Я тут сообразил, что замечательный спектакль "Три сестры", который я смотрел 7 и 21 марта (
dolmazyan, я только что сообразил, что не напомнил тебе! прости козла!), является двадцатым на моей памяти спектаклем, поставленным в нашей школе моим дорогим учителем литературы Львом Иосифовичем Соболевым. О "Трех сестрах" отдельно я пока постингов не писал, а вот теперь, думаю, имеет смысл, пожалуй, постараться относительно кратко описать впечатления от всех этих двадцати спектаклей Льва Иосифовича. В отношении большей их части я довольно-таки пристрастен, поскольку в пяти спектаклях играл роли, еще в трех пел, в одном пел в хоре и в одном из составов играл на пианино и еще в одном просто играл на пианино, то есть так или иначе участвовал в половине (в трех еще во время обучения в школе, в семи - уже закончив), не считая сочинения текстов песен еще для одного спектакля. Подробного анализа здесь не будет, как не будет и перечисления недостатков - это не имеет никакого смысла, да и вообще я не большой любитель публично обсуждать, что не так сделали знакомые, приятные и близкие мне люди. Все достоинства спектаклей тоже вряд ли есть смысл перечислять, буду отмечать, наверно, то, что понравилось больше всего (заранее прошу прощения у тех, кого не упомянул) - ну и, естественно, какие-то особенности, черты, отличавшие какой-либо спектакль от других.
1. Козьма Прутков "Фантазия" (осень 1989). Первый большой спектакль, который я увидел в нашей школе, тогда еще просто гимназии №67, без приставок. Потряс, причем всем - игрой, хором, композицией (время от времени действие прерывалось, и кто-то из хора вставал и читал стихотворение Пруткова) - это уж не говоря о том, как я тогда любил этого автора. Ну и еще добавить к этому, что я только-только начал осваиваться в школе и был в восьмом классе, а на сцене блистали казавшиеся мне фантастически взрослыми одиннадцатиклассники и выпускники, причем давние (Юра Лесскис в роли Разорваки и тогдашний учитель информатики и будущий директор Михаил Моисеевич Фидлер в роли Кутило-Завалдайского). Может быть, не все песни Лесскиса меня устроили (так, я точно знал, что "Вот куплеты,/ Мы, поэты", согласно авторскому замыслу, надо петь на мотив Frère Jacques), зато совершенно поразила песня Кима "На ночных кустах ветки трогая", которую в середине спектакля Юра спел дуэтом с Тусей
nakitami Ким, которая сидела за пианино [упд]наврал я! за пианино в этом спектакле сидела неизвестная мне Лиза Розанова[/упд], а также во время исполнения песни "Елизавета, мой друг" пела партию Елизаветы женским басом. Отдельно отмечу потрясающего Беспардонного в исполнении ныне доктора исторических наук Пети Стефановича. Еще была очень смешная прислуга, выбегавшая во время пения Либенталя искать Фантазию - и как же я был поражен, выяснив спустя годы, что роль Повара, кричавшего "Ко-не-фууу-зи-я!!!", играла Анька
an_lan Ландман, ныне мой ближайший и дорогой друг.
2. Д.И.Фонвизин "Недоросль" с песнями Кима (весна и осень 1990). В те годы первый спектакль игрался на традиционном Празднике труда, науки и искусства (обычно - первая суббота марта), закрывая день, когда почти каждый класс готовил какой-нибудь спектакль или другой вид развлечений, второй - спустя две недели, а третий - осенью. Потрясающий "Недоросль" был сыгран четыре раза, к двум весенним добавился еще один, благотворительный, на котором актеры позволили себе похулиганить: блистательный Женя Натаров в роли Митрофана произносил фразу "Софьюшка! Губы должны быть эластичны!", Саша Безносов, уморительно изображавший совершенно карикатурного, надутого, как индюк, Милона, говорил Тусе-Простаковой "Тьфу на тебя!", а сама Туся, сообразив, что перед ней Стародум (ныне зампредседателя московского отделения СПС Сережа Городилин), кидалась к нему с криком "Здравствуй, старик!". Помимо указанных актеров, отмечу, конечно же, Колю Каракаша в роли Скотинина (особенно запомнилось, как он фразу "У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь" произносил тремя разными способами), Юру Лесскиса в роли Вральмана, Аню Плисецкую в роли Еремеевны и Машу Щербакову в роли Тришки. Ну и потрясающий хор, конечно же - и вообще мюзикловую сущность этого спектакля - а также выход всех исполнителей мужских ролей (с пополнением в лице двух, кажется, человек) в военных формах на сцену через зал под песню "Квартирьеры, квартирьеры, фейерверкера", особенно умилял свист осветителя Саши Медведева после слов "фейерверкера" и "овса" (помню, я очень жалел, что в осеннем спектакле этого свиста уже не было). И еще товарищи из американских Штатов совершенно справедливо огорчаются, что я не упомянул свинячий кордебалет - пожалуй, это был лучший танец в спектакле Льва Иосифовича на моей памяти.
3. "Женитьба гусара", водевиль А.Борисова и С.Дружининой с песнями Ген.Гладкова и Ю.Кима по мотивам произведений Н.А.Некрасова и П.С.Федорова (весна и осень 1991). В этом спектакле я пел в хоре, причем внаглую пролез туда, еще не будучи учеником Льва Иосифовича, вслед за своим бойким одноклассником, ныне модным организатором всего на свете и режиссером Федей Павловым (тогда его фамилия еще не была двойной). Помню, как ужасно подставил своего тогдашнего и тоже дорогого учителя литературы Эдуарда Львовича Безносова, у которого репетировал в спектакле "Иван-царевич": он отменил второй генеральный прогон, поскольку я сказал, что меня не будет, и я отправился петь в хор. В перерыве оказался в коридоре возле нашего любимого 45-го кабинета и как раз попался на глаза выходившему оттуда в расстроенных чувствах Эдуарду Львовичу, у которого сломался не то пульт, не то магнитофон... Впрочем, о спектаклях Эдуарда Львовича, тоже очень много для меня значащих, расскажу отдельным постингом. "Женитьбу гусара" играли трижды, и осенью, когда бывшие одиннадцатиклассники выпустились, состав уже комплектовался из тогдашних одиннадцатиклассников и был почти полностью другим. Спектакль был искрометный - опять же с хором, с кордебалетом (как можно забыть канкан "Закрой конторку"! на втором месте после свиней в "Недоросле") и блестящей игрой ряда лиц: в первых двух составах Женя Натаров играл Лоскуткова, Коля Каракаш - Налимова (его специфическое поведение послужило причиной переделывания припева "Хороша, хороша, хороша картина" в "Каракаш, Каракаш, Каракаш - скотина"; он же был мастером путать текст в песне князя горцев ("Без княгини нет барашка, без Кавказа нет стола"), а на втором спектакле вместо "По судам затаскаю!" произнес маловразумительное "В каземат быстро!"), Саша Безносов - Антона Степановича Флюгерова. Очень колоритны были ныне модный литературный критик Лева Данилкин и Илья
xfqybr Овчинников (друзья Налимова) в сценах, где они изображали горцев (совместный вопль "КНЯААААААЗЬ!" был не слабее канкана!), Юля Кауль в первом составе играла Лизаньку. В третьем, осеннем составе отметим Асю
asja_bo Бонч-Осмоловскую в роли Лизаньки и Олега Киреева (ныне не арт-директора клуба "Союз Композиторов", а перформатора и левака, впрочем, что-то давно ничего о нем не слышал) в роли Налимова. В первом и третьем составах сваху играла Цыпа
alint Ливергант. В третьем составе я сидел за пианино - впрочем, если бы не помощь дорогого друга и учителя
xfqybr, который играл Лоскуткова, я музицировал бы в сто раз хуже. На скрипке в этом спектакле играла моя одноклассница Маша Майофис (половина юзера
medvezhiy_ugol). Еще в третьем составе Коля Каракаш пришел петь в хор: на одной из репетиций, после того как Коля изрядно накукарекался в хоре, Лев Иосифович обратился к нему примерно со следующим текстом: "Коля, кретин вонючий, что ты устраиваешь, ты только всем мешаешь..." - на что Коля ответил: "Ты думаешь? Ой, простите, Вы думаете?" - и в следующую секунду оказался уже на другом конце зала, поскольку Лев Иосифович бросился за ним с кулаками. Шуток и случаев можно еще вспоминать много, упомяну только о том, что Лоскутков должен называть Флюгерова любыми именами, начинающимися на аз, и
xfqybr здесь импровизировал еще похлеще, чем Натаров, называя Флюгерова, которого в том составе играл ныне ведущий киновед Антон Долин (тогда Воробьев), Анакреонтом, Абрамом Соломонычем и даже Артуром Янычем.
4. Н.В.Гоголь "Женитьба" (весна и осень 1992). В этом спектакле я уже с самого начала участвовал с полным правом, поскольку весной 1992 был в десятом классе. "Женитьбу" показывали всего два раза, поскольку после первого показа исполнитель роли Подколесина, гениальный Артур
aklyon Клява, уехал в Израиль; осенью состав уже был совсем другой, совпадали только двое: я (Жевакин) и мой дважды одноклассник Тихон Котрелев, ныне выступающий с песнями Бреля и Вертинского (Анучкин). (Еще я во втором составе подавал из-за кулис реплики кучера.) Есть ощущение, что этот спектакль делался более нервно и напряженно, чем предыдущий, и так и выглядел. В первом составе были очень хороши Олег Киреев в роли Кочкарева и Цыпа в роли Феклы. Еще это был первый на моей памяти спектакль, в котором играл ученик негуманитарного класса (Кирилл Маслиев в роли Яичницы). Во втором составе очень хороши были Маша Филиппенко в роли Феклы, небезызвестный Паша Филиппенко в роли Кочкарева, ныне, кажется, круто работающая в одном из министерств Саша Мельгунова в роли Арины Пантелеймоновны и работающий в Штутгартской опере Дима Гравченко в роли Степана. Песни к спектаклю написал Юра Лесскис, на пианино в первом составе играл
xfqybr (кроме, как мне тут подсказали, "Вальса" Глиэра, в котором танцующей Саше Никольской, ныне Артамоновой, аккомпанировала Маша Терещенко), во втором - приехавшая из Израиля получать аттестат Наташа
natsla Беленькая, еще один мой дорогой друг. На скрипке в обоих составах играла Маша Майофис, помню, ее игра очень помогала мне произносить последний монолог Жевакина (это, собственно, была тема как раз из "Вальса"). Кажется, второй спектакль получился более цельным и удачным по части темпа, чем первый. Вспоминается еще, как чуть ли не на генеральной репетиции первого состава механизм, подняв занавес до конца, продолжал работать, в результате чего гирьки, на которых занавес держался, соскочили со своих крючков и красиво попадали на пол, так что репетиция задержалась примерно на час.
5. Ю.Ч.Ким "Сказка Арденнского леса" по комедии У.Шекспира "Как вам это понравится" (весна и осень 1993). Один из самых моих любимых спектаклей. Во-первых, в нем чувствовалась какая-то радостная общность, все делали этот спектакль вместе, что-то придумывали - в частности, музыку для тех песен Кима, которых не было в записи. Во-вторых, среди актеров и музыкантов были представители не только всех четырех гуманитарных классов, но и выпускников 1991 (Женя Натаров в роли Оливера), 1990 (кажется, Таня Соломадина играла на флейте - правда, не во всех составах), 1989 (Эдик Глинберг в роли Фердинанда) и 1980 (Михаил Моисеевич, уже директор, в роли Фредерика) годов (чуть было не сыграл даже один выпускник 1978 года, ныне известный издатель и ресторатор, но он не появился ни на одной репетиции, в результате его персонажа из спектакля просто выкинули). Спектакль показывали четыре раза (осенью - два: для воспитанников детских домов - 1 октября 1993 года и для других зрителей - на следующий день, а что было на послеследующий, все знают). При этом делался, кроился спектакль сложно, как будут выглядеть последние сцены, в течение долгого времени было неясно. Кроме того, кто-то постоянно болел или не мог - Лев Иосифович любит повторять, что ни на одной репетиции, включая генеральные, не удавалось собрать всех участников (кто-то из кордебалета таки отсутствовал на генералках). Отметим при этом, что актерский состав от показа к показу не менялся. Помимо уже упомянутых, замечательно играли Маша Филиппенко (Дженни) и Паша Филиппенко (Гильом; кстати, на роль он был введен сильно позже других). На пианино играла (и вообще активно заправляла музыкальной частью)
natsla, представляя одновременно два класса. Я играл шута Билли - пожалуй, это моя любимая роль.
6. Д.И.Фонвизин "Бригадир" (весна 1994). Это я уже выпустился и в спектакле не участвовал. С осени 1993 года Лев Иосифович стал вести классы с восьмого по одиннадцатый, а не с десятого, как раньше, таким образом отпала необходимость повторять спектакль осенью - с тех пор каждый спектакль (за одним исключением, о нем дальше) игрался только два раза весной. Насколько я понимаю, это первый спектакль, в постановке которого активное участие принимали выпускники (мизансцены ставила
asja_bo). Блистали Игорь Ходырев в роли Бригадира, Кирилл Осповат в роли Советника, Катя Устинова в роли Бригадирши, Виталик Дементьев и Саша Целовальников в роли Иванушки, Саша Чернов в роли Добролюбова. Музыкальную часть делали
natsla, Маша Майофис и примкнувший к ним во втором составе на гитаре
xfqybr, который, в частности, в многочисленных сценах застигания персонажа (персонажей) врасплох во время объяснения выдавал один и тот же забавный пассаж.
7. М.Ю.Лермонтов "Маскарад" (весна 1995). Здесь я опять подключился, на сей раз за пианино, мы вместе с Машей Майофис играли из Шумана, Шопена и Брамса. Это был неожиданный для Льва Иосифовича опыт после стольких комедий. Надо сказать, ребята старались и сделано было много - и по части света, и по части музыки (помимо нашей живой, была еще фанера - в частности, Малер), и по части игры (Виталик Дементьев играл Арбенина в обоих составах, еще отметим Игоря Ходырева в роли Казарина в первом составе, Сашу Целовальникова в роли Звездича в первом составе, Сашу Чернова в роли Шприха во втором составе, Гарика
igorilla_ru Петрова в роли Неизвестного во втором составе, ну и обеих героинь - Ксюшу Паршину и Настю Морозову в роли Нины и Аню Колесникову в роли баронессы Штраль в обоих составах). И все же этот спектакль сложно считать удачным, судя и по реакции зрителей, и по большому количеству глупейших накладок (особенно в первом составе - баронесса Штраль не заметила лежащего у самых ее ног браслета, а Неизвестный (Саша Чернов) забыл надеть маску, отчего арбенинское "Снимите маску и сейчас!" прозвучало довольно странно). Казалось, что для возможностей школьных актеров, у которых есть энергия, но нет профессионализма, это материал крайне неподходящий. После этого на долгие годы идея ставить не комедии была отложена.
8. Б.Шоу "Пигмалион" (весна 1996). Не участвовал. Этот спектакль, хоть и был комедией, тоже сильно отличался от остальных. Держался он, в основном, на исполнителях двух главных ролей - и в первом составе были прекрасные Виталик Дементьев (Хиггинс) и Нюша Шапиро (Элиза). Но все было бы еще прекрасней, если бы Виталик не запорол самым чудовищным образом последний их диалог. Еще в первом составе была очень хороша Аня Дудник в роли миссис Пирс. Виталик же очень здорово сыграл малюсенькую роль Прохожего во втором составе. Второй состав был отдельно интересен тем, что Дулитла играл Михаил Моисеевич. Музыкальной частью с этого спектакля на долгие годы плотно занялась Катя Скрябина, которая много сочиняла сама и активно использовала синтезатор. Кстати, этот спектакль, кажется, был сделан практически без участия выпускников.
9. Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве" (осень 1997). Вернулись к комедии в самом привычном понимании. Как я уже
писал, спектакль должен был состояться весной, но Лев Иосифович попал в больницу, а я, заявившись в школу в сентябре, узнал, что все выпустившиеся участники хотят спектакль восстановить. Отказался участвовать только Саша Чернов, который репетировал Ковьеля, и мне было предложено занять его место, что я и сделал. Опять блистал Виталик Дементьев в роли Клеонта в первом составе (и в обоих составах он очень смешно играл муфтия), Нюша Шапиро в роли госпожи Журден в обоих составах и Кирилл
ka_o Осповат в роли господина Журдена тоже в обоих. Настя Морозова в первом составе играла Николь, а во втором - Люсиль (Николь во втором блестяще сыграла Юля Алексеева). Хор, в основном, состоял из тогдашних девятикласснниц, трех учителей из четырех тоже играли девятиклассницы, особенно отметились Настя Рыбкина в роли учителя фехтования и Аня
boddhy Алешковская в роли учителя философии. У меня там был дуэт "Жестокая" на стихи Кима с прекрасной Айной Агамалиевой. Спектакль, безусловно, был ценен тем, что столько народу собралось его восстанавливать, уже не учась в школе.
10. И.А.Крылов "Трумф или Подщипа" (весна 1998). Этот спектакль я, к сожалению, видел только в записи, зато сочинил к нему немного стихов для песен. Спектакль был несколько экстремальный, поскольку второй состав был на следующий день после первого! Первый на моей памяти спектакль, где два состава не совпадали полностью. Блистали Игорь Ходырев в роли царя Вакулы в первом составе, Митя
aleshru Алешковский в роли Трумфа в первом составе и Митя Харитонов и Леша Покровский в роли Слюняя. Еще прекрасны были рожи министров, высовывавшиеся из-за кулис - в первом составе это были Саша Целовальников и Макс Лукин, во втором - Игорь Ходырев и Саша Черных. Очень веселила чехарда с участием Ходырева, Целовальникова и Черных(а) в финале. А в начале спектакля Оля "Финик" Ившина, Саша Верченко и Саша Черных в танце изображали основную сюжетную коллизию, что сопровождалось комментарием Кати Устиновой голосом Володарского с репликами вроде "Боже мой, этого момента я боялся всю мою соз-на-тель-ну-ю жизнь!"
11. А.А.Шаховской (при участии Н.И.Хмельницкого и А.С.Грибоедова) "Своя семья или Замужняя невеста" (весна 1999). В это время я как раз имел несчастье
преподавать у нас в школе, и Лев Иосифович попросил меня спеть в спектакле гусарскую песню на слова Дениса Давыдова. Материал для спектакля был не самый выигрышный, но получилось вполне симпатично. Особенно хороши были Ася
dolina Долина в роли Феклы Саввишны в первом составе, Соня Косибород в роли Раисы Саввишны в первом составе и Катя Шалмина в роли Наташи - тоже в первом составе, а также Макс Лукин в роли Карпа Саввича во втором составе и Митя Харитонов и Саша
_along_ Дмитриев в роли Максима Меркурьевича Бирюлькина. Но главным моментом спектакля был, пожалуй, гусарский танец в исполнении Саши Черных(а).
12. Ж.-Б. Мольер "Тартюф" (весна 2000). В школе я уже не работал, но Лев Иосифович снова попросил меня спеть - в двух интермедиях вместе с четырьмя девушками. Мы даже играли на каких-то полудетских ударных инструментах. Главным ударным моментом этого спектакля было то, что во втором составе Тартюфа играл Саша Безносов, в то время преподававший в школе историю. Особый ажиотаж, конечно, вызвала его вторая совместная сцена с Аленой Островской в роли Эльмиры. В первом составе он играл господина Лояля, не менее искрометно. Еще, конечно, мощен был Митя Алешковский в роли Оргона в первом составе, очень хороши была Ира Сенникова в роли Марианы и Катя Шалмина в роли госпожи Пернель - обе в первом составе. Но, пожалуй, особенно я бы отметил обеих Дорин: в первом составе ее играла Ася Долина, а во втором -
Лиза Безносова. И если у Асиной Дорины била через край энергия и в каждой реплике была слышна продуманная и часто неожиданная интонация, то Лиза сделала абсолютно мольеровскую Дорину, такую, какую и представляешь себе, читая пьесу. Кстати, в первом составе она уморительно сыграла безмолвную Флипоту: ее героиня, пока остальные персонажи ругались между собой, неторопливо подходила вплотную то к одному, то к другому и внимательно вглядывалась в какие-то одной ей заметные детали одежды, потом так же пристально изучала потолок (а Ася Долина играла Флипоту во втором составе - чопорную, но заигрывающую с Дамисом - Сашей Дмитриевым).
13. Еврипид "Ипполит" (весна 2001). Вот это был эксперимент так эксперимент! И, на мой взгляд, оправдавший себя. Конечно, и делать его, и смотреть было непросто, но, по-моему, получилось: спецэффекты, включая клубы дыма, из которых появлялись богини, небольшой поднимающийся занавес на заднем плане, видеоряд - все это сработало. Я, к сожалению, видел только первый состав, там хороши были Митя Алешковский в роли Старого раба и Вестника, Андрей (не помню ника) Шептунов в роли Ипполита, Саша Целовальников в роли Тесея, но особенно меня потрясла Настя Блюм в роли Афродиты - с ее появления, собственно, начинался спектакль (если не считать закадрового голоса Маши Филиппенко, пересказывавшей содержание), и оно задало правильный ход всему.
14. И.А.Крылов "Модная лавка" (весна 2002). И снова традиционная легкая комедия с песенками. Видел опять-таки только первый состав, где больше всего понравился гениальный Саня
gogling Барменков в роли Антропки. (Кажется, с этого спектакля (поправьте меня, если ошибаюсь) в театральной жизни школы появился человек, без которого ее уже представить никак не возможно - Ольга Юрьевна Грошева, на которой держится чуть не вся постановочная часть. Человек, которому при жизни надо ставить памятник.) Но каково же было всеобщее удивление, когда на следующий год был поставлен...
15. Т.Уильямс "Лето и дым" (весна 2003). Собственно говоря, об этом спектакле я уже писал
тут и
тут. Пожалуй, для меня это было одним из самых сильных впечатлений в те годы. Коротко скажу о главном: во-первых, потрясло отношение людей к делу, какого я раньше у участников спектаклей того же возраста не наблюдал; во-вторых, спектакли получились сильно разные, в первую очередь, за счет совершенно разных героинь: в первом составе - надломанная, неземная Маша Воловик, во втором - искренняя и страстная Лена
flejta Демиденко. Второстепенные персонажи были, в целом, несколько выпуклее в первом составе, а во втором скорее составляли фон для раскрытия образа Альмы. Я бы отметил особо Саню Барменкова в роли Роджера Доремуса (оба состава), Мишу
pisha_metrov Петрова в роли Джона во втором составе (в первом он играл бедного Вернона с одной-единственной репликой), Катю
ka_tuxa Маркову в роли миссис Бессет в первом составе, Глеба Кириллова в роли мистера Уайнмиллера в первом составе, Надю
_get_lost_ Беджанову в роли миссис Уайнмиллер в первом составе. Ну и отдельно скажем про музыкальную часть, которой занимался
xfqybr. Хоть фонограмма состояла всего из четырех [упд]виноват, пяти[/упд] номеров, они легли на действие так адекватно и настолько обогатили спектакль (и, как я понимаю, помогли и актерам), что стали его неотъемлемой частью. Я, наверно, никогда не забуду финал первого показа, когда под звуки "Полифонического танго" Шнитке Маша Воловик медленно двигалась к кулисе, после чего Андрей Шептунов подавал ей из-за кулис руку и свет гас. Ну а я пел блюзик, играл на шейкерах в песне Dream a Little Dream, которую исполняла прекрасная Айна, и дул в паровозный гудок перед последней сценой. Кстати, в музыкальной части у нас было занято целых два трубача (ну, или один трубач и один трубец) - Андрей Ефимович Козлов и Коля
groshev Грошев! Ну и еще: я совершенно не разбираюсь в профессиональном театре, но отчего-то мне кажется, что "Лето и дым" и некоторые из последовавших спектаклей могут проходить по этому ведомству.
16. А.П.Чехов "Чайка" (весна 2004). После "Лета и дыма" я настолько проникся общим духом, настолько полюбил всех, кто в нем участвовал (не говоря о никуда не девшихся актерских амбициях, которые проще всего реализовать на родной школьной сцене), что попросил роль в следующем спектакле. И, узнав, что "Лев ставит Чайку", выбрал себе Медведенка (играл во втором составе). Участников я перечислял
тут. Что говорить - делался спектакль, конечно, не просто, но было придумано много любопытных деталей. Первый состав получился звездный: Маша Воловик в роли Аркадиной, Лена Демиденко в роли Нины Заречной, Саня Барменков в роли Треплева и Миша Петров в роли Тригорина (во втором составе он играл Дорна). Еще я бы отметил Сережу Богуславского в роли Шамраева (но он к своему успеху шел долго и трудно) и
groshevа в роли Сорина в обоих составах. При этом второй спектакль, как кажется, получился более цельным и более чеховским - отмечу игру Юны Мыльцыной (Маша) и, конечно, Жени Натарова (Шамраев). Музыку опять подбирал
xfqybr.
17. О.Уайльд "Как важно быть серьезным" (весна 2005). Вот это душевнейший был спектакль, надо сказать, смешной и при этом очень цельный. Декорации Саши Бурцевой, помню, очень были хороши, при том что я редко обращаю внимание на такие вещи. Прекрасны были Саня Барменков и Миша Петров в роли Алджернона, Саша
bolserslon Тугунов в роли Джека в первом составе, Ира Багрянцева в роли Сесили в первом составе и Аня
disastrouss Ковалева (ее "немыслимааааа", похоже, давно уже ушло в народ) и Катя Маркова в роли леди Брекнелл - но особенно Митя
trikota Дригота в роли доктора Чезьюбла во втором составе и опять же Саня Барменков в роли Мерримена во втором же составе (был введен незадолго до показа). За музыкальную часть опять же отвечал
xfqybr.
18. Ж.-Б. Мольер "Мнимый больной" (весна 2006). И снова традиционная классицистическая комедия, талантливо поставленная. Видел, к сожалению, только второй состав. Я там, кажется, был даже отмечен в программке, хотя все мое участие сводилось к тому, что я дважды посетил репетиции хора и что-то этому хору сказал - потом уже
xfqybr взял хор в оборот и вывел куда надо. Особенно понравились Володя Демиденко в роли Аргана, Тема Ставниченко в роли Тома Диафуаруса и, конечно, Ксюша
maxnushka Медведева в роли господина Пургона ("Мой клиthтиth!.. А поthле диthпепthии - апепthия!"). Режиссурой занимался Саня Барменков.
19. А.П.Чехов "Вишневый сад" (весна 2007). В 2006 году всех потрясла смерть восьмиклассницы
Регины Курдеевой, и было решено следующий спектакль посвятить ее памяти (впоследствии он был посвящен также памяти Лизы Безносовой). "Вишневый сад" - это была любимая пьеса Регины, но это и любимая пьеса самого Льва Иосифовича. Заодно еще (как в жизни иногда странно все рифмуется) летом 2006 Льву Иосифовичу исполнилось 60. На этой волне мне захотелось опять сыграть, а заодно решил сыграть и
xfqybr (музыку он тоже подбирал; а еще спектакль завершался игрой оркестра Андрея Ефимовича). Я выбрал Фирса, он - Лопахина. В процессе я в какой-то момент репетировал еще и Яшу, а в результате в первом составе сыграл Епиходова, а Фирса - во втором (Илюха тоже играл во втором). Частично отчитался об этом деле
здесь, а
xfqybr -
здесь. Что сказать - это тоже был важный эпизод в жизни. Очень проникся игрой Ксюши Медведевой (Шарлотта Ивановна в первом составе), Руслана
robkiy_shleif (я не ошибся?) Султанова (Лопахин в первом составе), Тани
confiada Юсовой (Раневская во втором) и Иры
wanna_try Ждановой (Варя во втором). Кстати, если Епиходов у меня сделался моментально, то Фирс получался не без труда, и я очень благодарен Сане Барменкову за его замечания. Лопахин у Ильи тоже шел не просто, но в результате получился очень даже мощный. А собственно режиссурой занимался Володя
mr_dixon Алексеев.
И вот...
20. А.П.Чехов "Три сестры" (весна 2008). Некоторые участники считают, что это лучший спектакль на их веку, а то и вообще лучший спектакль нашей школы. Не беру на себя смелость заявлять что-либо подобное о каком-либо спектакле из этих двадцати. Во-первых, мне сложно сравнивать те спектакли, в которых я участвовал, с теми, в которых не. Из-за кулис и на сцене все воспринимаешь не так, как из зала. Да и из зала, если ты приложил руку к созданию спектакля, ты смотришь другими глазами, чем просто зритель, как ты к этому зрителю ни относись. И, конечно, сложно сравнивать "Три сестры", например, с "Недорослем". При том что "Недоросль" для меня, пожалуй, является своего рода мерилом, поскольку в этом спектакле мне вообще не к чему было придраться - другое дело, что я смотрел его в тринадцати-четырнадцатилетнем возрасте; может быть, посмотри я щас запись, я бы отнесся более критически (конечно, критически), как отнесся к записи "Женитьбы гусара". Но одну могу сказать определенно: "Три сестры" - самый сложный спектакль из всех, что прошли на моей памяти. Сложнее "Маскарада", потому что там можно было взять игрой света, костюмами, танцами и энергией, несмотря на то что я говорил выше. Сложнее "Ипполита", потому что там тоже очень многое держалось на спецэффектах. А "Три сестры" - это исключительно человеческие переживания, при этом совершенно не детские. Тем ценнее, что спектакль, на мой взгляд, состоялся. Это победа и победа ценнейшая, хотя у меня есть и были некоторые претензии и по части игры отдельных людей, и по части всякого другого, но это уже сейчас неважно. Два спектакля получились если не совсем разные, то во всяком случае воспринялись мною по-разному: первый, может быть, был ярче по актерской части, но до последних минут он у меня не складывался в цельную картину (что говорить, Чехов сам много приложил к тому, чтобы его пьеса распадалась на части, мне кажется), а во второй я поверил сразу же. Отмечу Володю Демиденко (Тузенбах в обоих составах), Руслана Султанова в роли Кулыгина в первом составе (введен был за три недели и сыграл потрясающе; во втором составе он играл Соленого), Саню Барменкова в роли Соленого в первом составе (он же и режиссурой занимался), Артема
shegolll Айвазова в роли Чебутыкина в первом составе, Ольгу Юрьевну в роли Анфисы в первом составе (редкий случай привлечения выпускницы в качестве актрисы) и особенно Таню Юсову в роли Ольги - тоже в первом, а во втором, пожалуй, Сашу
ksana121 Савину в роли Наташи, Лешу Ковальчука (Андрей), Васю Поспелова (Чебутыкин), Лену Путинцеву (Ирина) и Ксюшу Медведеву (Маша) (пока писал, чуть не назвал некоторых актеров именами их героев!); впрочем, все молодцы и очень большие!
Несколько общих соображений. Есть, конечно, такие понятные вещи, как то, что обидно полгода делать спектакль и потом сыграть его один или два (кому повезет сыграть в двух составах) раза, и то, что сколько ни старайся, а профессиональный театр из школьного не сделаешь; кроме того, спорным моментом является активное участие выпускников в качестве актеров - ведь действительно, что греха таить, мы отчасти самоутверждаемся за счет школьников, при том что у нас, наверно, больше и опыта, и взрослости, плюс игра на школьной сцене не требует от нас тех усилий, каких требовала бы работа в театре - уж во всяком случае потому, что большая часть зрителей - свои. Тем не менее вряд ли кто-то будет возражать против того, что наш школьный театр - это потрясающий опыт пусть даже и жизненный, человеческий. Это ценнейшие переживания, это, в конечном счете, важнейшие ощущения совместного делания прекрасного общего дела и, простите за пафос, любви к окружающим. Один самый близкий мне человек, недавно начавший регулярно смотреть наши спектакли, сказал, что самый главный в них момент - это когда актеры уже после поклонов начинают визжать, прыгать и обниматься. Я, пожалуй, согласен - в конечном счете, какие бы актерские и постановочные вершины мы (вы) все ни одолевали (а ведь действительно одолевали, в том числе и в "Трех сестрах"), по-моему, настоящий катарсис наступает именно после произнесенных кем-нибудь в микрофон слов "ПОСТАНОВКА ЛЬВА СОБОЛЕВА". Впрочем, упомяну еще несколько моментов, которые храню как ценнейшие свидетельства вот этой самой общности. Разумеется, традиционный сбор всех участников прямо перед началом спектакля возле 45 кабинета: все кладут руки на руку Льва Иосифовича и хором орут "СЫ-ГРА-ЕМ!!!" И как в "Своей семье" Саша Черных, блестяще оттанцевав, ушел за кулисы, и Ася Долина бросилась к нему со словами: "Молодец! Молодец! Ты спас нам спектакль!" И как перед "Тартюфом" после означенного ритуала Ася и Лиза кричали Льву Иосифовичу: "Лев Иосифович, почему Вы не сказали "С Богом!"? Пожалуйста, скажите "С Богом!"!" И как в финале второй "Чайки" перед выходом на поклоны я утихомиривал тех, кто стоял со мной в одной кулисе и буйно радовался, как вдруг услышал громовой топот столь же буйно радовавшихся, стоявших в другой кулисе. И как на поклонах после второго "Вишневого сада"
xfqybr подарили два букета, а он один передарил
wanna_try. И как после последней "Сказки Арденнского леса" мы все напились какого-то загадочного напитка "Коралл" и были жутко веселые - в частности, Лев Иосифович изображал мексиканский джаз. И, наконец (несколько в сторону), как после вторых "Трех сестер" Леша Ковальчук в одиночестве ходил по сцене и тряс пластиковой бутылкой с монетками внутри, после чего к нему присоединился Вася Поспелов на большом барабане, и оба стали что-то не вполне членораздельное выкрикивать...
Ну и еще: я почти ничего не сказал о работе звукорежиссеров, осветителей и постановочной части. Каюсь, редко вникал в их работу, хотя их заслуга в успехе спектаклей поистине огромна. Спасибо им всем!
Как уже было обещано выше, о театре Эдуарда Львовича Безносова - в следующем выпуске.
Что-то забыл.