разница в менталитете.
Забавно было бы истолковать это с точки зрения смертных грехов. В этой трактовке, решение "прыгнуть за борт" - это готовность совершить зло, подчиняясь той или иной страсти.
Русский пойдёт на преступление за бутылку. Итальянец - за женщину. Они образуют "физиологический блок", служа чревоугодию и похоти соответственно. Да, винопитие относится к чревоугодию, так что это действительно популярный в России грех.
"Экономический блок" составляют китаец с американцем. Но грех у них общий - алчность. Зависть не прослеживается. (Можно было бы, конечно, приписать зависть японцу, но это будет чудовищной натяжкой.)
За грехи "эго" отвечают англичанин и француз. Англичанин является воплощением гордыни и высокомерия, он стремится доказать, что он лучше других (ещё один вариант перевода: "ты же джентельмен!"). Француз подвержен гневу, он прыгнет из принципа, чтобы доказать, что никто не вправе его в чём-либо ограничивать.
Но у нас остаётся ещё немец с японцем. Один прыгнул, потому что ему приказали, другой - потому что прыгнули все остальные. Самые популярные оправдания на Нюрнбергском и Токийском процессах, немцы говорили: "я выполнял приказ", японцы говорили: "все так делали". Действительно, удачная пара.
Представляете себе культуру, в которой подобное действительно входило бы в список смертных грехов, образуя блок "нежелание думать собственной головой"? Слепое подчинение власти - и покорность мнению окружающих? И осуждалось бы наравне с похотью или алчностью?
***
Да, это всё был результат размышлений над Адскими Могуществами, и я тогда выложил этот текст именно для того, чтобы на него потом сослаться, если всё-таки решу об этом написать. Прошло 11 лет, и вот он я.
Правда, тогда я жаловался, что в анекдоте нет зависти. Зависть туда очень легко добавить - достаточно сказать китайцу: "Вот какая редкая рыба плывёт! Дорого продать можно, станешь богаче американца!" Потому что американец просто хочет много денег, а китаец хочет быть не хуже американца.
Демон Алчности и Зависти играет Пятым Могуществом. Это то, что его отличает, та самая "корысть". От эпического разграбления, организованного могучей империей в межконтинентальном масштабе (как сказал Феликс, удивительно, что Могултай в своём списке забыл упомянуть англичан), и до убогого жителя нищей деревни, который из зависти пакостит соседу, чтобы тот не начал жить лучше.
Демон Гордыни и Гнева играет Первым Могуществом. Они называются Первым, и это, судя по всему, их самоназвание. Гордыня автоматически. "Это Могущество по праву гордится своим первенством и знатностью". "Что тут написано? №1. Это мы". Кто был величайшим правителем и полководцем всех времён? Древнеанглийская поэма "
Видсид" считает, что Александр Македонский:
"а самым сильным
был Александр
среди людей
и благоденствовал больше
всех на этом свете,
о ком я слышал".
Куда отправился Александр после смерти? В Первое. А кто Эпический Герой №1? Гильгамеш. Где Гильгамеш? "Есть там и допотопные халдейские государи, из которых благороднейшим заслуженно почитается Билгамис". В Первом. У них там ЧСВ космическое. Ну, а с их Гневом можно познакомиться, если встать у них на пути и не проявить приличествующего смирения.
Демон Похоти и Чревоугодия играет Третьим, отсюда эта чрезмерная "сластолюбивая откровенность". "Из всех искусств для нас важнейшим является кино, вино и домино. И кино лучше про баб!" [Вы можете возразить, что у Третьего упоминается и гордость, но чем они гордятся-то? Своим развратом и излишествами. "Да, конечно, мы не такие древние и знатные, как Первые, но..." - всё, свободны.]
Второе Могущество, естественно, выбрал Демон "нежелания думать своей головой", девятого и десятого греха - Слепого Подчинения Начальству и Стремления Быть Как Все. Я говорил, что если бы во Второе брали только за настоящую веру, оно бы никогда не разрослось до столь чудовищных размеров. (И да, Отцы Церкви не стали упоминать о девятом и десятом смертном грехе по вполне понятым причинам, они ведь сами выступали за ту команду.)
Четвёртое Могущество досталось Демону Лени и Уныния. Я говорил, что
нытьё - это про Четвёртое. Лень, в принципе, тоже про них, потому что они хотят, "чтобы дело двинулось словно само собой, да так и пошло само чем дальше, тем лучше". Лень - двигатель прогресса, они там всё время придумывают разные штуки, чтобы меньше заниматься теми вещами, которыми занимаются другие люди в аду. Большинству, почему-то, нравится бесконечно рубиться на мечах, а Четвёртому не нравится. Потому что адепты Четвёртого унылы (малодушны и трусливы). Им вообще, судя по всему, в аду не особо нравится, они хотели бы быть где-то ещё и заниматься чем-то другим. И Демон им достался грустный и ленивый, ведь он сам олицетворяет свою стихию. Залысины, лишний вес появился... совсем уже не тот Демон, каким когда-то был. Так что он ими и не занимается почти, предоставил Четвёртое Могущество самому себе. Пусть они там сами за себя ходы делают. Строят ракеты... да и пусть, ну их.
***
Это я и имел в виду, все эти недавние тексты, когда
ответил gimli_m, что "грокнул" концепцию "Пяти Адских Могуществ", вот что у меня тогда было в голове :-D.