Если жить в России, и выезжать только в Европу и Америку, то складывается впечатление, что мир очень стар. В мире уже всё случалось, и хорошее, и плохое: большие города помнят рыцарские доспехи, дамские корсеты, чуму и героин, продающийся как лекарство от кашля, университеты похожи на мамонтов, а их преподаватели имеют профессиональные привычки, корни которых теряются в веках.
Этот мир имеет огромный прочный фундамент, который столетиями складывался кирпичик к кирпичику, отбраковывая то, что нежизнеспособно, и по возможности сохраняя нужное, то, что может служить опорой следующим поколениям. В этом мире чаще всего всё разумно, всё чем-то обусловлено, причинно-следственные связи чётко прослеживаются, и почти нет места несбыточным мечтам и пустым фантазиям.
Африка же - совершенная этому противоположность. Здесь всё - в первый раз и вновь. Она похожа на молодого человека, которому дали карт-бланш, и который может выслушать старших, но сделать всё по-своему. Груза прожитых столетий нет, можно делать всё так, как видится, как мечтается. Но и опоры нет тоже, все синяки и шишки приходится набивать самостоятельно, экспериментировать на себе и исправлять уже имеющееся.
Университет Додомы был открыт в 2007 году, всего 8 лет назад. Задумывался он как самый большой в Танзании (это получилось, по территории он, действительно, несуразно огромен, а удельное количество студентов, по российским меркам, просто нереальное) и самый доступный (это тоже получилось, год обучения стоит меньше 1000 долларов США, многие могут осилить такую сумму).
Сначала немного фактов. В университете 6 колледжей:
-Педагогический
-Медицинский
-Гуманитарных и социальных наук
-Информатики и виртуального образования
-Естественных и математических наук
-Наук о Земле
В каждом колледже по три-четыре факультета, которые ещё дробятся на кафедры. В нашем естественнонаучном колледже три факультета: математический, физический и биологический. Наша кафедра химии относится к физическому факультету. Таким образом, университет охватывает очень большой спектр классических образовательных направлений.
Во всех колледжах, кроме педагогического, помимо танзанийцев работают иностранные преподаватели: русские и индийцы, в медицинском ещё и американцы. В гуманитарном азиатские языки преподают их носители: китайцы, корейцы, японцы и русские, остальные дисциплины - местные преподаватели. Все административные должности - заведующие кафедрами, деканы, директоры колледжей - занимают танзанийцы, иностранцев не допускают. Иногда заведующим кафедрой назначают очень молодого человека, даже без учёной степени и опыта работы, и у него в подчинении оказываются иностранные профессора.
Занятия вот уже несколько лет подряд начинаются поздно, в конце октября - начале ноября. С чем это связано - трудно сказать. В феврале - сессия, шесть-семь письменных экзаменов, они сдаются по всем дисциплинам, которые были прослушаны. С 15 марта - второй семестр, экзамены с 15 по 30 июня.
Занятия для студентов начинаются в 8 утра, а закончиться могут в 8 вечера, если не повезёт с расписанием. Пара длится два астрономических часа, перерывы - на усмотрение преподавателя, каждая дисциплина читается два раза в неделю. Строгого разделения на лекции и практические работы и семинары нет. Каждый преподаватель сам решает, что делать: читать лекцию или решать со студентами задачи.
Для химиков, физиков и биологов предусмотрены лабораторные работы, но преподаватели их не касаются, всеми работами руководят лабораторные техники. Я даже не знаю, что они там делают. Судя по всему, делают они не много, потому что в лабораториях есть кое-какая посуда, немного реактивов, но из приборов - только электронные весы, несколько рН-метров и пара кондуктометров. Таким образом, по моему предмету «Инструментальные методы аналитической химии» лабораторных нет совсем. Кондуктометрическое и потенциометрическое титрование я показываю, как демонстрационный опыт, потому что студентов в группе в пять раз больше, чем рН-метров, а лабораторные принято вести фронтальные, все делают одно и то же. Да даже с дистиллированной водой - и то проблемы. После переезда в новое здание, дистиллятор подключить так и не удалось, для дипломной работы мы покупали дистиллированную воду в магазине автозапчастей.
Некоторые скажут: в России в 90-е годы тоже было очень плохо. Старая система образования рухнула, централизованные поставки оборудования в университеты прекратились, мы сильно отстали в техническом плане от всего мира. Но в российских ВУЗах всё же были старые приборы, старые запасы реактивов, которые позволили продержаться какое-то время. Благодаря изворотливости, смекалке и запасливости инженеров, преподавателей и заведующих лабораториями работы продолжались, пусть на устаревшем оборудовании в деревянных лаковых корпусах, но суть изучаемого явления от этого ведь не менялась.
Здесь же, на месте Университета Додомы, ещё десять лет назад была саванна. До сих пор огромные пространства до конца не обжиты, кое-где через дорогу бегают маленькие антилопы и мангусты, говорят, около медицинского колледжа даже бабуинов видели. Опереться не на что, запасов, естественно, нет, оборудование закупить обещают, но когда - большой вопрос. Так что сейчас химию изучают, в основном, «бумажную».
Продолжение
здесь Административное здание Университета Додомы внутри