Символика золотоордынских (джучидских) монет Игорь Алексеев,
Русская народная линия27.01.2017
Частично этот материал опубликован в
alekseev_i_e.
В моём уютненьком креатиff оказался с личного разрешения автора. Причём это уже не первый случай, см.
«Двуглавый орёл» как древний свастический знак (символ).
От редакции. Представленный вашему вниманию материал постоянного автора РНЛ казанского историка и публициста Игоря Алексеева является продолжением ранее публиковавшихся исследований «"
Богородица Булгарская?" (К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара /Болгара...)» и «
"Руки Бога" на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья (К вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIII в. чекана монетного двора Булгара...)».
На основе изучения изобразительно-символического ряда нумизматических памятников Улуса Джучи (Золотой Орды), сопряжённого с анализом исторических источников и научной литературы, автор показывает несостоятельность конструируемой в настоящее время «национально ориентированными» татарскими историками парадигмы об исключительно мусульманском характере «золотоордынской цивилизации», отмечая высокую степень влияния на неё местных традиционных (тюркских, финно-угорских, славянских) и привнесённых монголами религиозных культов, буддизма и христианства.
Несмотря на специфический характер материала, мы сочли полезным ознакомить с ним читателей РНЛ.
* * *
В научной литературе и нумизматических каталогах частообращается внимание на чрезвычайно богатое разнообразие знаков (символов) и сюжетов, помещавшихся на монетах(типах монет) Золотой Орды (Улуса Джучи). Причём, самыми заметными в указанном отношении следует признатькомплекс анэпиграфных (не имеющих надписей) золотоордынских монет чекана монетного двора Булгара (Болгара), датируемых временем правления ханов Золотой Орды (Улуса Джучи) Туда-Менгу (1280 - 1287 гг.), Тула-Буги (1287 - 1290 гг.) и первыми годами правления Токты (Тохты) (с 1290 г. по 1300 г.), а также комплексы медныхмонет чекана Крыма, Хорезма и Орды (в том числе, «Орды ал-Джадид» и «Орды ал-Муаззам») всего золотоордынского (джучидского) периода истории. В плане соответствия наиболее «сложносюжетных»выпусковвремени нахождения у власти конкретных правителей лидируют медные монеты, относимые к правлению хана Тохтамыша (1380 - 1395) (в том числе, чекана Сарая, «Сарая ал-Джадид», чекана Орды, «Орды ал-Муаззам» и др.).[32, с. 94 - 107]
Автор известного исследования «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» (Казань, 2003 г.) А.З. Сингатуллина подчёркивает, что разнообразие изображений на недатированных анонимных и анэпиграфных монетах чекана монетного двора Булгара (Болгара) «удивляет и радует глаз, но нельзя не учесть, что многочисленные монетные сюжеты вовсе не являются плодом фантазии или прихоти резчиков штемпелей».
«С давних времён, - пишет она, - монетные изображения несли большую смысловую нагрузку, являясь проводниками идей, необходимых к распространению среди широких народных масс, большей частью неграмотных. Некоторые сюжеты отождествляются со знаками зодиака [...]. Изображения животных [...] и даже человека [...] - показатель неокрепшего ислама или недостаточно серьёзного отношения к этой религии со стороны джучидских ханов XIII века».[27, с. 42 - 43]
Автор каталога «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (Луганск, 2013 г.) Р.Ю. Савоста также отмечает, что: «Разнообразие и богатство рисунков на медных монетах Золотой Орды впечатляет. Кроме всевозможных орнаментов и виньеток, на монетах множество анималистических изображений - звери, птицы, рыбы, часто в сочетании с растительным орнаментом».[25, с. 4 - 5]
Один из наиболее авторитетных специалистов по золотоордынской (джучидской) нумизматике Г.А. Фёдоров-Давыдов (1931 - 2000), перечисляя изображения, помещённые на серебряных монетах XIIIв. и медных монетах (пулах) XIVв., прямо указывал на религиозный характер некоторых из них: «Часто попадаются изображения птиц [...], рыб [...], - писал он, - иногда сдвоенных - буддийский символ, встречающийся в Золотой Орде на керамической посуде и на изделиях торевтики [...], четвероногих, чаще хищников, льва с восходящим над ним солнцем - обычно на пулах эпохи Узбека, чеканки Сарая [...] и Азака [...], хотя это изображение есть и на монетах XIIIв. болгарского региона [...], двуглавого орла - обычно на пулах времени Джанибека, 1340-х гг. чеканки Сарая ал-Джедида [...], и на одном типе монет Гюлистана 1360-х гг. [...], розетки - обычно на монетах 1350-х гг., эпохи Джанибека чеканки Сарая ал-Джедид [...]. Есть более редкие изображения: козла [...], барана [...], лошади с седлом [...], осла [...], двух ослов у кормушки [...], слона [...], солнца в клешнях рака [...], женщины с ребёнком [...], лука и стрел [...], весов [...], кувшина и стакана [...], всадника [...], тамги с полумесяцем [...], секиры [...], человеческой личины [...], в виде сот - в китайской символике т.н. "блюдо с драгоценностями"[...].
[...] Некоторые изображения на пулах, такие, как солнце в клешнях рака, лев и солнце, имеют характер знаков зодиака».[29, с. 31 - 32]
Орнаментное, символическое и сюжетное наполнение нумизматических памятников Золотой Орды (Улуса Джучи) настолько эклектично, что не представляется возможности привести его к какому-либо общему культурно-историческому и религиозному знаменателю. В известной мере оно является отражением культурно-религиозной эклектичности самой «золотоордынской цивилизации», в «котле» которой перемешались разные этносы и религии. На монетах Золотой Орды (Улуса Джучи), происходящих из разных регионов, присутствует традиционная тюркская и китайская, исламская, буддистская, христианская, а также, предположительно, традиционная славянская, тенгрианская и иудейская символика.
Весьма разнообразный характер при этом носят многочисленные символы, изображённые на анэпиграфных монетах чекана монетного двора Булгара (Болгара), имевших достаточно узкую локализацию обращения. Предположительно среди них преобладают традиционные булгаро-тюркские, тенгрианские и более ранние «универсальные» мотивы. Во множестве встречаются схематичные изображения солнца, звёздного неба и воды. Ряд типов монет несёт на себе изображения, схожие со знаками зодиака. Значительное место занимают «растительные орнаменты» (в том числе, стилизованное изображение «мирового древа» или «древа жизни»), а также изображения животных, птиц (главным образом, «божественной утки», являющейся одним из ключевых персонажей общетюркской и булгаро-татарской мифологии) и рыб.
В разных вариациях на анэпиграфных монетах чекана монетного двора Булгара (Болгара), как и на монетах чекана Крыма, присутствуют кресты, гексаграммы (шестиконечные звёзды), пентаграммы (пятиугольные звёзды), треугольники, «узлы счастья»,полумесяцы, «магические квадраты» и т.д. В ряде случаев наблюдается очевидное сходство изображений с древнеиндийскими и буддистскими (в частности, со свастикой, ваджрой и вишваваджрой, «колесом сансары» - бхавачакрой), христианскими (кресты), исламскими (полумесяц) и иудейскими («звёзды Давида») символами.
В моём докладе «"Богородица Булгарская"? (к вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чекана монетного двора Булгара)», сделанном на XIV ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казань, 2014 г.), были приведены аргументы в пользу гипотезы об изображении на одном из типов монет Богородицы и Младенца Иисуса.[1] При этом остаётся не прояснённым вопрос о происхождении целого ряда других антропоморфных образов и сюжетов, предположительно носящих, в том числе, и сакральный характер.
Заметное место среди изображений, помещённых на золотоордынских (джучидских) монетах (типах монет), занимают символы, относимые к древнеиндийской и буддистской традициям, что, в первую очередь, связывается с религиозными предпочтениями первых монгольских правителей и «уйгурской» чиновной знати Золотой Орды (Улуса Джучи).
В данном отношении следует, в частности, обратить внимание на обилие «виньеток» различной формы, помещавшихся на золотоордынских (джучидских) монетах, а также монетах сопредельных государств, которые известны под разными названиями: «узлы счастья» («плетёнки счастья»), «решётки», «плетёнки» («татарские плетёнки»), «магические знаки». Эти же символы, восходящие к древнеиндийской традиции, получили название «бесконечного узла» или «вечного узла». В тибетском буддизме, приверженцами которого являлись, в том числе, и чингизиды, означенный символ «канонической» формы известен как «кишки Будды».
Необходимо отметить, что «узлы счастья» охотно помещались также на русские подражания золотоордынским (джучидским) монетам, а затем на некоторые самостоятельные выпуски русских княжеств (монеты так называемого «удельного периода»)[6] и монеты Великого княжества Литовского.Изображения «узлов счастья» («кишок Будды») наносились также на золотоордынские (джучидские) монеты в качестве надчеканов.
Весьма интересным представляется в этом контексте изображение мифологического существа - птицы («дракона») со змеёй в клюве, помещённое на медных монетах (пулах) чекана «Сарая ал-Джадида», который выпускался с 776(٧٧٦)года хиджры (1374/1375 г.) до, предположительно, 780 (٧٨٠)года хиджры (1378/1379 г.). Нумизмат-востоковед Е.Ю. Гончаров в статье 2001 г. «Джучидские монеты в контексте тюркской и мусульманской культур» на основании изобразительных и исторических данных сделал вывод, что это изображение «птицы Гаруды».[7]
Гаруда известна в индуизме как ездовая птица (вахана) бога Вишну - борец со змеями-нага, а в буддизме Ваджраяны как идам, один из символов просветлённого ума. Изображение мифического царя птиц, белого Хан-Гаруды, держащего в лапах змею-нагу, помещено на гербе столицы Монголии - города Улан-Батора.ОбразГарудыприсутствует на гербе Таиланда и Индонезии.
При этом среди выявленных монет (типов монет), несущих на себе древнеиндийские и буддистские символы, следует особо выделить монеты (типы монет) с изображениями свастики и свастических орнаментов, отличающихся заметным разнообразием.
Известны следующие медные золотоордынские (джучидские) монеты (типы монет) с изображением чётко определяемой свастики:
1. Анонимный медный пул чекана Гюлистана 767 (٧٦٧) года хиджры (1365/1366 г.), на обратной стороне (реверсе)которого изображена стилизованная четырёхлучевая свастика(концы «лучей» загнуты вправо, а затем в противоположные стороны). Первоначально данную монету (тип монет) ошибочно датировали 797 (٧٩٧)годом хиджры (1394/1395 г.).
Описание монеты с её прорисовкой были включены в статью историка-арабиста С.А. Яниной (1924 - 1997) «Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царёвском городище в 1959 - 1962 гг.», опубликованную в сборнике статей «Поволжье в средние века» (Москва, 1970 г.), - в подраздел «Анонимный чекан времени Токтамыша (1380 - 1390 гг.)» под № 57: «Медь. Л[ицевая] с[торона]: Чекан в /Гюлистана / год 797 (=1394/1395 гг.). О[братная] с[торона]: Орнамент в виде свастики».[33, с. 206]
Со ссылкой на С.А. Янину монета была описана Г.А. Фёдоровым-Давыдовым в работе «Денежное дело Золотой Орды» под № 400:«Анонимная, Гюлистан, 797 г. х. (1394/1395 г.). Пул. Л[ицевая] с[торона] "В / чекан / Гюлистан / год 797". О[братная] с[торона]В квадрате орнамент в виде свастики».[29, с. 212, таб. XXVII]
Описание и прорисовка монеты этого же типа и года, но с указанием не описанных С.А. Яниной и Г.А. Фёдоровым-Давыдовым элементов рисунка обратной стороны (реверса) -трёх поперечных линий в каждом из четырёх сегментовмежду сторонами квадрата, в который вписана свастика, и краем (буртиком) монеты - были помещены в «Каталоге джучидских монет Саратовского областного музея краеведения» Ю.Е. Пырсова (Казань, 2002 г.) под № 355: «Медь. Пул анонимный. Чекан Гюлистана, 797 г.х. (1394/1395). Аверс. В линейном ободке надпись: "Чеканен в Гюлистане, год 797". Реверс. Квадрат вписан в линейный ободок. В квадрате - узорчатый буддийский знак (свастика). В сегментах - по три поперечных чёрточки»(см.: рисунок 1).[23, с. 35]
Прорисовка, приведённая Ю.Е. Пырсовым, перекочевала затем, в частности, в «дилерский» каталог М. Дубровского «Price-guide for coins of the Golden Horde (rare items, 14 cent. plus cms.)» («Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие»), где помещена под № 161, но с «исправленной» датой - 727 (٧٢٧) год хиджры, хотя в самом описании монеты значится 767 (٧٦٧) год хиджры (1365/1366 г.).[9, с. 19]
Описание и прорисовка монеты с датой 727 (٧٢٧) год хиджры содержатся также в опубликованной в 2002 г. статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)» в разделе «Другие монетные дворы» под № 120/6: «Гюлистан, То же [анонимный пул], 727 (=767) г.х. [...] Л[ицевая] с[торона]. Сложное орнаментальное построение со стилизованной свастикой в центре (правое вращение). О[братная] с[торона]. В ободке: Чекан / Гюлистана / году 767».[12, с. 112, 136 (прорисовка)]
Вразмещённой в Интернете англоязычной «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU» имеются фотографические изображения тринадцати монет данного типа, датированных 767 (٧٦٧) годом хиджры (1365/1366 г.). При этом на большинстве из них, действительно, читается 727 (٧٢٧) год хиджры, а на некоторых цифра «2» («٢») напоминает перевёрнутую цифру «9» («٩»).[34] «Перевёртыши», возникавшие из-за ошибок резчиков штемпелей, весьма распространены на золотоордынских (джучидских) монетах, в связи с чем становится очевидным, что данный тип монет чеканился только под 767 (٧٦٧) годом хиджры (1365/1366 г.), то есть во время правления хана Азиз-шейха (1365 - 1367 гг.).
«В прежних публикациях, - отмечается в вышеозначенной статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева, - дату читали "797", но такой поздней датировке противоречат: большой вес (около 4 г) и 30-летнее отстояние этого единственного типа от предыдущих дирхемов и пулов Гюлистана. Тщательное изучение написания даты на 12 монетах из разных коллекций показало, что цифра десятков 20, а не 90, то есть год 727, что должно означать = 767 г.х.».[12, с. 112]
Фотографическое изображение монеты этого типа с прорисовкой свастики можно найти и в изданном в 2005 г. в Улан-Баторе на монгольском и английском языках исследовании Бадарчийна Нямаа «Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун)» («The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans /XIII - XIV/») в подразделе «Acoinswith Khastamgha» раздела «Undetermined tamghas on coins of mongol khans» (см.: рисунок 2).[19, с. 81]
Там же помещено и изображение монеты граничившего с Золотой Ордой (Улусом Джучи) Чагатайского (Джагатайского) улуса 660-х годов хиджры (1260-х гг.), на обратной стороне (реверсе) которой имеется изображение четырёхлучевой свастики с загнутыми вправо и вовнутрь концами «лучей» (см.: рисунок 3).[19, с. 81]
2. Анонимный недатированный пул чекана «Азака ал-Джадид», в другом прочтении - предположительно 810 (٨١٠) года хиджры (1407/1408 г.), на обратной стороне которого изображена стилизованная четырёхлучевая свастика(овальные концы «лучей» загнуты влево и смыкаются с соседними «лучами»).
Описание данной монеты с её прорисовкой содержатся, в частности, в каталоге «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» Р.Ю. Савосты в разделе «Чекан Азака» под № 38: «А[верс]: Орнамент свастика. Р[еверс]: Чекан Азака / ал-Джадид (810 ?)»(см.: рисунок 4). [25, с. 52]
В «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU» фотографические изображения шести экземпляров монет означенного типа помещены в раздел недатированных пулов чекана Азака.[35]
3. Анэпиграфный медный пул, предположительно чекана Крыма, на обратной стороне (реверсе) которого изображена стилизованная четырёхлучевая свастика (концы «лучей» загнуты влево) с прямоугольником в центре и квадратами на концах, а также четырьмя точками в поле монеты.
Описание монет с идентичным рисунком на обратной стороне (реверсе) и различающимися рисунками на лицевой стороне (аверсе) содержатся в каталоге «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» Р.Ю. Савосты в разделе «Чекан Крыма» под № 94: «А[верс]: Очковидная тамга и украшения. Р[еверс]: Орнамент, свастика», и под № 95: «А[верс]: Трёхзубцовая тамга. Р[еверс]: то же».[25, с. 31]
Прорисовка монеты данного типа с «очковидной тамгой» на другой стороне содержалась в работах В.П. Лебедева, опубликованных в конце 1990-х - начале 2000-х гг.(см.: рисунок 5).
[13, с. 13 - 14] В статье К.К. и И.К. Хромовых 2013 г. «Знак "∞" на группе джучидских монет»та же монета, найденная в Херсонской области Украины, определяется как: «Улус Джучи, анэпиграфный AEпул, 80-е годы XIVвека» (см.: рисунок 6). [31, с. 24]
4. Анэпиграфная медная монета неясного происхождения с изображением на одной стороне - заключённой в круг трёхлучевой свастики(концы «лучей» загнуты вправо) с раздвоенными концамии точками в сегментах, и на другой стороне - заключённого в круг«солнца»(солярного символа) с двумя уровнями лучей (по восемь на каждом). При этом оба круга имеют внешнее обрамление из точек.
В «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU»фотографические изображения одного экземпляра, найденного на Царёвском городище, помещено в разделе неидентифицированных джучидских монет под № #117698[36], ещё одного - в разделе иностранных монет, найденных на джучидских городищах, под № #93868[37]. В последнем случае золотоордынское (джучидское) происхождение данного типа монет поставлено под сомнение.
Вместе с тем, описание данной монеты (типа монет) с прорисовкой её изображения содержатся в статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)» в разделе «Пулы неясной атрибуции» под № 144/7: «То же [анэпиграфный пул]. [...] Л[ицевая] с[торона]. Солярный символ в виде 3-лучевой свастики (с левым вращением). О[братная] с[торона]. Диск с 16 узкими треугольными лучами (солнце)» (см.: рисунок 7). [12, с. 117, 138 (прорисовка)]
Достаточно небрежная прорисовка аналогичного типа стороны монеты с изображением «солнца» (причём, с двенадцатью «лучами») помещена также в работе Г.А. Фёдорова-Давыдова «Денежное дело Золотой Орды» в разделе «Неопределённые монеты» под № 539. Описание данной монеты гласит: «Грубое изображение розетки. Только одна сторона. Пул».[29, с. 227]
В моём распоряжении также имеется один экземпляр монеты данного типа, найденный вместе с золотоордынскими (джучидскими) монетами.
При этом легко заметить, что свастика данной формы имеет значительное сходство с так называемом «трискелионом» («трискеле»), изображения которого помещались ещё на античных и кельтских монетах.
Его схематичное изображение, возможно, присутствует ещё на одной медной монете (типе монет), описанной в статье 2001 г. В.П. Лебедева и В.Б. Клокова «Монеты с юго-восточных окраин Сарая» под № 137: «Анонимный пул, Сарай (?) [...]. л[ицевая] с[торона]. В центре 6-лучевой звезды - "трикелес" (так в оригинале. - И.А.), во всех отсеках 12 точек. о[братная] с[торона]. В круге - искажённая надпись, возможно "Чекан Сарая"».[14, с. 39, 49 (прорисовка)]
5. Биллоновая монета XVв. с неясной арабографической легендой, на обратной стороне (реверсе) которой изображена четырёхлучевая свастика (крючкообразные концы«лучей» загнуты влево) с кругом посередине (в круге - точка, и четыре точки -в сегментах свастики). Известны несколько подтипов данного типа монет: в том числе, со сплетающимися в центре «лучами» свастики, без круга посередине (при этом в поле монеты присутствует большее количество точек).
Монеты означенного типа были найдены, главном образом, в Среднем Поволжье: на Камаевском (Иске-Казанском) городище, Торецком, VIАлексеевском, IСемёновском и Измерском селищах.
Историк Д.Г. Мухаметшин в статье 2011 г. «Монеты с Торецкого поселения. К вопросу о денежном обращении в Булгарском Улусе конца XIV- начале XV вв.» связал их с правлением «хана Гийас ад-Дина», назвав свастику «особым знаком».
«Это, - пишет он, - крестовидный знак с загибами концов против часовой стрелки и маленьким кружком в центре. Между лучами креста 2 или 3 точки. Есть варианты с точкой и без точки во внутреннем кружке. На обратной стороне монеты фрагментарно сохранившаяся надпись в 3 (4) строки. [...] Наблюдается 3 штемпельных варианта о[братной] с[тороны] и 10 штемпелей л[ицевой] с[тороны]. На обратной стороне встречаются варианты рисунка с двумя или тремя точками между лучами креста и с точкой и без точек во внутреннем кружочке. Близкий орнамент фиксирован на медной недатированной монете из Сарайчука [...]».[17, с. 68]
Нумизмат О.В. Тростьянский в статье 2014 г. «Монеты Казанского ханства (Монетный комплекс XVвека из округи Камаевского городища)» полагает, что эти монеты можно отнести к эмиссиям «независимого Казанского ханства». По его мнению, они были «изготовлены в 830-х - 849 г.х. в первой столице Казанского ханства - Иске-Казани». При этом О.В. Тростьянский называет помещённый на данном типе монет знак «тамгой-свастикой, которая могла быть изготовлена от имени местного правителя неджучида» (см.: рисунок 8).[28, с. 148 - 152]
Прорисовка одной из похожих медных монет с частично сохранившимся изображением четырёхлучевой свастики (концы «лучей» загнуты влево) помещена под № 186 в книге «Сарайшық тиындары - Монеты Сарайчика» (Алматы, 2006 г.) со следующим описанием: «Л[ицевая] с[торона]. - Фрагменты букв утраченного текста. О[братная] с[торона]. - В остатках точечного и линейного ободков расположена часть крестообразной тамги с точками возле неё».[26, с. 114, 163 (прорисовка)]
Помимо перечисленных типов монет, на которых свастика имеет чётко выраженную форму, выявлено и описано значительное количество типов, где свастические мотивы угадываются в различных орнаментах.
В указанном отношении обращают на себя внимание серебряные золотоордынские (джучидские) монеты (типы монет) чекана монетного двора Булгара (Болгара), описанные в исследовании А.З. Сингатуллиной «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» под №№ 103, 172 и 206 (анэпиграфные) и № 70 (анонимная).
На лицевой стороне (аверсе) анэпиграфной монеты под № 206, согласно описанию А.З. Сингатуллиной, в линейной окружности помещена «тамга с перекладиной у правой ножки» (над ней и под ней - по три точки, по бокам - три и четыре точки). На обратной стороне (реверсе) в линейной окружности изображена «вихревая розетка с точками».[27, с. 117, 150 (прорисовка)]
Качественная прорисовка (реконструкция) реверса, выполненная художником Н.М. Балтаевым, и его фотографическое изображение (с частичным непрочеканом), в числе прочих, помещены также в книге чувашского исследователя В.Н.Алмантая (Иванова)«Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары, 2012 г.)(см.: рисунок 9).[3, с. 28]
Монета с практически идентичным символом на реверсе, но с другим изображением на аверсе, выявлена нумизматом О.В. Степановым (г. Казань). Причём, на аверсе помещён заключённый в обрамлённый точками круг шестилепестковый «орнамент», в сегментах (внутри «лепестков») которого различимы не идентифицированные знаки, напоминающие буквы тибетского алфавита.
В центре замкнутой «вихревой розетки», помещённой на реверсе, имеется небольшой кружок с точкой посередине, от которого отходят двенадцать волнообразных «лучей», направленных влево (концы «лучей» чуть повёрнуты вправо, между ними расположены двенадцать точек).
Как мне представляется, означенная «вихревая розетка» носит определённо свастический характер.
Прорисовка похожего символа (с восьмью «лучами», концы которых загнуты влево) присутствует в исследовании Бадарчийна Нямаа «Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун)» («The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans /XIII - XIV/») в разделе «The ornaments and figures of coins of Mongol empire».[19, с. 150]
На лицевой стороне (аверсе) анэпиграфной монеты под № 172, согласно описанию А.З. Сингатуллиной, в линейной окружности помещена «тамга с перекладиной слева, вокруг тамги шесть звёздочек».На обратной стороне (реверсе) в линейной окружности изображён «орнамент, составленный по кругу из восьми голов птиц, в центре соединённых шеями общим кружком с точкой».[27, с. 109]Интересно, что при этом птичьи головы, составляющие стилизованную восьмилучевую свастику, смотрят в разные стороны: четыре (левые) направлены клювами влево, а четыре (правые) - вправо.
Качественная прорисовка (реконструкция) реверсаозначенной монеты и его фотографическое изображение помещены также в книге В.Н.Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары, 2012 г.) (см.: рисунок 10). [3, с. 29]
Фотографические изображения монет данного типа имеются ив «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU»в разделе зооаморфных типов анонимных серебряных джучидских монет чекана монетного двора Булгара (Болгара) конца XIII- начала XIVвв.[38]
Вероятно, «вихревые розетки» с точками и птичьими головами концептуально являются изображениями одного порядка.
При этом обнаруживается заметное сходство данного символа (сюжета) с распространённым чингизидским золотоордынским орнаментальным построением, помещавшимся, в частности, на бляхах, которые украшали колчаны для стрел и луки седла. Приводя прорисовки последних в своей статье 2013 г. «Предметы престижно-репрезентативного круга из кургана 1 Белореченского могильника», искусствовед М.В. Горелик описывает их как «вихревые многолепестковые, с кружками на концах лепестков, розетки».[8, с. 224 (прорисовки), 225]
Немедленно дави на сцЫллу и дочитывай до конца:
К вопросу об изображениях свастики и ваджры. (Окончание).