Экранизация. "Задача трёх тел" - роман китайского писателя-фантаста Лю Цысиня в жанре научной фантастики. Является первой частью трилогии "Память о прошлом Земли" Роман был номинирован на премию Небьюла в 2008, а в 2015 году получил премию Хьюго как лучший фантастический роман года.
Рецензий перед просмотром не читала умышленно, чтобы чужое мнение не влияло на моё восприятие. Почитала после просмотра - и сильно была удивлена, народ ругает именно то, что мне понравилось... Хотя кое-в-чём я согласна и с общественным мнением.
Итак. Это научно-фантастический детективный триллер.
Ряд учёных узнаёт некую невероятную правду о физике, которая якобы уничтожает всё их представление о ней, да и о всей науке в целом. Официальная версия - неспособные вынести такой реальности, они кончают жизнь самоубийством один за другим. Военные же предполагают, что некая злонамеренная сила пытается остановить научное развитие человечества путём физического уничтожения видных учёных. Полиция и военные всего мира расследуют массовые самоубийства ученых, выходят на организацию "Границы науки", и начинают раскручивать дело, которое оказывается намного масштабнее даже самых смелых предположений.
В сериале есть три разных "реальности": Китай-2007-2008, где происходит расследование, Китай 60-70-х годов с их мракобесием и пропагандой, где мы узнаём, с чего всё началось, и виртуальный мир игры "Задача трёх тел", в которую играют учёные, дабы разгадать одну научную проблему.
Очень крутой сериал. Завёрнутый по интриге, очень красивый по опенингу и эндингу, шикарные визуальные эффекты, отличный саундтрек (хорошо оттеняет происходящее - тревожность, разочарование, рутину, безвыходность, спокойствие...), мозголомные и вызывающие приступ тревожности научные теории, постоянно нарастающее напряжение, саспенс на уровне хорошего триллера. Игровой мир - прекрасен, как и все китайские фильмы про игры, за него отдельный респект, за локации и механику игры. Актуальный мир событий - понравилось, как играет свет, цвет, китайский символизм, и + отсутствие логических дыр. Вопросы, возникающие по ходу дела, почти все получают ответы (внешнее воздействие на умы ученых объяснило мне моё возмущение тем, что в сюжете "они не смогли справиться с изменениями в науке", как и разные детективные догадки - мои вопросы возникали буквально за пару кадров до ИХ ответов).
Заставляют задуматься (уже ближе к финалу, после 20й серии) разные социально-филосовские темы; процесс расчеловечивания, причины проблесков человечности, предательство, впитанное из семьи (про осинку и апельсинку), скрытая маниакальность в психике, мстительность на каком-то запредельном уровне. [эмоции со спойлерами] Убить всё человечество за несправедливые репрессии отца и себя? Вот прямо ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО виновато???? А не собственная мать и сестра, доносившие на отца?? и не "великий кормчий"? И собственную дочь не жалко?
Очень резануло мнение, что "вот приедет барин" - вот прилетят трисолярианцы, и научат людей быть гуманистами. Ага, на майдане тоже стояли за то, что вот придут войска из Европы и научат парвильно машины парковать и мусор выбрасывать в урны, а не на землю (дословный пересказ мнения бывшей френдессы из Кривого Рога, года примерно 2013-2014). Еще вспомнился кадр из "Дня независимости", когда с плакатами "вэлкам" встречали пришельцев, а они убивали всё живое... Откуда такая уверенность в том, что более развитая технически цивилизация будет и более гуманистически развитой?.. Разве развитие цивилизации Земли не говорит как раз об обратном? Испанцы и американские индейцы - наглядный пример, как и любые высокоразвитые колонизаторы в Африке. Если раса пытается покинуть свой дом-планету - разве это не вызывает тревоги из-за причин? и опасений последствий, которые ожидают землян? Неужели ученые не могут додуматься это таких простых умозаключений?
Еще я подумала, что "Задача трёх тел" - это антипод "Аватару". Вместо внедрения в чужую расу с целью спасения, персонаж предаёт свою собственную расу с целью уничтожения.
Из неожиданного: эмблема Организации ОЗТ[**](Организация Земля-Трисолярис)- угольник и циркуль, вполне знакомый масонский символ.
После первых трёх серий я погрузилась в вики, чтобы более внятно понимать физику процессов (у меня аж мышИца мозга устала, я не привыкла столько думать))) Порадовало и знакомое лицо - Ван Цзывэнь, она мне оч нравится (" Когда улитка влюблена"), здесь у нее важная роль - молодая Е Ваньцзы - и она отлично отыграла и нежность, и ранимость, и маниакальность, и двойственность, и мстительность, и разочарование... В старшем возрасте другая актриса, и у нее амплитуда эмоций на лице ощутимо меньше, но при этом она страшнее, она не безумна, но фанатична, и ее желание предать всё человечество просто ради (уже даже устаревшей) идеи, даже без личной выгоды - это жутко.
Каст вообще внушает уважение - каждый актёр максимально органичен в роли, и по внешности не считывается "положительность\ отрицательность", авторы не следуют клише внешности, хотя безумие в глазах безумцев заметно. Только к Майку Эвансу вопросики по гриму - он встретился с Е Ваньцзы в молодости, сейчас она уже на пенсии (и актриса возрастнАя), а он так и остался молод и бодр. И операторская работа - какие ракурсы, какой свет, ммм!
Однако не без минусов. [*тут минусы*]Есть моменты, когда ну настолько неоправданно затянуто, что уже вслух спрашиваешь - "ну, дальше-то что?? давайте уже, не тормозите, раздупляйтесь". Не по сюжету затянуто, а по визуалу - если человек смотрит в окно, то зачем он смотрит полминуты-минуту? Минуту-две идет по пустой улице? Можно же на 30-40 сек сократить? Повторение или скандирование по 15-20 раз (спецом считала) какой-нить фразы очень бесило. Все эти невероятно долгие взгляды вдаль, и в светлое будущее - ну, можно же было порезать, качество сюжета не пострадало бы, а динамика выйграла бы. И постраничный пересказ истории "Красного берега" с медитативной скоростью акына (дважды!!) - покороче и пободрее было бы не хуже; уж не настолько стара и немощна Е Ваньцзы, чтобы так медленно слова мусолить... И зритель не настолько туп и беспамятен, чтобы дважды повторять. И если я адаптировалась к китайским сериалам по 30-40 серий и их скорости (но даже мне порой хотелось ускорить действо, ибо их невероятно-медлительные сцены выбешивали), то супругу было тяжело столько тягучих серий (30); а если все затянутое отрезать бы - и серий бы стало 15-20, и динамика была бы получше.
Еще я не поняла в финальных сериях - взрыв ядерной бомбы на собрании ОЗТ при штурме. Ни ударной волны, ни тепловой, и только один полицеский пострадал от излучения??? А все остальные?
И вопрос про муравьёв, они постоянно в кадре, я думала - шпионят, но нет, нигде и никак не используются. Нет упоминаний по ходу сюжета, но камера постоянно акцентируется на одном муравье не стекле или на веренице, целенаправленно ползущей, например, под машину полицейского. Я погуглила - есть у Лю Цысиня роман "Про муравьев и динозавров" - неужели просто своеобразная "встроенная реклама"???
И остался еще один вопрос (супруг из романа не помнит, а я и не читала) : когда земные ученые играли в игру, кто ее создал? Если запрограммировано движение трёх тел в игре - разве это не половина пути к разрешению "задачи трёх тел"? А если солнца движутся хаотично, рандомно, то эту задачу и нельзя разрешить в рамках игры, исходные данные не позволят. Или игра - лишь для привлечения интереса ученых и для взращивания сочувствия к трисолярианцам, а потом они задачу решают дома на бумажке, как домашку? Но всё равно - кто игру создал? Трисолярианцы? А как в финальных сериях игроки (Ван Мяо и полицейский) попадали в игру, если сервера отключены? И как они наблюдали внутренние события Трисоляриса, неизвестные землянам, если это только игра?
Ну и последний вопрос. Если трисолярианцы просто ищут систему с одним солнцем и стабильностью - зафигом им 400 лет лететь в Солнечную систему??? Порабощать Землю??? Во1х, можно выбрать любую систему с одним солнцем, ближе чем в 400 годах полёта. Во2х, они так приспособлены к недружественным условиям жизни - можно выбрать Марс, Сатурн, и жить с Землей в мире и сотрудничестве? Почему нет?
Но в целом, в итоге, отличный сериал. Давно такой качественной фантастики не смотрела. Интересно, познавательно, захватывающе, увлекательно, напряженно, загадочно, вызывает массу эмоций, и очень красиво. Супруг книгу читал, а я нет, но сериал понравился (в разной степени) нам обоим.
! У сериала нет хэппиэнда. Есть достаточно жизнеутверждающее логичное окончание, но настоящего ФИНАЛА нет. Поскольку это первый роман из трилогии, вероятно, придется читать продолжение, чтобы узнать, "чем кончилось".
Нетфликс собирается выпустить свою версию,[*к текущему сериалу не относится*]но среди актеров почти нет китайцев - имхо, не лучший вариант культурной экспроприации (хотя на Е Ваньцзы всё же взяли китаянку). Они (судя по касту) делают ставку на индийских астрофизиков. Смотреть - пока не знаю, буду ли, вроде и любопытно - ради сравнения спец эффектов и визуала. Но не думаю, что Нетфликс хорошо справится с этим сюжетом - то, как они искромсали "Ведьмака" в 3м сезоне, не внушает доверия к грядущей экранизации.
*********** 8. Книга, получившая премию Хьюго - в моём случае - это фильм по книге