Высказавшись по скандальному поводу, я не предполагал ввязываться в долгие дискуссии. И сейчас не хочу. Но усердно возражавший мне г-н
wyradhe проделал такую
большую и тщательную работу по изложению и обоснованию противоположной позиции, что грех не воспользоваться. Возражая ему там, я говорил о святыне и ее негативном корреляте, глумлении, но толку не
(
Read more... )
Не знаю, как это можно объяснить и каковы должны быть причины такого обычного (в точном смысле этого слова) поведения. Действительно не знаю.
Я ведь не к тому, что все обязаны так себя вести. Я к тому, что такова норма. Конечно, каждый волен определять своё поведение относительно этой нормы. Чего уж тут.
Бывает, что ненароком скажешь нечто оскорбительное или обидное для другого человека. Ну, извинишься, скажешь, что ты не хотел его обидеть. Его, живого человека.
Бывает и так, что ты оскорбляешь специально, рассчитывая на его взрыв и потерю контроля над собой. Или ты хочешь настоять на своём, и ваши "правоты" несовместимы. Так тоже бывает.
Норма есть норма, она же не для буквального выполнения существует.
Она, как бы сказать... Для ориентира свободного человека в социальном
Reply
Reply
Reply
Человеческое творчество обязательно несёт в себе возможности выхода за пределы не только знаемого и понимаемого, но и дозволенного и нормального. И, соответственно, связанные с этим риски.
Иное дело, что всегда существует соблазн продавать именно непозволительное, ненормальное, указывая, что, мол, Аристофану можно - и мне, значиться, тоже.
Т.е., делая аномальность - нормой, тем самым отрицая свой основание своего утверждения. Номер дешёвый, но кто-то на него регулярно попадается.
Reply
Reply
Конечно, кроме тех случаев, когда сатирик присущую обществу норму всё-таки нарушает. Как это там у русских говорится? "Ради красного словца не пожалеет мать-отца".
Наверное, это и в др.Греции не одобрялось.
Reply
" Сатиры одних людей на других людей - какая уж тут мораль, паче норма?"
В каком смысле "какая"? такая же, как всюду. Мораль /норма указывают, что могут, а чего не должны делать люди в ходе политической ли вражды, научной ли полемики, торговой ли конкуренции. Одни формы поведения при этом как таковые осуждаются или запрещаются, другие - нет. Формат таких нападок, как у Аристофана, не осуждался и не запрещался.
Reply
Вера - это не наука, не торговля и не политика - это вера в высшие, конечные, смыслообразующие ценности. То, без чего человек себя человеком не мыслит и не чувствует. Поэтому оскорбление их уменьшает сначала оскорбляемого, а потом и...
В общем, жаловаться приходится на себя самого.
Хотя, конечно, Шестую Заповедь никто не отменял, и я не буду.
Но дело не в реакции, конечно. Дело в том, что оскорбляющий чужие высшие ценности умаляет сам себя, свою человеческую сущность.
Reply
Reply
Действительно, объяснять, что такое уважение к другому человеку, думающему и представляющему мир иначе, чем я сам, я не смогу. Просто не сумею.
И почему в основе социального общежития лежат не правила, установленные и поддерживаемые палкой городового, а то же самое уважение, я тоже не смогу рассказать.
Не то чтобы я этого совсем не знал и не умел рассказывать и объяснять. Но в данном случае я просто не возьмусь: я не понимаю, как добиться результата.
О! И что такое "оскорбление", я тоже не могу. Почему оскорбление - это не "то, что я делаю", а "то, что ощущает другой человек" - не докажу.
Спасибо. Всё-таки Тургенев ничего не придумал, и Ваша позиция (как я её понял) - глубоко культурна и традиционна для России.
P.S. Надеюсь, Вы понимаете, что я ни в малой степени не иронизирую, и говорю совершенно серьёзно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment