Сравнил по нормативным документам сменявшие друг друга семейные формы по шести параметрам: 1) цели, как они формулировались законодателем, 2) правовые основания, 3) количество принимаемых на воспитание детей, 4) сроки и отношения с родственниками, 5) средства, выделяемые государством на детей, оплата труда воспитателя или приемного родителя, льготы, 6) отчет и контроль.
Для сравнения взял постановления разных лет о детских домах семейного типа и о приемных семьях, которые их во многом сменили.
Вот что получилось.
В
постановлениях 1988-89 о детфондовских семейных домах и основанном на них Временном положении о ДДСТ цели объявлены так: «усиление государственной помощи детям-сиротам», «более полное сочетание общественных, коллективных и семейных форм воспитания». Риторика, слова, конечно, но важно, что так понимали начинание инициаторы.
Следующий из документов, уже постсоветский, 1994 года - подписан Черномырдиным: «
О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств». Почему вдруг появились фермерские хозяйства. У меня два объяснения, которые не противоречат друг другу. Во-первых, плохо получалось с ДДСТ в городах (об говорили на
звенигородской конференции 1990 года), не приживались там большие семьи. Во-вторых, это, кажется, была последняя попытка связать детскую политику с государственными задачами - в данном случае, с развитием фермерства, на которое власть рассчитывала после земельной реформы 1991 года. Соответственно, и заявленные цели: «воспитание, обучение и приобщение к сельскохозяйственному труду…, подготовка к самостоятельной жизни».
Во всех позднейших документах в соответствии с
педагогической «буржуазной революцией» цели либо вовсе не объявляются, либо (постановление о ДДСТ 2001 года) звучат по-современному: «обеспечения защиты прав и интересов детей…», «создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни … в условиях семьи».
Меняется и организационно-правовая форма: в советское время семейный детский дом учреждают или организуют власти, а родителей отбирает комиссия специалистов и власти же назначают, в постсоветское время всё по договору - между приемными родителями или родителями-воспитателями и органами опеки как представителями государства.
С количество детей все время не слишком большие, но колебания, как будто ищутся оптимальные рамки - еще семья, но достаточно большая, чтобы оправдать государственную помощь. Для детфондовского семейного дома это не менее пяти приемных детей и «как правило» не более 10 всего; для приемной семьи по постановлению 1996 года, как правило, восемь всего, а по уточненным «Правилам» 2009 - как правило, не больше восьми, включая своих и усыновленных. Наконец, последнее постановление о ДДСТ (2001, их мало, но кое-где все-таки есть) устанавливает рамки для приемных - от пяти до 10 - и для общего числа - 12.
Относительно сроков, на которые дети отдаются на эти формы семейного устройства, и обязательств сохранять контакты с родителями и вернуть им детей, когда это станет возможным в советских документах сказано обстоятельно и неформально: «Родители-воспитатели должны способствовать контактам ребенка с родителями и воссоединению с ними в случае восстановления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и других случаях, не противоречащих интересам ребенка. Возвращение детей в семью родителей осуществляется в установленном законом порядке… В случае, если родители или ближайшие родственники ребенка в течение года не проявляют интереса к его судьбе или препятствуют созданию нормальной атмосферы в детском доме семейного типа, родители-воспитатели не обязаны предоставлять им свидание с детьми». Сходная формулировка и постановлении о приемной семье 1996 года, новый формально-юридический чстиль еще не выработался: «Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства». Зак то потом формулы становятся краткими: «Сроки определяются договором», а поскольку сильная сторона в договоре - органы опек, то значит, опекой. Она, видимо, либо задает характер связей с родной семьей, либо в это не вмешивается.
Как меняется материально-финансовая сторона? В документах про ДДСТ прописаны нормы выделения «средств на питание, обмундирование и мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также на культурно-массовую работу» по образцу снабжения детдомов, 170 р. В месяц за пять детей плюс надбавки за тех, что сверх этого (эти цифры вскоре поползут из-за череды кризисов и реформ), пенсия и стаж, а также - это важно: жилье, точнее помещение для семейного детдома. В «фермерском» постановлении 1994 - бесплатная земля, наращиваемая с увеличением количества воспитанников, ссуды, кредиты, освобождение от налогов. И всё это сохраняется в отношении приемной семьи на основе фермерского хозяйства (1996) - надеялись…
В постановлении о ДДСТ 2001 сказано сухо: «На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для сирот». А для приемной семьи по правилам 2009 года, как и для всякой возмездной опеки, действует правило, которое я понять пока не смог: «Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом».
И наконец, о контроле и отчетности. В документах 1988-89 года больше не о контроле, а о помощи, которую обязаны оказывать родителям-воспитателям и органы опеки, и органы образования, и медицинские учреждения. Про контроль как-то очень незаметно, а про отчетность так: «Родители-воспитатели ведут учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляются ежегодно в органы народного образования». В постановлении о приемной системе 1996 года исчезает помощь, а про отчетность практически так же. И про ДДСТ 2001 года примерно то же, еще короче.
Зато постановление 2009 года в приложенных к нему правилах рисует картину жуткую: регулярные плановые и внеплановые проверки условий жизни и т.д. и т.п. Если это выполняется, то жизнь приемных родителей невыносима. Вся надежда на старое правило: «Спасение от дурных законов - их дурное исполнение».