Александрия. Связующее звено

Oct 05, 2013 21:28


Самый европейский город Египта - Александрия - так же как и Петербург в России строился по заказу одного великого человека - Александра Македонского. Правда, обстоятельства тогда были немного другие, и столицей Древней Греции Александрию никто делать не хотел, но результат в итоге получился все равно достойный. Город-порт и город-сад, омываемый морем и одуваемый гордыми ветрами. Если бы еще не египетское население, то он до сих пор был бы не отличим от греческого.



Впрочем, жителей Александрии объединяет с жителями Каира в основном только религия, язык, цвет кожи и надписи в паспорте. Сами по себе люди кажутся более свободными и либеральными. Здесь гораздо меньше ортодоксальных арабов в традиционной одежде, а джинсовые штаны и клетчатые рубашки встречаются гораздо чаще. В конце концов, а Александрии есть место сбора горожан - куда те и ходят себя показать и других посмотреть - это набережная Средиземного моря - того самого связующего звена, которое и принесло европейское влияние в город.


Средиземное море - это не только природный разделитель, но и культурный соединитель частей света. Расстояние, которое нужно пройти по земле из Греции до Египта, в несколько раз больше, чем можно было бы проплыть на галере. А если сравнить усилия на греблю c усилиями погонщика верблюдов, а так же допустимые грузы и неизбежные траты на прохождение границ всех промежуточных государств, то выбор в пользу морского транспорта станет очевиден. Иными словами, галеры была аналогом самолетов в Древней Греции - быстро, надежно и дешево.


Таким образом, грекам не нужно было особо тратиться, чтоб доплыть до Египта, основать здесь несколько городов на побережье и через регулярное морское сообщение брать с бедных африканцев мзду. Однако, близость к морю вскоре обернулась уязвимостью, и город перешел от греков к римлянам, а потом от римлян к арабам, от араб к британцам. Достижения античной культуры были заброшены и разрушены, и многие из них оказались в итоге лежащими под толщей земли. Археологи до сих пор продолжают раскапывать древнеримские колонны и делать на местах раскопок музеи. Этим Александрия не отличается от самих Греции и Италии, а также Кипра, Израиля и Турции, где тоже в свое время было найдено много античных руин.


Дух современной Европы Александрия получила в ходе европейской колониальной политики в 19 веке. На самом деле, странно, почему британцы не сделали Александрию столицей, ведь с точки зрения транспорта до нее было добираться проще, чем до Каира. Тем не менее, именно тут они построили первый во все Африке трамвай, который до сих пор выглядит таким же старым, как и сам город. Этим Александрия напоминает благополучный Сан-Франциско, где казалось бы уже списанные трамваи продолжают жить на маршрутах города.


Современная архитектура Александрии тоже временами напоминает римских времена. Типичные .здания с колоннами и треугольной крышей знакомы рядовому россиянину как здания университетов, городских администраций, отделений банков или библиотек Академии Наук, построенные в ранних пятидесятых. Во всем Египте сложно найти подобные районы, а в бывшем городе Александра Македонского - пожалуйста! Кто знает, может, воспоминания о великих империях, наложивших свою руку на развитие Египта, все-таки дадут о себе знать не только в архитектуре? И если так, то Александрия вполне сможет стать первым городом на пути Египта к процветанию!


Другие посты об Александрии:

Египет

Previous post Next post
Up