В духе заявленных Переслегиным правил, "Эстетизация" - это "иллюзорное обучение, или обучение при помощи иллюзий". Образование связано с коммуникацией, и эстетика тоже; хотя, в конечном счёте, мы не можем быть уверены в том, что художественные образы передают какую-либо информацию их потребителю (см.). Улучшают ли красивые дома нрав живущих в них людей?
Но я не хотел бы грубо отожествлять Эстетизацию с искусством - Искусство в высшем смысле представляет собой нечто большее, оно охватывает весь "кубик Переслегина", подобно кольцу.
Первая ось, Огонь. Управление - Война, тема - упорядочивание, распределение, управление. (Война - конфликтное управление, поединок воль. Поэтому Война у Переслегина относится к сфере иллюзий: если два человека пытаются крутить руль в разные стороны, кто управляет машиной?) Это самая первая стадия; здесь Искусство - это способ непосредственного влияния на реальность. Здесь будет архетип великого певца, который своей музыкой мог усмирять диких зверей, управлять стихиями и наполнять сердца отвагой. Если отталкиваться от творчества Толкиена, это поединок Финрода и Саурона ("и песня с песнею сходились, как в бою, и Фелагунд, слабея, пел свою"), это музыка айнур, творящая мир - и первый бунт Мелькора, первая война, первый спор. Лучше всего это описано в "Змирьмариллионе":
"Пока же Илюватор сидел и радовался, долгое время не находя к чему придраться, но вот Мелькор начал вплетать в музыку свои образы -- пока хор со слезой упрашивал поручика Голицына не падать духом, он с присвистом орал про "Глеб Жеглов да Володя Шарапов".
Мелькору из всех Аинур были даны самые мощные усилитель и колонки, и те, кто плавали в пространстве рядом, невольно тоже подхватили истошные вопли: "Атас! Веселей, рабочий класс!". Уловив лажу, Илюватор поднялся и с отеческой улыбкой завел новую песню, и в ней была новая сила и новая красота. Но прекрасные звуки темы про белые розы в злые морозы вновь были заглушены криками: "Танцуйте мальчики, любите девочек!" -- и хотя среди аинур не было ни мальчиков, ни девочек, Мелькор вновь стал побеждать.
Тогда опять поднялся Илюватор, и лицо его было суровым. И он поднял правую руку, и возложил ее на клавиши резервного секвестора "Корг-01-МХ", и среди смятения зазвучала третья тема, и ультразвук ей вторил: "В шуме дискотек слышу я твой смех..." -- и печаль и любовь была в этой песне. Но Мелькор уже добрался до последнего куплета своей песни, и теперь, как заведенный, повторял: "Атас! Атас! Атас!" -- и было в этом мало благополучия, но много шуму и грубой мужской силы".
Вторая ось, Вода. Образование - Эстетизация, тема - передача информации, память социума, культурый код и единое культурное поле. Здесь у нас будут легенды, песни и былины о том, как героический певец однажды ударил по струнам и запел, благодаря чему сердца его спутников наполнились отвагой, они пошли в бой и победили. Искусство - это память о предках, эстетический образец и предмет для подражания - в общем, всё то, чем для греков была "Иллиада" и "Одиссея". У Толкиена это сам "Сильмариллион", как собрание эльфийских преданий о прошлом своего народа, это эльфийский певец, раз за разом декламирующий: "Но Финрод встал, и вопреки судьбе, о стойкости запел, и о борьбе..."
Третья ось, Воздух. Познание - Трансценденция, тема - создание или получение новой информации. Здесь всё меняется. Информация приходит извне. Пророк общается с высшими силами, с богами и ангелами. У каждого настоящего учёного есть гений, который подсказывает ему новые открытия. Аналогичной метафорой для Искусства будет муза. У творца есть муза, дарующая вдохновение, он творит, прислушиваясь к её голосу. Он не пытается воссоздать прошлое или делать вид, что всё так и было на самом деле; он создаёт свой мир, управляя поступками героев или даруя им свободу воли. Это Толкиен, когда он решил взять и выдумать Средиземье с его народами, языками и историей. Почему, зачем? А ему так приглючилось.
Четвёртая ось, Земля. Производство - Контроль, тема - экономика, работа с информацией с целью обеспечить бесперебойное поступление ресурсов. По Толкиену снимают фильм, чтобы заработать денег :). Или делают компьютерную игру.
...Впрочем, на игре круг, в некотором смысле, замыкается. От неё ведь можно провести линии ко всем остальным сферам. Война - постоянно, подавляющее большинство игрушек только с Войной и имеют дело. Игра, как эстетический объект? Сложнее, но можно. Игра, обладающая трансцендентным измерением...? Обучающая игра - легко. Игра, как фактор Управления? Ну, это смотря как и кем управлять. Игра, как метод Познания...?