Давным-давно
makarovslava сказал, что ему было бы интересно увидеть в ЖЖ пост о моём восприятии его подхода к стратегии. Или что-то в этом роде.
Как бы то ни было, теперь я могу выложить полный "
тетраксис" Макарова.
Слава Макаров у нас кто? Автор следующих концепций:
- одной стратегической доктрины ("
внезапная оборона");
- двух магических артефактов (
"Зеркало Аматэрасу" и "Меч Кусанаги");
- трёх стадий неаналитической операции (
"доблесть", "упорство", "смерть");
- четырёх
парадигм.
В рамках
этой логики, первый уровень тетраксиса - "чистая творческая энергия, первовещество, краеугольный камень". И да, для концепций Макарова это будет принцип "
внезапной обороны", умение вовремя перехватить чужое копьё и им же сразить нападающего; та самая
чистая энергия стратегического искусства. (Обратите также внимание на эту
запись; я бы сказал, что Слава в очередной раз не дал своим читателям понять, о чём идёт речь, и по комментариям это заметно.)
Второй уровень - "Солнце и Луна, Свет и Тьма, Мужское и Женское". Опять же, мне остаётся только повторить свои слова:
Двойка - трансформация энергии, тут уже проявляется противоречие между совершенным знанием ("Зеркало") и совершенным действием ("Меч"). Совершенная стратегия "внезапной обороны" на втором уровне распадается на Знание и Действие; если же идти снизу вверх, то именно союз Знания и Действия порождает совершенную стратегию (конечно же, добиться такого слияния весьма непросто).
Помимо прочего, двойка также может обозначать противоречие между стратегией и тактикой, где стратегия в большей степени оказывается завязанной на Знание, а тактика - на Действие. Ну, как говорил Макаров, искусство состоит как раз в том, чтобы использовать Зеркало Аматэрасу на всех уровнях, вплоть до тактического, а Меч, соответственно, вплоть до стратегического; предсказывая движение конкретных кораблей и самолётов с точностью до минуты, и разрушая замыслы противника на уровне высшей стратегии и политики.
Третий уровень, "три действия, Создание, Сохранение, Уничтожение; три времени - Прошлое, Настоящее, Будущее; три алхимических первоосновы - Соль, Ртуть (Меркурий), Сера (Сульфур)".
Тройка вводит понятие времени и развития, через фазы "доблести", "упорства" и "смерти". Понимание логики развития операции позволяет осуществлять планирование. Полководец творит, полководец поддерживает и полководец завершает, всё это требует искусства. Необходимо особое чувство времени, чтобы различать фазы развития. Бывают моменты, когда у тебя получается всё, чтобы ты не придумал, когда ты способен реализовать даже замыслы, в буквальном смысле слова записанные на салфетках. А бывают моменты, когда тебе необходимо вкалывать, и чем-то жертвовать, день за днём, и держаться, и стискивать зубы, но не нервничать и не спешить, и не торопить время. Наконец, необходимо умение завершать, подводить черту, делать это в нужный момент и должным образом. Слава называл это умением доигрывать выиграный эндшпиль, в том смысле, что в войне мало победить - нужно суметь её правильно закончить.
Да, и надо отдельно отметить, почему Слава говорил о фазах "неаналитической" операции. Когда Переслегин писал о
фазах операции с точки зрения аналитической стратегии, там всё было просто и логично - затратная фаза, нарастание операции (прорыв), фаза затухания. Тут же мы имеем дело с чем-то иным, иррациональным. У системы "Война" своя логика; можно даже сказать, что это бог войны толкает нас под руку и стремится навязать свою волю.
Война - это путь обмана, потому что она стремится обмануть тебя. Всё это нужно учитывать при планировании, дабы не превратиться в игрушку в руках Двуликого, или в слепое орудие Смерти. (...Но суметь использовать их силу в своих целях - как всегда добавляет Макаров.)
Ну и наконец, четвёртый уровень, парадигмы, "четыре стихии, Огонь, Вода, Воздух, Земля".
Энергия застывает и оформляется в парадигмах, создавая различные наборы правил в зависимости от текущей ситуации. Прочтите мои постинги о
влиянии среды,
точке равновесия и
логике парадигм. Для меня суть данной идеи заключается именно в этом, в отсутствии ответа, который был бы правилен всегда и во всём. "Толстая броня и большие пушки - это всегда хорошо" - не факт. "Секретность - это всегда хорошо", тоже не факт, иногда скорость передачи сообщения важнее секретности, иногда нам полезней, чтобы противник получил точную информацию, иногда правда является таким же оружием, как и ложь. За пределами бессмертного принципа "концентрации сил" (и его обратной стороны, "минимизации потерь"), нет никаких вечных и неизменных решений. Есть только постоянный поиск точки равновесия в системе, которую формируют множество факторов, в том числе - наши действия. Конструируя новый образец оружия, мы должны помнить, что воевать ему придётся не только и не столько в нашем мире, сколько в мире, который это оружие создаст самим фактом своего существования. Конечно, есть темп изменений, есть то, что Слава назвал "инерцией парадигмы", но главное я уже сказал.
[Да, такой вот он, "тетраксис Макарова". От него уже можно перебросить мостик к "тетраксису бога войны" (который вписан в
Мегахрень), так как "тетраксис Макарова" является всего лишь одним из его бесчисленных отражений.]
P.S. Ну и заканчивая с моим восприятием славиного подхода к стратегии. С точки зрения архетипов полководца, Слава это
Ласкер, ну и частично
Спасский ("Ласкер на новом витке"), но это уже когда ему всё надоело :).