3

May 10, 2011 15:48

3. Можно попытаться рассмотреть происхождение соответствующих сюжетов. Сначала советский, про разведчиков...

Я себе это представляю так. К концу 19 - началу 20 века распространяются бульварные сюжеты о мастерах переодевания и перевоплощения, способных долгое время жить под личиной другого человека. Это гениальные сыщики (как Шерлок Холмс), воры-джентельмены (Арсен Люпен) и суперзлодеи (Фантомас).

[Тут можно спорить о культурных причинах этого явления... неважно.]

Как бы то ни было, это становится устойчивым штампом приключенческой литературы, а позже и кинематографа. Трюки с переодеванием проникают и в военное кино. Например, в фильме 43 года Котовский переодевается попом и буржуем.

Далее этот сюжетный ход утверждается в фильмах про Великую Отечественную. В фильме "Зигмунд Колоссовский" (1945), герой польского сопротивления изображает венгерского барона и немецкого офицера.

Наконец, в 1947 году выходит легендарный фильм "Подвиг разведчика" ("Здесь продаётся славянский шкаф?", "За нашу победу!"). Он сохраняет черты авантюрного жанра, но советский разведчик, заброшенный в немецкий тыл, использует уже только одну постоянную маску - в данном случае, немца Генриха Эккерта.

От "Подвига разведчика" можно провести прямую линию к серьёзным фильмам про наших разведчиков в немецкой форме, с " конфликтной игрой ума" и всем, что полагается - начиная с фильма "Щит и меч", и далее по списку. К восьмидесятым годам этот жанр вырождается.

С американским сюжетом сложнее. Мне как-то встретился английский приключенческий роман 19 века. Русские угнетатели мочат честных кавказских повстанцев. Благородные русские офицеры, главные герои, осознают жестокую и бесчеловечную природу собственного государства и переходят на сторону кавказских борцов за независимость, проникнувшись их утончённой культурой и моральной правотой. С этим романом всё понятно - русофобская агитка в рамках политического противостояние с Россией. Долой русский деспотизм, русские высасывают кровь из покорённых народов, etc. (Как там было, в "Кванте милосердия"? "Из уст англичанина это комплимент".) Правильные герои на неправильной, русской стороне переходят на сторону врагов России (и возможных союзников Англии). На их месте так поступил бы каждый честный человек.

Почему бы не поразвлечься за чужой счёт? И в СССР мог бы выйти пересказ "Аватара", в которой честный американский солдат и честные американские учёные переходят на сторону благородных дикарей, которых угнетают американские капиталисты и их наёмники. Относительно современное воспроизведение такого сюжета - американский боевик "Красный скорпион". Русские и кубинские коммунисты в Африке эксплуатируют несчастных негров. Русскому спецназовцу Николаю поручают внедрится в организацию местных бойцов сопротивления. (Да, он белый, его Дольф Лундгрен играет... но для спецназа нет невыполнимых заданий!) Пожив среди совсем диких негров, Николай осознаёт преступность советского империализма и переходит на сторону негров-партизан, объявляя войну своим бывшим коммунистическим хозяевам.

Видимо, это и есть искомая "предковая форма". Но в американском культурном пространстве этот сюжет мутировал вышеупомянутым образом, и теперь "плохими" могут оказаться даже "наши". Помните, какие споры кипели у нас в блогосфере по поводу того, предатель Джейк Салли или нет? А ведь в том же году вышел американский мульфильм "Битва за планету Терру", который ещё радикальней. Земля погибла, у человечества остался последний колонизационный корабль с последним блоком экстренного терраформинга. А на подходящей планете, так получилось, уже живёт другая разумная раса, и наша жизнь - это их смерть, их воздух для нас ядовит. Лететь дальше невозможно, у корабля выработан ресурс, он скоро начнёт на части разваливаться. Во время финального боя с обитателями планеты, герой, типичный американец, принимает волевое решение - он жертвует собой, уничтожая блок терраформинга вместе с генералом, командующим войсками вторжения. (В эпилоге люди живут под куполами с земной атмосферой, полностью завися от милости местных.) При этом, надо отметить, что аборигены напоминают летающих головастиков, поэтому у героя с местной красоткой только дружба, без какого-либо сексуального подтекста.
Previous post Next post
Up