Сегодня я покажу интерьеры храма Воскресения, широко известного как храм Гроба Господня.
1. Внешний вид храма не блещет архитектурными изысками, как и почти все в Иерусалиме, и, как почти все в нем, храм - нечастый случай - самоценен своим внутренним содержанием. Конструктивно храм состоит из крупной ротонды над кувуклией (помещением, содержащим собственно гроб) с капеллами, расположенных по кругу, Воскресенскую церковь под меньшим куполом, которая включает в себя несколько часовен, позднюю колокольню и множество служебных помещений и пристроек. Охватить одним взглядом все грандизное сооружение можно только сверху.
![](https://image.shutterstock.com/z/stock-photo-israel-jerusalem-church-of-the-holy-sepulchre-with-old-city-537177316.jpg)
2. Основной вход в храм - со стороны небольшой площади, окруженной стенами соседних построек - самого храма, эфиопского монастыря, многочисленных часовен и гостиницы для паломников. В свою очередь, на площадь можно попасть с юга, со стороны Муристана и храма Христа Спаситля, или со стороны Эфиопского монастыря. В последнем случае монастырь будет предпоследней остановкой на Виа Долороза, а храм, очевидно, - последней (точнее, несколькими последними).
3. Нынешняя постройка - дело рук крестоносцев и относится к 12-му веку. Сооружения храма покрывают собой Голгофу (по куполом Воскресенской церкви) и место захоронения и воскресения Иисуса Христа (под ротондой). В евангельские времена эти места располагались за пределами города и имели значительно больший перепад высот. Голгофа представляла собой невысокий холм, остаток которого сохранился в интерьере справа от входа, а более крупный холм, в пещере которого Иисус был погребен, был срыт при строительстве первой церкви на этом месте. Алтарь Распятия, находящийся собственно на вершине Голгофы, расположен на верхнем уровне, на подобии анресолей, куда ведут две лестницы: по правой паломники поднимаются, по левой спускаются.
4. Остатки Голгофы, закрытые стеклом, видны по сторонам алтаря:
5. На время служб лестницы наверх перекрываются, и если не знать расписание служб заранее, то происходит это внезапно и очень быстро, а действия монахов при этом похожи на операцию спецслужб из кино. С этого верхнего уровня открывается вид на Камень Миропомазания, на который тело Христа было возложено после снятия с креста:
К настоящему времени храм делят между собой шесть конфессий: православные, католики, армяне, копты, сирийская и эфиопская церкви. При этом он является соборным храмом Иерусалимского патриархата. Многовластие, несмотря на заветы основателя церкви, выливается в постоянные конфликты. Конфессии оспаривают друг у друга сантиметры объема храма (хотя все они давно расписаны закреплны за конкретным владельцем), иной раз дело доходит до откровенных драк (к счастью, нечасто). Дабы избежать споров, много веков назад ключи от храма были доверены некоей арабской семье, а право открывать храм - другой арабской же семье. И ключи, и право переходят в обеих семьях по наследству.
6. Святейшее место всех христианских конфессий - кувуклия, каменный куб с низким входом с востока, в котором находится место погребения Христа. Весь день к его входу стоит внушительная очередь (значительная часть паломников в ней - русские или русскоязычные). Внутрь заходят по 3-4 человека (большему количеству там просто не развернуться), у которых есть всего несколько секунд чтобы прикоснуться к плите, закрывающей гробницу. Медленное течение очереди постоянно прерывается монахами для совершения службы своей конфессии. Мы видели службы францисканцев и армян, и, на мой взгляд, происходит это весьма бесцеремонно. Под ротонду входит процессия, плебеи мгновенно оттесняются к стенам, очередь перекрывается загородками, монахи и священники образуют живой коридор, по которому к входу в кувуклию следует, глядя прямо перед собой, некто главный, он находится внутри несколько минут, затем все повторяется в обратном порядке, а порядок очереди восстанавливается. Иногда один из наиболее ревностных священников берет на себя функции вахтера при кувуклии: ограничивает очередь заборчиками, выкрикивает, сидя снаружи, кому сколько находиться внутри и пр. Возможно, такое поведение чем-то оправдано, но внешне это выглядит грубо. Характерно, что порядок внутри храма обеспечивается израильской полицией. Снимать внутри, как и во всех христианских храмах Палестины, можно без ограничений, никто никаких комплексов по этому поводу не испытывает.
В следующий раз будет Виа Долороза и Старый город. Спасибо всем читателям.
Иерусалим. Транспорт и практика Масада Эйн Геди (Мертвое море) Мар Саба Вифлеем Золотой Иерусалим Иерусалим. Храм Гроба Господня Иерусалим. Старый Город. Виа Долороза