В. Л. ДОРОШЕНКО. Федр Платона

Sep 21, 2008 17:42

Начало: 1. О чем писал Платон в «Федре»?

2. Загадка Федра из «Федра»

В диалоге «Федр» два действующих лица: примерно 53-летний Сократ и молодой человек Федр. Сократ встречает Федра на улице Афин (примерно 416 г. до н. э., весна). Федр сообщает, что провел все утро у писателя речей Лисия, и теперь решил прогуляться за город. Сократ расспрашивает, какой же речью угощал Лисий, оказалось о любви, и список речи был у Федра. За городом на берегу небольшой реки Илисс Федр прочитал Сократу речь Лисия, в ответ на которую Сократ сказал свою речь. Однако недовольный ею, он произнес вторую речь, после которой последовала беседа с обсуждением речи Лисия. Таков кратко сюжет диалога «Федр».

Для понимания диалога важно, конечно, прежде всего, то, о чем говорят Сократ и Федр. Но не только это, важно и то, что происходит, как ведут себя персонажи. Об этом материал, даваемый Платоном, минимален. И то, о чем говорят персонажи, и то, как они ведут себя, зависит от того, каковы они. И здесь оказывается, что хотя о Сократе мы знаем не очень много, но о Федре и того много меньше. Каков же он, собеседник Сократа?

Поскольку в интерпретацию этого персонажа мы вносим свою гипотезу, то приведем о нем все основные имеющиеся у нас данные. В издании сочинений Платона под общей редакцией А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи с примечаниями А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи о Федре в примечаниях к «Пиру» сказано: «Федр - сын Питтака из аттического дема Мирринунта, филы Эгеиды. Ему посвящен Платоном диалог “Федр”. По свидетельству оратора Лисия (XIX, 15), он был “человек, впавший в бедность не по своей порочности”. Федр - большой поклонник красноречия в философии любви. Эллинистический комедиограф Алексид в комедии “Федр” (II fr. 245 Kock) заставляет своего героя произносить речь, характеризующую Эрота».

Отсюда, Федр - лицо историческое, исторически подтверждены и его знакомство с Лисием, и его интерес к речам о любви, то есть в основу диалога Платона «Федр» положены задокументированные факты. Но вот даты жизни Федра не сохранились. И еще одно замечание: сопряженность имен Алексида и Федра нам еще встретится.

Там же, но уже в комментариях к «Федру» говорится: «“Федр” примыкает к “Пиру” по датировке написания. События его отодвинуты приблизительно к тому времени, когда имел место и пир в честь Агафона (ок. 416 г.), то есть когда Сократу было за пятьдесят, а Федр был двадцатилетним юношей, упоминаемые же в диалогах ораторы Исократ и Лисий были в расцвете сил»*.

* По датам жизни в 416 г. до н. э. Сократу (469-399 гг.) было 53 года, Лисию (445-380 гг. или 445-378 гг.) было 29 лет, Исократу (436-338 гг.) было 20 лет. Все даты и, соответственно, возрасты приблизительны не только за давностью лет, но и потому что древнегреческий год начинался весной (к весне, времени цветения вербы относится и сюжет «Федра»). Поэтому реально ±1 год (если нет ошибки). Но писать Исократа и Лисия в одну возрастную категорию ошибочно.

В издании «Диалогов» Платона в серии «Золотой фонд мировой классики» в примечаниях к «Федру» О. Левинской** говорится: «Время действия диалога “Федр” относится к 416 г. до н. э. Сократу тогда было за пятьдесят, а Федру и Лисию - около тридцати»***.

** «Примечания составлены с учетом комментария А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи (в издании: Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972), а также примечаний Ю. А. Шичалина к этому диалогу (в издании: Платон. Федр. Под ред. Ю. А. Шичалина. М.: Прогресс, 1989)».

*** Если Лисий - любимец Федра, как это названо в 279b, то Федр должен быть старше Лисия, что противоречит отношению Федра как к старшему в этом диалоге.

Итак, очевидно, что возраст Федра в «Федре» в научных комментариях «плавает»: то 20 лет, то 30 лет. Но «плавает» он не только в «Федре». Там же в примечании О. Левинской говорится: «В “Протагоре” Федр еще очень молод, а в “Пире” - уже зрелый человек». Так оно, конечно, должно бы быть, но очень молод в «Протагоре» 16-летний Агафон на постели Павсания. Ко времени «пира» Агафон удвоил свой возраст и был уже 32-летним драматургом-лауреатом. Федр же как был 20-летним, так и остался. Более того, в самом «Федре» он называется то мальчиком, подростком, то отцом прекрасных детей, что уже отмечалось. Такое отношение к своим персонажам для Платона, точного исторически, совершенно не характерно, кроме, конечно, особых случаев, как, например, с Аристотелем в «Пармениде». В чем же заключается особость случая Федра?

На этот вопрос отвечает тоже научный комментарий, но составленный к указателю имен Н. В. Брагинской в книге Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: «Федр, любимец Платона, герой его диалога». Феноменальный комментарий: с нашей точки зрения, столь же абсолютно точный, сколь и абсолютно невозможный.

В 416 г. до н. э. Платону 11 лет, а Федру то ли 20, то ли 30. Старший, по древнегреческим канонам, никак не может быть любимцем младшего. В 379 г. до н. э., когда приблизительно был написан «Федр», Платону было 48 лет и любимцы у него, как известно, были, но не столь древние, как Федр - собеседник Сократа и Лисия. Вот более подходящий Федр:

Стоило только лишь мне назвать Алексида красавцем,
            Как уж прохода ему нет от бесчисленных глаз.
Да, неразумно собакам показывать кость! Пожалею
            Позже: не так ли я встарь Федра навек потерял.****

**** Перевод О. Румера.

Нам известны даты жизни комедиографа Алексида (ок. 372-276 гг. до н. э.). В указателе к Диогену Лаэрцию Алексид-комедиограф и Алексид - возлюбленный Платона разделены. Хотя, теоретически, это может быть одно лицо. Если принять, что это стихотворение относится к тому времени, когда Алексиду было 16-17 лет, то это 356 г. до н. э., когда Платону уже 71 год. Не поздновато ли для любовных стихов? Но на смерть Диона Платон пишет стихи в 74 года. В старческих «Законах» Платон пересматривает свое отношении к пайдерастии в пайдейе, а в старческих стихах - он помнит Федра и через 22 года.

Безусловно, что Федр этого стихотворения значительно младше и Платона, и более старшего Федра. Федр - любимец есть, но является ли он героем одноименного диалога Платона? Однако не объясняется ли дрейф возраста старшего Федра именно тем, что старший Федр представляет в них младшего Федра? Наиболее полным такое представительство окажется в случае родства старшего и младшего Федров.

Сын Федра-старшего не подходит по возрасту, учитывая данные и 416, и 379 г. до н. э., а вот внук подходит вполне. Причем, у древних греков было распространено имя внука по деду. Сам Платон - Аристокл - носил имя по деду. В 379 г. до н. э. Федру-внуку вполне могло быть 16-17 лет

Таким образом, получает объяснение не только дрейф возраста Федра, но и самое его присутствие в диалогах Платона в качестве собеседника Сократа. В ближний круг учеников Сократа, устанавливаемый по ранним диалогам Платона и в значительной мере подтверждаемый сократическими сочинениями Ксенофонта, Федр не входил. Родственником Платона, как Главкон, Хармид и Критий, он не был. Не был Федр и известным деятелем как логограф Лисий, драматурги Агафон и Аристофан, военно-политические деятели Алкивиад, Никий, Лахет. Да кто же он такой, этот обедневший Федр, откуда он взялся и, главное, почему? Теперь становится ясным почему: Федр не авторская прихоть, а радость и боль Платона, и необходим был Федр именно в диалогах о любви.

Какое же значение имеет эта гипотеза для понимания диалога «Федр»? Если в этом диалоге Федр двойствен, то есть Федр-дед, собеседник Сократа, представляет и замещает Федра-внука, ученика и любимца Платона, то и Сократ в диалоге «Федр» в своем отношении к Федру-деду-внуку представляет и замещает Платона. Здесь Платон выступает не столько автором, но и скрытым персонажем, отвечающим Лисию, беседущим со своим Федром. Это объяснение обосновывает лосевский комментарий: «Свой рационализм, или, если угодно, трансцендентализм и диалектику, Платон всегда совмещает с очень живым и часто даже страстным умонастроением. Если в “Пире” этим отмечалась, как мы видели выше, речь Алкивиада, то здесь, в “Федре”, “идеальная любовь” преподносится в чрезвычайно аффективных и страстных тонах и доходит до крайнего физиологизма (249е - 256е)». Однако Платон не был монахом в миру, как А. Ф. Лосев.

Теперь предлагается, что в диалоге «Федр», посвященном проблеме философской пайдейи взаимоотношений философа-учителя и юноши-ученика, сама эта проблема решается не только на отвлеченном примере обсуждения речи Лисия, но в реальных жизненных любовно-учительных отношениях самого Платона.

Окончание: 3. К пайдейе философской

Древняя Греция, Не мое, Пайдейя, Философия, Платон

Previous post Next post
Up