О визуальном Продолжая тему визуальных образов Продолжим.
...Что касается главной работы Гоббса, трактата "Левиафан", то для неё он разработал не менее впечатляющую упаковку (кликабельно):
Под цитатой из книги Иова, "Нет на земле подобного ему", над страной нависает огромная, увенчанная короной человекообразная фигура. В одной руке она сжимает меч, в другой епископский посох, символы светской и духовной власти. Тело монстра состоит из множества маленьких человеческих фигурок, чьих лиц мы не видим - их взгляды обращены к Левиафану, который, в свою очередь смотрит на нас. Тысячи индивидуальностей порождают один Лик.
[Для сравнения - вот
обложка рукописной версии "Левиафана", созданной в подарок королю. Здесь тело Левиафана состоит из голов, чьи лица повернуты к зрителю. По общему мнению, первый вариант всё-таки был сильнее.]
Дальше неизбежно вспоминается "
кубик Переслегина". Слева у нас крепость на холме и корона, очевидный символ власти (вернее,
океанийский символ власти :)). Справа - церковь и митра священника. Это продолжение темы меча и посоха: королевская власть и Святая Церковь, власть и вера. Дальше справа изображена пушка - "последний довод королей", то самое орудие центральной власти, которое позволило ей сокрушить замки непокорных баронов. Слева - молнии божественного гнева, если верить западным толкователем, они символизируют "отлучение от церкви", своего рода "тяжёлую артиллерию" организованной религии. Внизу справа темой является война, которую символизируют оружие и битва. Слева аналогом оружия являются инструменты философской дискуссии - трезубец силлогизма, рога дилеммы, вилки прямого и непрямого, духовного и временного, реального и преднамеренного (термины из схоластики), битву заменяет богословская дискуссия.
Таким образом, в терминах Переслегина у нас получается квадрат Управление - Трансценденция - Познание - Война. При этом, у Гоббса Война является производной от Управления, а Познание от Трансценденции. (У Переслегина, напоминаю, именно Познание является базовой операцией социосистемы, а Трансцендеция - иллюзорным аналогом Познания.) Аналогично описанному
тут, верхнюю сторону квадрата, связывающую Управление и Трансцендецию, можно трактовать, как Власть вообще, Власть в высшем смысле слова; нижняя сторона, связывающая Войну и Познание, выражает тему Суда. (Битва, как суд, решающий, какая из сторон угодна Богу; и суд, как спор сторон, определяющих, что есть истина и что в большей степени соответствует Писанию).