Часть 1. Источники Часть 3. Победы и потери Часть 4. Приложение Часть 5. Приложение (окончание) Условности и исключения
Перед тем как приступить непосредственно к подсчету, необходимо определиться, а что же собственно мы считаем? Какие части мы будем считать частями одноместных истребителей Люфтваффе? Какие части одноместных истребителей и с какого момента времени следует рассматривать, как находящиеся на Советско-Германском фронте? При кажущейся простоте этих вопросов, ответить на них можно по-разному, что неминуемо отразится на полученных результатах.
Свежий хворост для костра войны - истребители Messerschmitt Bf 109F-4 II./JG52 на аэродроме Пльзень в конце апреля 1942 г., за несколько дней до перелета на Восточный фронт. На переднем плане видны самолеты 6./JG 52, также можно различить самолеты 5./JG 52 и Stab II./JG 52. После завершения кампании 1941 г., передав оставшиеся Bf 109F-2 соседней I./JG 52, группа в январе 1942 г. была выведена в Германию для отдыха и перевооружения. В марте-апреле II./JG 52 получила 40 новых Bf 109F-4 (в основном это были Bf 109F-4/R1 производства WNF) и к 7 мая 1942 г. в полном составе перелетела на аэродром Цюрихталь в Крыму. Первые боевые вылеты были выполнены на следующий день, в ходе начавшегося наступления 11-й немецкой армии против Крымского фронта. Через неделю II./JG 52 была переброшена в Харьков и следующие два с половиной месяца поддерживала наступательные действия Группы Армий “Юг”, базируясь, в зависимости от обстановки, на различных аэродромах от Таганрога на юге, до района Обояни на севере. Интенсивная боевая работа сопровождалась значительными потерями - уже 20 мая в группе оставалось всего 25 истребителей, 14 из которых были боеготовыми. Для поддержания боевого состава группы на приемлемом уровне в мае-июне в нее было передано 11 новых Bf 109F-4, еще один истребитель был получен в мае из другой части (видимо из Stab/JG 52), кроме того, в июне-июле группа получила два Bf 109F-4 из ремонта. В середине июля в группу было передано сразу 30 порядком изношенных Bf 109F-4 из состава I./JG 52 и III./JG 52, которые в это время осваивали новые Bf 109G-2. В результате, 20.07.1942 в ней числилось 56 Bf 109F-4, но только 24 из них были боеготовыми. Однако, уже 29 июля II./JG 52 была отведена в Мариуполь и приступила к перевооружению на Bf 109G-2. Все оставшиеся к этому времени в составе группы “Фридрихи” были отправлены в заводской ремонт. Всего, за 12 недель боевых действий II./JG 52 на Bf 109F-4, ее летчики одержали 332 воздушные победы; собственные потери по всем причинам составили 26 самолетов уничтоженными (степень повреждения 100-60%) и 16 самолетов серьезно поврежденными (степень повреждения 59-10%). За этот период группа потеряла одного летчика погибшим, шесть пропавшими без вести и девять ранеными. Еще четыре летчика, сбитые над территорией противника и первоначально числившиеся пропавшими без вести, впоследствии вернулись в часть. (c) Prien & all
Три месяца спустя - погруженный на платформу Messerschmitt Bf 109F, принадлежавший 6./JG 52, везут в ремонт на завод в Германию. Локомотив на переднем плане - немецкий магистральный грузовой паровоз серии 55.25-56 (бывшая прусская серия G 8.1). Согласно сохранившимся документам Генерал-квартирмейстера Люфтваффе, в конце июля 1942 г. все Bf 109F-4, остававшиеся в составе II./JG 52, были отправлены в заводской ремонт. К вечеру 31.07.1942 г. группа имела только 5 новых Bf 109G-2 (c) Prien & all
В данной работе все подсчеты производились исходя из следующих посылок:
1) В расчет включены только одноместные истребители входившие в состав боевых частей одноместных истребителей принимавших участие в боевых действиях на Советско-Германском фронте. Таким образом, расчетом не учитываются истребители из состава истребительно-бомбардировочных (Jabo, не смотря на то, что они входили в состав истребительных эскадр), штурмовых (Schlacht), разведывательных и других боевых частей; так же не учитываются истребители из состава небоевых частей, таких как отряды/звенья управления воздушных флотов и различных командований, школы, мастерские, депо/базы сборки и хранения и т.п. Порядок учета самолетов из состава запасных групп одноместных истребителей (Ergänzungsjagdgruppen) описан ниже, в отдельном разделе.
2) Для каждой части, принимавшей участие в боевых действиях на Советско-Германском фронте, периодом пребывания на нем считается всё время нахождения этой части на оккупированной территории Советского Союза, всей территории Финляндии, а также северной Норвегии (условно - восточнее Тромсё). Так, к примеру, II./JG 52, выведенная в конце июля 1942 г. в Мариуполь для перевооружения на Bf 109G-2 учитывается как находившаяся на Советско-Германском фронте в течение всего периода переучивания, а вот II./JG 3, переучивание которой на Bf 109G-2 проходило на аэродроме Нойхаузен в Восточной Пруссии (в настоящее время - Калининградская область) в конце августа - начале сентября того же года, на весь этот период исключена из расчета. Если часть базировалась на нескольких аэродромах и некоторые из них были расположены за пределами вышеуказанной территории, то находящиеся на этих аэродромах самолеты в расчет не включались. Здесь в качестве примера можно привести I./JG 54, часть личного состава которой в середине ноября 1942 г. была выведена на аэродром Хайлигенбайль для перевооружения на Fw 190A. В этот период в расчет из состава I./JG 54 включались только продолжавшие действовать на фронте Bf 109G-2, а Fw 190A начинают учитываются только после их перелета на аэродромы на оккупированной территории.
3) По очевидным причинам, правило из предыдущего пункта не подходит для 1941 г. Поэтому для всех боевых частей, выделенных для участия во вторжении в Советский Союз к началу войны и фактически принявших участие в боевых действиях, период пребывания на Советско-Германском фронте считается с 22 июня 1941 г. вне зависимости от их места дислокации и того, когда они фактически совершили свои первые боевые вылеты. Для частей, выделенных для участия в боевых действиях на Советско-Германском фронте после 22 июня 1941 г., период пребывания на нем учитывается в соответствии с правилом описанном в п. 2.
4) Отдельного пояснения заслуживает Румыния. В 1941 г. единственным противником немецких истребительных частей, базировавшихся в Румынии, были советские ВВС КА и ВВС ВМФ. Поэтому все боевые части одноместных истребителей Люфтваффе, базировавшиеся в Румынии в 1941 г., учтены как находившиеся на Советско-Германском фронте с 22 июня 1941 г. Однако к 1942 году ситуация изменилась. Фронт отодвинулся далеко на восток, и угроза со стороны советской авиации практически исчезла, но зато появилась другая угроза - со стороны авиации Союзников, базирующейся в Африке. Поэтому истребительный “Отряд по защите нефти” (Ölschutzstaffel) - 1./JG 77, переброшенный в Румынию в апреле 1942-го, и развернутая позднее на его базе I./JG 4 считаются не относящимися к Советско-Германскому фронту, даже не смотря на то, что они еще много месяцев входили в состав 4-го Воздушного флота.
5) Кроме собственно немецких истребительных частей, в расчете учтена численность частей союзников Германии, которые формировались по немецким штатам и которым была присвоена нумерация истребительных частей Люфтваффе, а именно - испанского, словацкого и хорватского истребительных отрядов. Численность истребительных частей других стран-союзников Германии, участвовавших в боевых действиях против Советского Союза, расчетом, естественно, не учитывается.
6) К сожалению, Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände не дает ясной и однозначно трактуемой информации о том, какая часть истребителей 5-го Воздушного флота была выделена для участия в боевых действиях на Востоке в первые месяцы войны (до начала октября 1941-го). Поэтому в данном расчете условно принято, что в указанный период все Bf 109E из состава I./JG 77 были выделены для боевых действий на Советско-Германском фронте, а все Bf 109T предназначались для обороны южной Норвегии. Это распределение можно считать достаточно близким к правде, однако, следует полагать, что в действительности количество истребителей, выделенных для участия в боевых действиях на Востоке было незначительно меньше чем число, полученное этим методом.
7) Другой проблемной частью является II./JG 53. Дело в том, что для участия во вторжении в Советский Союз были выделены только Stab II., 4 и 5./JG 53, а третий отряд - 6./JG 53 остался в ПВО Рейха. Однако Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände приводит только общее количество самолетов в составе группы, не позволяя разделить их между ТВД. Поэтому в данном расчете все самолеты группы условно отнесены к Советско-Германскому фронту, что дает нам несколько завышенную цифру количества одноместных истребителей на Советско-Германском фронте в те месяцы, когда там находились Stab II., 4 и 5./JG 53.
8) Стоит добавить еще несколько слов относительно истребителей-бомбардировщиков, упомянутых в п. 1. В рассматриваемый период времени на Советско-Германском фронте действовало два таких отряда - 14.(Jabo)/JG 5 и 4.(Jabo)/JG 54 (при формировании назывался 13./JG 54, затем 10.(Jabo)/JG 26). Если первый из них был чисто ударной частью, известной за свои успехи в борьбе с кораблями и судами Севергого флота, то для второго задачи по борьбе с воздушным противником были, пожалуй, не менее приоритетны, чем ударные. Тем не менее, оба отряда в данным расчете не учитываются.
9) В течение 1943 г. отдельные звенья из состава 11./JG 5 базировались в северной Норвегии в Альта и Банаке, выполняя там задачи ПВО. Несмотря на близость к Советско-Германскому фронту, в боевых действиях эти самолеты фактически не участвовали, поэтому в расчете они не учитываются.
10) В Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände часто приводятся данные о том, что для той или иной части выделено определенное количество самолетов, но в состав части эти самолеты еще не приняты. В данном расчете самолеты, не входящие в состав боевых частей (еще не принятые или уже исключенные), не учитываются вне зависимости от их местонахождения.
11) Кроме вышеперечисленных, в расчете присутствуют и другие условности и допущения частного характера, вызванные недостаточным объемом и достоверностью доступной мне информации.
Исчерпывающий список боевых частей одноместных истребителей Люфтваффе, принимавших участие в боевых действиях на Советско-Германском фронте в 1941-1943 гг., и учтенных в моем расчете приведен в следующей таблице. Красным цветом выделены даты для правильного понимания которых необходимы дополнительные пояснения либо требующие уточнения.
Запасные части одноместных истребителей на Советско-Германском фронте
В Люфтваффе, как и в других странах, система подготовки летного состава мирного времени, сформировавшаяся к началу ВМВ, подразумевала, что служба в боевых частях является частью учебного процесса подготовки молодых летчиков. Задачей системы летного образования было научить курсанта пилотированию и основам боевого применения боевого самолета, а основную часть боевой подготовки выпускников летных школ обеспечивали боевые части, в которые они распределялись. То, что в военное время эта концепция не жизнеспособна стало понятно почти сразу - авиационная часть, активно участвующая в боевых действиях, не способна организовать эффективную боевую подготовку выпускников летных школ и доведение их до уровня достаточного для успешного выполнения боевых задач. Очевидным решением этой проблемы было формирование специальных частей, в которых выпускники летных школ получали бы необходимую дополнительную подготовку и только после ее завершения направлялись в боевые части. В дальнейшем эти части в Люфтваффе получили общее наименование Ergänzungs- und Ausbildungs- einheiten. Мы будем называть их запасными частями, по аналогии с запасными авиаполками и авиабригадами ВВС КА, которые решали подобные задачи.
В ЖБД I./JG 3 за 23 сентября 1939 г. сделана запись о том, что группа получила задачу сформировать на свой базе Jagdflieger-Ergänzungsstaffel 2 (запасной истребительный отряд). Однако, по каким-то причинам, в этот раз идея развернуть запасные части одноместных истребителей на основе боевых не была доведена до конца. Вместо этого в течение ноября 1939 г. на базе учебных частей были сформированы четыре запасных истребительных отряда. Штатным самолетом этих отрядов должен был стать Bf 109B, к тому времени уже снятый с вооружения боевых частей истребительной авиации, кроме того каждому отряду полагалось по 4 He 70. На практике, Не 70 запасные отряды истребителей так и не получили, зато уже в декабре, в дополнение к Bf 109B, в их составе появилось небольшое количество Bf 109D, а начиная с января и единичные экземпляры Bf 109E. В декабре 1939 три из четырех отрядов (Erg.Jagdst. 2, 3, 4) были объединены в запасную истребительную группу, а в начале февраля 1940-го в ее состав вошел и Erg.Jagdst. 1. Существовавшая в единственном числе запасная истребительная группа получила наименование Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg - по названию аэродрома базирования. Самолетный парк группы постепенно обновлялся, к осени 1940 г. основным типом стал Bf 109E, а в ноябре было получено даже несколько предсерийных Bf 109F, но некоторое количество Bf 109B и Bf 109D оставалось в группе вплоть до ее расформирования.
По-видимому, качество подготовки летчиков в Ergänzungs-Jagdgruppe, а также в запасных частях, сформированных в других видах авиации, не вполне удовлетворяло командиров боевых частей, поэтому уже весной 1940-го начали высказываться предложения о формировании запасных частей в составе эскадр боевой авиации. Первые такие запасные отряды, подчиненные командирам боевых эскадр, появились в бомбардировочной авиации в конце июля-начале августа 1940 г. В составе эскадр одноместных истребителей первые пять запасных отрядов были сформированы в начале октября, а к концу ноября их количество было доведено до девяти. Принцип формирования и укомплектования этих запасных отрядов кардинальным образом отличался от того, который использовался при организации Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg. Командир отряда и несколько опытных летчиков, которые выполняли задачи инструкторов назначались из состава эскадры, в которой формировался запасной отряд. Оттуда же в отряд передавались и самолеты - обычно уже порядком изношенные после эксплуатации в боевой части. Формально учебная программа не отличалась от применявшейся в Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg, но использование в роли инструкторов опытных боевых летчиков, позволяло лучше подготовить обучаемых летчиков к требованиям, которые предъявлялись к ним в боевой части, обучить процедурам и тактике применяемыми именно в этой эскадре. После нескольких месяцев работы инструктором в запасном отряде, летчики возвращались в свои группы, а на их место присылали других опытных летчиков из состава эскадры. В результате инструкторы запасного отряда всегда имели свежий боевой опыт и мотивацию для его передачи, ведь после возвращения в боевую часть им предстояло идти в бой плечом к плечу с теми, кого они сейчас обучали - молодые летчики, прошедшие обучение в запасном отряде, распределялись только внутри эскадры. Таким образом, запасной отряд в составе истребительной эскадры выполнял двойную функцию - учебного центра и резервного пула. Прошедшие курс обучения летчики оставались в отряде до момента распределения в боевую часть, время ожидания которого в периоды низкой боевой активности могло достигать нескольких месяцев.
Ставшая ненужной Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg была расформирована 1 декабря 1940 г., а проходившие в ней обучение летчики распределены между запасными отрядами истребительных эскадр.
Очередное изменение в организации запасных частей одноместных истребителей произошло в начале марта 1941, когда все девять запасных отрядов были переформированы в группы. Каждая запасная группа одноместных истребителей стала состоять из штаба и двух отрядов 1-го боевого (Einsatzstaffel) и 2-го учебного (Ausbildungsstaffel). Цель данной реорганизации состояла в том, чтобы из инструкторов и тех летчиков, которые уже закончили курс обучения, но еще не были распределены в боевые части, сформировать в составе запасной части боевое ядро, способное выполнять ограниченные боевые задачи. Как правило, боевому отряду поручалось выполнение задач ПВО близлежащих промышленных объектов, воздушного прикрытия морских перевозок и т.п. В связи с этим запасные группы (или только их боевые отряды) стали размещать в районах требующих воздушного прикрытия или в которых были вероятны действия вражеской авиации, высвобождая таким образом боевые части для решения других задач. После этой реорганизации, самолеты и экипажи штаба и 1-го (боевого) отряда запасных групп стали учитываться по графе боевых частей (Verbände), а в графе Ergänzungs- u. Ausbildungs- einheiten остались только 2-е (учебные) отряды.
Для участия в операции "Барбаросса"; было выделено шесть запасных групп одноместных истребителей, для чего весной 1941 г. они были переброшены в восточные области Рейха, Генерал-губернаторство и Румынию. Эти группы должны были служить резервом боевых частей, участвовавших во вторжении, а также выполнять задачи ПВО тыловых районов от возможных налетов советской авиации.
Однако, обстановка, сложившаяся на Советско-Германском фронте в начале июля 1941 г., позволила отвести четыре запасные группы, которые так и не приняли никакого участия в боевых действиях на Востоке. Эти группы были переброшены на северо-запад Германии и в Нидерланды, где, наряду с подготовкой летчиков, занимались прикрытием прибрежного судоходства и отражением нечастых в этом районе дневных налетов британской авиации. В результате, в тылу Советско-Германского фронта остались только две запасные группы одноместных истребителей - Erg./JG 54 в Восточной Пруссии и Erg./JG 77 в Румынии.
Erg./JG 54 не принимала участия в боевых действиях до тех пор, пока ее 1-й отряд (1.(Eins) Erg./JG 54) не был переброшен в Вентспилс в первой половине июля 1941 г. К этому времени боевые истребительные группы 1-го Воздушного флота уже ушли далеко вперед и 1.(Eins) Erg./JG 54 стал единственной истребительной частью Люфтваффе, которая противостояла советской авиации действовавшей над Рижским заливом и Моонзундскими островами. 23 октября, на следующий день после того, как немецкими войсками был захвачен Хийюмаа (последний из Моонзундских островов остававшийся в руках советских войск), базировавшийся к тому времени в Таллине 1.(Eins) Erg./JG 54, вместе со штабом группы, был переброшен в Сиверскую и в дальнейшем действовал совместно с другими группами JG 54.
Базировавшийся в Румынии 1.(Eins) Erg./JG 77 до конца 1941 года выполнял задачи ПВО тыловых районов. Большую часть времени отряд находился в Бухаресте, однако отдельные звенья из его состава в разное время перебрасывались в Плоешти, Мизил и Тирасполь. В начале января 1942 г., когда большая часть истребительной авиации 4-го Воздушного флота была переброшена в Крым и под Харьков, 1.(Eins) Erg./JG 77 прибыл в Мариуполь, чтобы поддержать оставшийся в одиночестве на Миус-фронте 15.(kroat.)/JG 52.
В это же время, в начале января 1942 г., Генеральный штаб Люфтваффе произвел очередную реформу. Одна из ее целей состояла в увеличении количества боевых частей за счет реорганизации запасных. Все запасные группы, входящие в состав истребительных эскадр расформировывались; 1-е (боевые) отряды шли на формирование новых групп одноместных истребителей, а из 2-х (учебных) отрядов формировались три новые запасные истребительные группы - "Запад", "Восток" и "Юг", по одной на каждый ТВД. Вновь сформированные запасные истребительные группы были подчинены непосредственно Генерал-инспектору истребительной авиации, их комплектование командным и инструкторским составом предполагалось осуществлять за счет опытных летчиков истребительных эскадр, воюющих на соответствующих ТВД, но связь между процессом обучения молодых летчиков в запасных группах и потребностями боевых частей для которых их готовили, неизбежно ослабла. Впрочем, все это уже не имеет прямого отношения к вопросам численности одноместных истребителей на Советско-Германском фронте. Мы же посмотрим как повлияла эта реформа на дальнейшую судьбу 1.(Eins) Erg./JG 54 и 1.(Eins) Erg./JG 77.
Одной из новых частей, создаваемых в результате вышеупомянутой реформы была I./JG 3 (2-го формирования). Сформировать ее предполагалось следующим образом:
Stab I./JG 3 - из Stab Erg./JG 3
1./JG 3 - из 1.(Eins) Erg./JG 53
2./JG 3 - из 1.(Eins) Erg./JG 54
3./JG 3 - из 1.(Eins) Erg./JG 77
С формированием штаба и 1-го отряда никаких проблем не возникло, а вот выцарапать из лап командующих 1-го и 4-го Воздушных флотов два отряда, воюющих на Востоке, не удалось. Нехватка истребителей на Советско-Германском фронте зимой 1941-1942 гг. была столь острой, что вывести с фронта два маленьких, но боеспособных истребительных отряда оказалось невозможным. После шести недель бесплодной борьбы Генеральный штаб Люфтваффе наконец сдался и узаконил сложившееся положение дел. Бывшие 1.(Eins) Erg./JG 54 и 1.(Eins) Erg./JG 77 были переименованы в E-St./JG 54 и E-St./JG 77 соответственно и оставлены на фронте, а 2-й и 3-й отряды JG 3 было решено сформировать с ноля. Впрочем, фронтовая судьба E-St./JG 54 и E-St./JG 77 оказалась короткой. Первый из них был расформирован к 21 марта 1942 г., его самолеты и личный состав вошли в I./JG 54. Неделей позже расформировали и E-St./JG 77, а его боевые экипажи были распределены между группами JG 77.
В соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе, в численность истребителей находившихся на Советско-Германском фронте из состава запасных частей включены только самолеты Stab и 1.(Eins) Erg./JG 54, а также Stab и 1.(Eins) Erg./JG 77. Периодом их пребывания на Советско-Германском фронте считается все время начиная с 22 июня 1941 г. до расформирования.
Метод подсчета
Всего к вечеру 21 июня 1941 года для вторжения в Советский Союз Люфтваффе выделило семь штабов эскадр и двадцать одну группу одноместных истребителей (две из них неполного состава). Одна группа была вооружена Bf 109F-4, четырнадцать - Bf 109F-1/2, пять - Bf 109E, а еще одна перевооружалась с Bf 109E на Bf 109F-4. В составе этих частей имелось около 826 истребителей (608 Bf 109F, 218 Bf 109E) из них 634 боеготовых (519 Bf 109F и 115 Bf 109E). В резерве немецкое командование имело шесть запасных групп со 173 истребителями, 122 из которых были исправны. В соответствии с описанными выше критериями, из этого числа 23 Bf 109E (в том числе 19 исправных) следует учесть в составе боевых частей, действовавших на Советско-Германском фронте, что даст нам итоговую цифру в 849 одноместных истребителей, в том числе 653 боеготовых (76,9% от общего количества). Для полноты картины можно отметить, что для вторжения в Советский Союз из состава Jagdverbände, кроме частей одноместных истребителей, были выделены один отряд тяжелых истребителей - 1.(Z)/JG 77 в составе 14 Bf 110 (7 боеготовых), и одна штурмовая группа - III.(Schl.)/LG 2, имевшая 39 Bf 109E и 21 Hs 123 (38 Bf 109E и 16 Hs 123 боеготовых).
Утром 22 июня почти все вышеупомянутые боевые части одноместных истребителей вступили в бой. Исключениями были часть сил I./JG 77 выделенная для действий в северной Норвегии (1./JG 77 первые боевые вылеты совершил 24 июня 1941 г., а 14./JG 77, прибывший в Киркенес уже после начала боевых действий - 28 июня 1941 г.), обеспечивавшие ПВО Бухареста и Плоешти III./JG 52 и 1.(Eins.) Erg./JG 77, а так же остававшийся в резерве в Восточной Пруссии до середины июля 1.(Eins.) Erg./JG 54. Кроме этого, штабное звено JG 52 к началу боевых действий находилось на аэродроме Асперн в Вене, где получало новые Bf 109F-4, однако уже 27 июня оно перелетело в Бухарест и приступило к выполнению задач ПВО.
Первые недели и месяцы войны с Советским Союзом отличались высокой интенсивностью применения немецкой авиации и соответствующими потерями. Поступавших на пополнение самолетов не хватало для поддержания численности сражающихся частей. Не прошло и двух недель с начала войны, как II./JG 27 передала оставшиеся Bf 109E соседней III./JG 27 и отправилась в Германию за новыми Bf 109F-4 trop. На Советско-Германский фронт она уже не возвращалась. В начале августа за ней последовали Stab/JG 53 и I./JG 53, передавшие свои Bf 109F-2 группам JG 3, а вот неполная II./JG 53 была ненадолго отведена в Германию для перевооружения на Bf 109F-4, сразу после чего вернулась на Восток. В последующие месяцы, после того как сила сопротивления советской авиации снизилась, части немецкой истребительной авиации стали отводить с Советско-Германского фронта не только для отдыха, восполнения потерь и перевооружения, но и для переброски на другие ТВД.
Впрочем, вернемся к нашим вычислениям. Для периода с 22 июня 1941 г. по 30 апреля 1942 г. среднемесячная численность одноместных истребителей в составе боевых частей Люфтваффе на Советско-Германском фронте вычислялась на основе еженедельных докладов Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände. Для этого сначала подсчитывалось количество самолетов, удовлетворяющих критериям, описанным в разделе "Условности и исключения" (в дальнейшем будем называть их просто "самолеты"), на дату каждого доклада. Следующим шагом было вычисление условной численности самолетов на последнее число месяца, которое производилось путем линейной аппроксимации численности за ближайшие известные даты. В целях расчета принималось, что данные приведенные в источнике соответствуют состоянию на вечер отчетного дня. Так, например, общая численность самолетов по докладу от 28 июня 1941 г. составляет 741 ед., а по докладу от 5 июля 1941 г. - 686 ед. Тогда условная численность самолетов на 30 июня 1941 г. будет составлять 686+(741-686)*5/7=725,3 ед. После этого, так же с использованием линейной аппроксимации вычислялась среднемесячная численность самолетов. Например, среднемесячная численность за июнь 1941 г. (точнее за 9 последних дней июня) вычислялась исходя из численности самолетов на 21 июня (849 ед.), 28 июня и условной численности на 30 июня: (849*(0+3,5)+741*(3,5+1)+725,3*(1+0))/9=781,3 ед. Аналогичным образом вычислялись и другие показатели - среднемесячная численность боеготовых самолетов и соответствующие численности для отдельных типов(модификаций) самолетов.
Для периода с 30 апреля 1942 г. по 31 декабря 1943 г. природная лень взяла свое было решено вычислять среднемесячную численность как среднее арифметическое значений численности на начало и конец месяца. Это, естественно негативно отразилось на достоверности полученных среднемесячных параметров, но я посчитал такое снижение точности несущественным для целей данной работы. Для подсчета количества самолетов на конец каждого месяца использовались данные обоих источников - Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände и Flugzeugbestand und Bewegungsmeldungen. В случае, если эти источники противоречили друг-другу, проводилась дополнительная работа, направленная на выявление возможной ошибки (сравнение с докладами Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände за соседние даты, привлечение данных из других источников и т.д.) В тех случаях, когда различие в данных между этими двумя источниками объяснить не удавалось, приоритет отдавался Flugzeugbestand und Bewegungsmeldungen.
Приведенные далее таблицы и диаграммы демонстрируют результаты описанных выше расчетов.
Часть 3. Победы и потери