Куклы и японские представления о дискретности времени

Mar 05, 2007 12:16

Это один из "блокирующих постов", который мешал мне продолжать разговор о ЛоХХе. Казалось бы, простая тема, но вот накрыло косноязычие, и всё! Справился, как мог.

В одном из номеров «Популярной механики» была интересная статья о японских механических куклах. Я заинтересовался и прочёл ещё один текст на ту же тему.

Из этих текстов можно вытащить несколько интересных вещей.

Во-первых, h_factor сказала мне, что, по данным прикладного шаманизма, интрегральный ТИМ Японии - Габен, сенсорно-логический интроверт, из чего вытекает, что главный японский фетиш - человекоподобные куклы, манекены. Учитывая их увлечение куклами, японскую роботоманию нельзя объяснить одним лишь подражанием старой американской фантастике. Когда японцы создают робота, умеющего улыбаться или отбивать ритуальные поклоны, они следуют многовековой традиции.

Туда же образы искусственных людей, прежде всего женщин, в манге-и-аниме. Вплоть до тех же Ав.

Во-вторых, во второй статье очень хорошо передано японское отношение к реализму в искусстве, это из тех вещей, которые трудно понять некоторым моим соотечественникам:

"Искусство, по меткому выражению Тикамацу, находится "на тонкой грани между правдой /"тем, что есть"/ и вымыслом /"тем, чего нет"/
Полное подражание, по мысли Тикамацу, может привести к разрушению искусства. Реальное, балансируя на грани нереального, создаёт эффект художественной правды. Подлинное искусство находится в пограничном состоянии - между действительными вещами и вымышленными. "То, что есть, становится тем, чего нет". Видимое переходит в невидимое, реальное в условное, а в их единстве заключается особенность японского искусства. Подобное миропонимание, при котором сохраняется нераздельность реального и идеального, породило особое художественное мышление, нашедшее отражение в кукольном театре как на уровне содержания, так и представления. "...излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, слишком большая подробность вложенного в неё сообщения ей вредит"".

Наконец, то, что меня поразило:

"Характерными движениями актеров в национальных театральных школах «Но», «Кабуки» и «Бунраку» мы обязаны именно куклам «бутай каракури»".

"Прототипом многих движений кукол стали канонические стилизованные перемещения по сцене актёров Кабуки, в них истоки динамики кукол.

Не менее интересно то, что и сценическая техника кукол оказала воздействие на характер движения артистов. Статичность и фиксированность поз живых актёров восходит к расчленённости движений кукол, которые состоят из отдельных "па", но в то же время в общем создаётся картина особой выразительности и пластичности".

Я писал о том, что многие условности японской визуальной культуры вытекают из особенностей японского театра. Прежде всего, это показ одновременных действий в виде действий последовательных, через паузы и чёткие фазы движения. Теперь высказывается мнение, что в этом актёры подражали механическим куклам!

Отсюда можно вывести и трактовку боевых сцен в самурайских боевиках, и особенности походовых боевок в классических японских РПГ.

Одним словом, в ряде случаев походовость должна казаться японцам естественней «реал-тайма».
Previous post Next post
Up