Часть 1 Часть 2 Часть 3 Итак, я объяснил вам, что такое менталитеты Переслегина с точки зрения "кубика Переслегина"; но показал ли я, каков сам этот "кубик", каким я его вижу?
...У Переслегина "образование" и "контроль" лежат на одной оси, он назвал эту ось "
Игрой". Мне понравился этот образ (Игра!), я постарался сохранить его в своей схеме:
Кубик, да. Вид сбоку.
Игра - это то, ради чего я всё это делаю, игра непременно должна находится в центре. "Образование" и "Контроль" накладываются друг на друга, поэтому кажется, что они соединены. На самом деле, эта линия ("Игра") соединяет две противоположные вершины.
...В чём, кстати, нет ничего удивительного. Возмьмём, к примеру, "Управление" и "Трансценденцию", они тоже находятся на противоположных вершинах. Разве их ничего не связывает? Да на протяжении веков они были связаны неразрывно, это мы уже избалованы возможностью индивидуальной трансценденции. Как я однажды писал,
настоящая Империя должна контролировать и тот, и этот свет, власть над мёртвыми - одна из важных составляющих гегемонии. При жизни ты раб фараона, а после смерти - раб фараона-Осириса. Вот тебе и вся трансценденция. Интересно, какое имя можно подобрать для пары "Управление" - "Трансценденция"? "Власть" в высшем смысле слова? "Империя", раз уж Переслегин ось "Управление" - "Война" обозвал "Государством"...?
Или вот, был у меня разговор по поводу
"Познания" и "Войны". Это ведь тоже противоположные вершины. Их сочетание я бы назвал "Судом". Суд - состязание двух сторон, и суд - поиск истины (т.е. познание). Борьба научных школ, всё такое.
А уж войну, как таковую, всё время сравнивали с судом: "
Частная Война между отдельными лицами, семьями, родами, постоянное явление у первобытных народов, в современных цивилизованных государствах предупреждается законом и судом. Война государств и народов является неизбежной вследствие отсутствия судилища с достаточно сильной исполнительной властью для разрешения международных споров". Именно в этом контексте война порождает новую информацию, т.е. выполняет функцию "Познания" - она даёт ответ на вопрос, чьё дело правое, кто сильнее, какие доктрины работают, а какие нет. Другим путём эту информацию добыть нельзя.
Осталась связь "Производство" - "Эстетизация". Переслегин называет её "Культурой"... ну, возможно, если речь идёт о материальной культуре. Так-то у меня за культуру отвечает ось "Образование" - "Эстетизация". В духе заявленных Переслегиным
правил, "Эстетизация" - это "иллюзорное обучение, или обучение при помощи иллюзий". Образование связано с коммуникацией, и эстетика тоже; хотя, в конечном счёте, мы не можем быть уверены в том, что художественные образы передают какую-либо информацию их потребителю (
см.). Улучшают ли красивые дома нрав живущих в них людей?
Так. Теперь о том, почему "Контроль" - это именно правила; вернее, в том числе правила. Вернёмся к началу: у Переслегина "образование" и "контроль" лежат на одной оси, он назвал эту ось "Игрой". А в каком смысле это игра? Если это
игра вроде той, в которую играют волчата, то это чистое "Образование" - коммуникация с целью передачи культурной традиции, закрепления навыков и выработки взаимодействия. Впрочем, это же и есть базовая функция игр, так? Если линия "Игры", идущая от "Образования", начнёт отклонятся в сторону "Войны", мы получим
профессиональный спорт, в сторону "Трансценденции" - Игру, как сакральный ритуал, обеспечивающий милость богов. Что же нам даст прямая линия, из "Обучения" в "Контроль"? В моих терминах, это будет "обмен информацией с произвольно установленными значениями", т.е. "Игра". "Контроль" и отвечает за вторую часть, т.е. за правила. Без правил Игра невозможна; а прелесть в том, что правила эти устанавливаются произвольно. Нет никаких причин, по которым шахматная пешка должна ходить так, как она ходит; просто люди договорились об этом правиле, а могли договориться о любом другом.
Именно поэтому я отдал "Контроль" буржуа. Что такое правила для варваров? "Делай, как я сказал, а то получишь". Что такое правила для аристократов? Традиция, идущая от предков. Что такое правила для интелей? Некий фрагмент истинной реальности, который надо подсмотреть где-то там, в мире богов, или в будущем, а потом постараться как можно полнее воплотить в нашей несовершенном мире. Каждый смотрит на правила через призму своей основной сферы. Но что больше подходит к природе правил? Мне кажется, только буржуа способны увидеть в них то, чем они на самом деле являются: правила - это нечто искусственное, созданное людьми. Все они были когда-то выдуманы, и действуют лишь потому, что люди согласились их признавать. Правила, критика, оценка, иные формы контроля - всё это "иллюзорное производство или производство иллюзий", когда производится не ценность, а ценник, не продукт, а правила его использования.
(
продолжение следует)