"Два элемента на втором уровне", война богов и война людей

Dec 12, 2009 03:08

Возьмём самую простую, базовую идею. Она всё равно расколется на две.

Вот Юг, Первая этическая система. Самая примитивная и базовая, простая, как пробка.
Но вот у нас уже появляется Юг Крылова и Юг Холмогорова, Юг Конана и Юг Сталина, СУ-1 и СУ-1,5 (по Бощенко). Я знаю концепции, в которых условный "Юг" сразу делится на две части, между родоплеменной и раннегосударственными стадиями. И действительно, разве это не фундаментальное различие?

Возьмём Войну, как идею. Война родилась на Юге. И на Юге же идея войны мгновенно превратилась в две.

1. Наши войска войну проиграли (выиграли) и оказались побежденными (победителями), война прекращается!
2. Южные методы ведения войны (Заячья Парка)

(Обратите внимание, что оба примера взяты из одной книги.)

Первое - война, как коллективное жертвоприношение в честь богов. Это война Поршнева и война Купцова ("смысл войны - война. Её суть - принесение культовой жертвы"), война между равными по силе армиями эпических героев, война Махабхараты.

"Тогда встает вопрос - как может выглядеть мужской вариант радения менад? Ритуал, в котором освобождаются самые низкие инстинкты, жажда уничтожения, распада - и сублимируются в нечто возвышенное? Каким образом мужчины могли реализовать свой вариант причащения Богу?
Самый простой и достоверный вариант - поединок, бой.
Тогда получается, что эпос Эллады сохранил воспоминания об особой форме мужского дионисийства, который проявлялся в развязывании ритуальных войн и битв, в которых участники отождествляли себя с богами и доказывали это жертвоприношениями в виде собственной или чужой смерти".

Второе - война, как процесс уничтожение противника ради выживания, любой ценой и любыми средствами. " А это высшее искусство в битве/ Вредя врагам, опасности не ведать/ И случаю не доверять себя".

" По преданию, придя на Таз, землю кэлек тамдыр, Нёмай Порга увидел большие стада оленей кэлек и понял, что перед ним сильный и богатый народ. Поскольку селькупов было мало, Нёмай Порга опасался нападать на стойбища кэлек открыто. Он совершал на них набеги в то время, когда мужчины уходили на охоту. При этом Нёмай Порга не оставлял в живых никого: ни женщин, ни детей. С собой он забирал только оленей и нарты. Пользуясь тем, что стойбища кэлек были расположены далеко друг от друга, и многие из них еще не знали о приходе селькупов, Нёмай Порга под видом гостя навещал селения пребывающих в неведении кэлек.Он входил в центральный чум и созывал туда для беседы всех мужчин стойбища. Тем временем его спутники расправлялись с обитателями крайних чумов (всеми без исключения), после чего нападали на центральный чум и убивали собравшихся, обычно безоружных, мужчин. В других случаях селькупский вождь сжигал стойбища кэлек, при этом всех, кто выбегал из горящих чумов, окружавшие стойбище селькупы поражали стрелами или пальмами.

Наверное, ненцы (энцы), много повидавшие на своем веку, были ошеломлены действиями селькупов и их вождя. Убийствами и жестокостями их было не удивить, а вот намерений врага, убивающего женщин (главное "богатство" и зачастую цель войны), они поначалу не улавливали... В скором времени ненцы приняли селькупские условия игры, и началась череда взаимных нападений с проявлениями нерыцарской жестокости".

Короче, это война, в которой мы готовы убивать вражеских женщин и детей, лишь потому, что это проще.

Первый подход в последующие эпохи породил концепцию "джентельменской войны джентельменов", дуэль (божий суд), и профессиональный спорт (приемлимая альтернатива войне с сохранением базовой идеи).

Второй (уже на Востоке) вылился в концепцию "экономии сил", которая, в итоге, позволила осознать необходимость беречь как свои силы, так и силы противника ("лучшее из всего - разбить замысел врага, не сражаясь"). Это этика войны по Переслегину, и в этом смысле, противоположности сблизились. Но второй подход также породил геноцид, терроризм и тотальную войну. Цитируя Фуллера:

"Согласно новой теории, решающее значение имеет моральный дух гражданского населения. Если удастся сломить террором моральный дух населения, тогда весь государственный аппарат и с ним военное командование будут дезорганизованы".

И Война - бог войны - является воплощением обеих полюсов. Он Двуликий, его цвета - чёрный и белый. Отвага и безумие, честь и подлость, самопожертвование и жестокость.

Где бы мы не провели границу, он всегда будет и тем, и тем. В нём всё:

Тактика и стратегия;
Прямые и непрямые действия;
Ярость и дисциплина;
Свет и Тьма;
Солнце и Луна;
Огонь и Лёд;

...Я же, от имени своего молчаливого гостя, хотел бы процитировать запомнившееся мне со школы стихотворение Роберта Фроста:

Fire and Ice

Some say the world will end in fire,
Some say in ice.
From what I've tasted of desire
I hold with those who favor fire.
But if it had to perish twice,
I think I know enough of hate
To say that for destruction ice
Is also great
And would suffice.

Двуликий, бог войны, pairs

Previous post Next post
Up