(см.
Detour)
Первым побуждением человека поимевшего проблему будет избежать, т.е. сбежать от нее. Проблем не ищут. Однако все время их создают - в процессе решения/избегания одних создают другие ad infinitum. Жизнь это приключения с проблемами. Искусство, когда оно непосредственно завязано на нарратив, как это имеет место в литературе и кино, рассказывает о том, как человек управляется со своими проблемами; либо как проблемы укатывают человека - как сивку крутые горки. Есть особая героика в "проблемном" нарративе - если не персонаж, то посвященный в перипетии его схваток с проблемами читатель/зритель, всегда имеют реальный шанс оказаться победителем, причем для второго этот шанс гарантирован - он над схваткой. Снижение пафоса проблемности, вплоть до полного его снятия, в таких жанрах как комедия или абсурд, сулит вознаграждение иного рода - кайфа от удавшегося побега. Иначе говоря, свершившегося чуда: произошло невозможное, мы, как преодолевший звуковой барьер самолет, оторвались от своего хвоста.
Кажется это называется "эскапизм"...
Возможно ли такое в жизни?
Логика и здравый смысл (та же логика, но несколько расхлябаная) подсказывают что это невозможно - "импоссибл, Rайка!" Однако мы все время натыкаемся на случаи - в виде наших знакомых и знакомых наших знакомых, когда тактики избегания оказываются наглядно успешными, притом, что секрет их эффективности раздражающе неуловим. Почему кому-то удается уйти от расплаты? Почему я, знающий, что есть неизбежное, и честно сотрудничающий с ним (ладно - не всегда честно, но я стараюсь) не могу никуда от этого нудёжа спрятаться, а вот ИМ - этим праздношатам жизни - удается!? "Она идет по жизни смеясь" - ну не может такого быть! Мы знаем-с, плавали! Фигня все это, потому как все очень просто: "плачет ночами та, что идет по жизни смеясь"... Дайте нам насладиться ее ночным плачем! Она нам задолжала: приплясы и смех - они ведь за наш, горбатых от проблем и больных от каждого нашего тяжелого шага, счет.
И когда мы ловим эти невидимые миру слезы, так сказать, застукиваем приплясывающих на нашей территории - как мы отзывчивы и благодарны, как мы жалостливы, как великодушны! Мы прощаем обиду и списываем долги - пляши милай(ая), пляши, мы тебе поаплодируем!..
Видов приплясывания много, и приплясывающих хватает. Одна из таких экониш - проституция. Широко - как продажа себя, не обязательно тела токмо; продажа того, что досталось тебе даром, не плодов от трудов, знаний и умений, а просто - у меня есть, тебе нада - плати! а я потанцую... Красавцы, актеры, комики - те же проститутки, по меньшей мере в потенции: всегда есть возможность проехаться на шермачка.
Холи Голайтли у Трумана Кэпота из этой породы - она проститутка, архетип (не)подсудного безтрудного бытия ("халява"). Нагрузив тело - плоть - моралями, человек обеспечил себе, кроме массы проблем, замечательное алиби возможности их избегания: подставься под суд - и тебе все простится. Напрямую - в отпущении греха, в разъятии плоти единой на априори наказуемое и априори прощенное. Это алиби эстетики, проститутка объект сугубо эстетический - в том разлучении с плотью, которое достигается в момент расплаты. Собственно расплата и создает эстетику-как-алиби - плоть едина утрачивает единство своего реального предъявления. Теперь она товар - специфический, но от того лишь более ценный. Более того - здесь два в одном, и расплачиваясь за одно все участники процесса обмена (тем, что им дано, а не ими создано) получают некий бонус: одни - наслаждение, другие - прощение. И то и другое суть избавление от проблем; можно еще назвать это катарсисом. Да-да! пресловутый катарсис, без подпорок пафоса, есть не что иное как облегчение - аннигиляция проблем...
(
продолжение следует)