Самое идиотское и ненужное сопоставление, в честь поста Серой Зоны о Пяти Конвенциях Технократии

Mar 29, 2023 01:20

Итак, продолжая со второй фазой празднования 20-летнего юбилея " Пяти Адских Могуществ" Могултая.

В честь Пяти конвенций Технократии мне захотелось перемножить на П.А.М. вещи, совершенно для этого неподходящие. Есть уместные вещи, подходящие для такого сравнения и открывающие какие-то новые стороны темы, а есть, ну... все остальные штуки, которые с Адскими Могуществами объединяет только число элементов. (Представьте себе попытку связать П.А.М. и цвета волшебства из Magic the Gathering. В какой-то момент ведь придётся объявлять Третье зелёным, а Первое красным, правда? Или представьте себе П.А.М. и татибы. Александра Македонского с Гильгамешем придётся в коммунисты записывать, потому что белогвардейцы под флагами Баала и Астарты (тм) скорее согласятся на Сталина и Чингисхана. Короче, не всё то П.А.М., что по пять.)

Ещё раз: есть вещи, которые перемножить можно, но не нужно. Но из-за этой ненужности мне и захотелось это сделать. Итак, Даниил Андреев, "Роза мира", Высшие Аспекты-трансфмифы верховных религий:

"Но лестница слоёв Шаданакара не заканчивается там, где завершаются сегменты метакультур: дальше поднимаются пятимерные и шестимерные миры, тоже получившие своё смутное отображение в мифах и религиях человечества. В этом смысле ко многим из этих слоёв тоже применимо наименование «трансмифы». Но в более узком и более высоком смысле слово «трансмиф» применяется к особой сакуале: это система миров с пятью измерениями пространства и с огромным числом временных координат; это пять грандиозных, как бы светящихся изнутри солнечным сиянием, прекрасных и прозрачных пирамид, незыблемо высящихся над Энрофом. Не только Энроф, но и небесные страны метакультур кажутся оттуда глубоко внизу, в сумраке. Эти миры - высшие аспекты трёх (не четырёх!) великих международных религий и двух религий, почти не разбивших своей национальной замкнутости вследствие ряда исторических причин, но носивших на себе отблеск как своих затомисов, так и этой, несравненно более высокой сакуалы. Об этой сакуале подробно будет сказано в одной из следующих частей. (...)

Изложение структуры Шаданакара достигло, наконец, той грандиозной сакуалы, которую мне приходится обозначить такими мучительно громоздкими определениями, как миры того, что можно было бы назвать Высшими Аспектами верховных религий, их чистейшими трансмифами.

Много лет назад, задолго до Отечественной войны, когда я был ещё совсем молод, мне явился непонятный, прекрасный и неотступно настойчивый образ: как бы видимая из бесконечного отдаления голубоватая пирамида из хрусталя, сквозь которую просвечивает солнце. Я чувствовал огромность его значения, волны благодати, силы и красоты, изливаемые этим светящимся средоточием, но понять смысл этого образа не мог. Позднее я думал даже, что это преломлённый моим ограниченным человеческим сознанием отблеск Мировой Сальватэрры. Детская мысль! Тот, чьей души коснётся отблеск Мировой Сальватэрры, становится праведником и пророком. И уж конечно, её отблеск лишён всякого подобия чему бы то ни было земному.

Лишь много лет спустя и, в сущности, совсем недавно уяснилось для меня, что эта пирамида - не одинока, что с нею как бы согласованы другие, и всего их пять, а шестой в Шаданакаре никогда не будет. Но голубая - действительно одна: остальные - других цветов, и невозможно сказать, которая прекраснее. О, конечно, трансмифы «в себе» трансцендентны для нас; возможно, что «в себе», они не имеют сходства ни с какими геометрическими формами. Но моего сознания они коснулись именно как исполинские хрустальные пирамиды, и, по-видимому, в наличии именно таких образов есть глубокий смысл.

Позднее меня поразило другое: что одна из пирамид, меньших размеров, но удивительной, какой-то нездешней белизны, есть наивысший трансмиф религии, которую я лично никогда бы не мог отнести к числу мировых или верховных: трансмиф зороастризма. Недоумение это до сих пор не рассеяно. Я до сих пор не могу уяснить, каким образом эта локальная религия, исторически давно угасшая в Энрофе и, как мне кажется, не столь уж богатая мифологией, оказывается отражением такой колоссальной и только ею исповедуемой реальности. Называется этот мир Азур.

Другая пирамида, тоже небольших сравнительно масштабов, но золотая, мне понятнее. Это - наивысший аспект иудейства, - тот аспект, который оставляет далеко внизу антихристианскую непримиримость своего земного двойника, тусклого и мутного. Это тот золотой мир небесной славы, который сквозил в видениях великих мистиков Каббалы, в прозрениях пророков и для которого кропотливая пряжа Талмуда - как пыль долин для владык горных высот. Имя золотой пирамиды - Аэ.

Исполинская пирамида, цвет которой напоминает наш сиреневый - наивысший аспект индуистского трансмифа. Сложный этот мир слоится, и внешний из его слоёв - конечная цель Веданты и Йоги, высший слой Синклита Индии, намёк на который мы нашли бы в индийской философии под именем Нируддхи. О другом слое - Эройе - и ещё об одном, имя которого я не имею права произносить, могу сказать только, что хотя в этих мирах обитают также и те, кто были когда-то людьми, но они здесь скорее гости. Последний из слоёв сиреневой пирамиды - Шатриттва, обиталище многих иерархий индуистского пантеона. Но говорить о точном соответствии образов этого пантеона иерархиям трансмифа можно только отчасти, в отдельных случаях. Под одним и тем же именем Кали-Дурги, например, в Энрофе почитаются инстанции совершенно различных высот, масштабов, ступеней космической иерархии: от «Всенародной Афродиты» Индии до Приснодевы-Матери Вселенной.

Не менее велика и зелёная пирамида - состоящий из двух слоёв мир наивысшего аспекта буддизма. Распространено заблуждение о том, что будто бы буддизм, по крайней мере южный, атеистичен. В действительности, на высших ступенях Хинаяны, как и джайнизма, никакого атеизма, конечно, нет. Но, начиная с Гаутамы и Махавиры, мыслители и проповедники считали, что для масс лучше подчёркивать несущественность вопроса о Боге в деле духовного спасения, чтобы на Бога не перекладывались те усилия, к которым обязан сам человек. Да и как иначе могли бы мыслить о Боге те, чья Нирвана - первый из двух слоёв великой зелёной пирамиды? Второй же слой принадлежит дхиани-бодхисаттвам, иерархиям, осуществляющим водительство людьми буддийских метакультур. С предельной серьёзностью следует относиться к утверждению духовных пастырей Тибета о том, что большинство далай-лам - перевоплощения дхиани-бодхисаттвы Авалокитешвары. Буквальное понимание этого утверждения показало бы, что ясность нашего сознания ещё не превысила той ясности, которая достижима в определённых конфессиональных рамках; но если бы мы поняли, что тезис о перевоплощении Авалокитешвары в преемственном ряду далай-лам есть подогнанная под уровень народного понимания форма намёка на факт инспирации большинства далай-лам этой великой иерархией, - мы были бы недалеки от истины. Предпоследний из тибетских далай-лам был инспирирован не вполне, а ныне правящий - не что иное, как подмена; отсюда и его поведение.

Голубая же пирамида, манящая меня двадцать лет, - Небесный Иерусалим - высший трансмиф христианства. Это - то, что стоит за такими утверждениями христианского учения, которые общи и для католиков, и для православных, и для лютеранина, и для абиссинца, и для будущих последователей Розы Мира. «Утверждения», - сказал я, но это не точно; потому что это единое для всех, общее для всех почти невозможно выразить в словесных формулах. Небесный Иерусалим - высший слой синклитов христианских метакультур; и всё же это ещё не Церковь. Церковь - это высшие миры Шаданакара".

Понятно: тут про рай, у Могултая про ад. При желании, можно найти определённые параллели (пять и пять!), потому что в обоих случаях перед нами сугубо субъективные, эстетические схемы. Что у Могултая рациональные гедонисты являются совершенно отдельным мировоззрением, зато коммунисты - это те же нацисты, которые конфуцианцы, которые спартанцы, короче, те же авраамические яйца, вид в профиль. Что у Даниила Андреева: существует всего пять лифтов, ведущих на верхнее небо, один из них зороастрийский, другой еврейский, а у мусульман своего лифта нет, им приходится на христианском ездить, потому что мусульмане миру ничего нового не сказали.

"От остальных мировых религий ислам отличается тем, что у него отсутствует высший аспект трансмифа, то есть в чрезвычайно высокой сакуале миров высших трансмифов мировых религии нет мира, специально связанного именно с исламом. Это сказалось в бедности мусульманской мифологии, в несамостоятельности большинства разработанных в нём трансфизических образов и сюжетов, почерпнутых преимущественно из иудейства и христианства. Представляя собою во многом по отношению к христианству регресс, ислам, тем не менее, даёт душе возможность восходящего движения, способствует втечению в жизнь сил духовности и за период своего исторического существования создал не столь мощный, но всё же очень яркий затомис и блистающий синклит".

Понятно, что Даниил Андреев просто не был мусульманином и ислам его особо не интересовал. С иудейской точки зрения христианство тоже было ошибкой.

Позорная и совершенно никому не нужная смысловая рифма :).

Зороастрийская пирамида, белая - Третье Могущество. Потому что самая мелкая, потому что просрали все полимеры, потому что сам Зороастр по канону в Третьем, и "изначальный зороастризм" считается кошерным с точки зрения Третьего.

Индуистская пирамида, сиреневая - Первое Могущество. Потому что в Первом раджпуты, и потому что индийцы обожают сюжеты про кшатриев и раджпутов, и до сих пор снимают фильмы про могучих усачей (а иногда и бородачей), которые одним ударом опрокидывают 20 человек. Именно в индийских фильмах идеалы Первого Могущества могут рефлексироваться и проговариваться вслух. Не удержусь и процитирую пример из фильма K.G.F. (первая часть отличная, а вторая прямо наоборот, но речь не об этом).

Будущий бородатый герой растёт в нищей индийской деревне, у матери-одиночки. Пока ещё он мелкий. К его матери приходят другие женщины с жалобой на то, что её сын пытается вербовать их сыновей "в банду". Мать спрашивает у сына, что происходит. Он говорит, что его обижали старшие мальчики, и он пытался собрать команду, чтобы им противостоять, потому что пока он один, а их много. Тут мать задаёт ему трёпку и говорит: если ты храбр, потому что за тобой тысяча человек, ты сможешь победить только тех, кто окажется ещё слабее. Но если тысяча человек бесстрашны, потому что знают - ты на их стороне, вот тогда ты будешь непобедим. (Александру такой подход помог завоевать полмира.) И дальше, вроде как, мелкий пацан проникается, идёт и вырубает главного из старших мальчиков.

Иудейская пирамида, золотая - Пятое Могущество. Потому что "ветхозаветный семитский антимир" (с), потому что антисемитские стереотипы о евреях звучали примерно так: если еврей верующий, то он не считает неевреев людьми в полном смысле слова, а если светский, то это просто машина по разводке и перераспределению денежных потоков в свою пользу. И они ещё умеют совмещать, да. "Как в 18 веке до новой эры, так и в 18 веке новой эры все соглашались (...) что правила морали применимы только среди своих" ( *).

Христианская пирамида, голубая - естественно, Второе Могущество. Потому что это самая популярная и архетипическая версия сверхценничества в наших краях, и даже коммунизм был не более, чем "обезьяной Бога". "Роль загробной жизни, в которой для упомянутых немногих это спасение от греха может быть осуществлено, для Сталина играл грядущий коммунизм, а роль бога, осуществляющего это спасение - строящая означенный коммунизм партия" (*).

Наконец, буддийская пирамида, зелёная - достаётся Четвёртому, как приемлемая и модная либеральная философия-недорелигия, которой увлекались Ричард Гир и Леонард Коэн. (Чем именно Даниилу Андрееву не угодил Далай-лама, я даже загадывать не хочу.)

Пять Адских Могуществ

Previous post Next post
Up