Истребители-бомбардировщики над полем боя. ВВС Пустыни, сентябрь 1944 - январь 1945 гг. Часть 2.

Aug 19, 2018 11:04



Содержание и Часть 1. Организация тактической авиации союзников в Италии
Часть 3. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни

Обстановка во Флоренции была довольно мрачной. Трафик в районе круга был таким плотным, что на посадку ушел один час десять минут, причем, как показалось, только малая часть трафика была связана с боевой работой. После недавних сильных дождей большая часть окружающей местности была залита водой, и, кроме бетонной ВПП длиной 1100 ярдов, вся поверхность аэродрома была покрыта футовым слоем высококачественной, очень жидкой грязи. Стоянок с твердым покрытием ничтожно мало, а принятый метод руления на Спитфайре по грязи заключается в том, чтобы посадить по одному механику на крыло, четверых на хвост, а потом дать четыре дюйма наддува. С точки зрения организации боевой работы - условия практически невыносимые.

ЖБД 8-го крыла SAAF за 4 ноября 1944 г. Описание посещения аэродрома Перетола (Флоренция) командиром крыла полковником Стефанусом Франсуа Дю Туа накануне перебазирования.

Организация тактической авиации союзников в Италии (окончание)

Несмотря на острый недостаток резервов и упорное сопротивление противника, командование Союзных Армий в Италии не собиралось отказываться от продолжения наступательных операций, главной целью которых теперь стала Болонья. От передовых позиций американской 5-й армии ее отделяло менее 40 км. На рассвете 1 октября в наступление перешли все четыре дивизии II-го американского корпуса, сосредоточенные на 20-ти километровом участке фронта по обеим сторонам от шоссе 65, которое соединяет Флоренцию с Болоньей. С воздуха их поддерживали истребители-бомбардировщики XII FC. Продвижение, которое с самого начала не превышало 1,5-2 км в день, после переброски к участку наступления немецких резервов и вовсе остановилось. Для того, чтобы сломить сопротивление противника, 12 октября была проведена совместная операция MASAF (Mediterranean Allied Strategic Air Force - Средиземноморские Союзные Стратегические ВВС) и MATAF, для которой было подобрано подходящее название "Пэнкейк", то есть "Блин". В соответствии с планом, удары по войскам и тыловым объектам в районе Болоньи должны были нанести более 800 тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-24 15-х ВВС, 300 средних бомбардировщиков 42-го и 57-го крыльев и несколько сотен истребителей-бомбардировщиков. Из-за облаков, закрывавших цели, часть экипажей не смогли выполнить задачи, что несколько уменьшило силу удара - всего по назначенным объектам отработали 697 тяжелых бомбардировщиков, 149 B-25, а также около 270 истребителей-бомбардировщиков, сбросивших 1661 короткую тонну бомб. Столь массированная поддержка позволила американской 91-й пехотной дивизии в течение следующих двух дней преодолеть хорошо укрепленную оборонительную позицию противника, перекрывавшую шоссе 65 в районе деревни Ливерньяно. До Болоньи оставалось всего 16 км, однако пройти их выдохшимся американским частям не удалось. Единственный крупный успех до прекращения наступления был достигнут 20 октября, когда американская 88-я пехотная дивизия овладела господствующей высотой Монте Гранде в 12 км к северо-востоку от Ливерньяно, а несколько дней спустя немецкие войска сами оставили оказавшуюся в полуокружении другую господствующую высоту - Монте Бельмонте (5 км к северо-востоку от Ливерньяно). Начавшиеся 26 октября ливни размыли горные дороги, сильно сократив объем снабжения, подаваемого передовым частям. Эти же ливни на несколько дней лишили войска поддержки с воздуха. На следующий день, 27 октября, 5-я армия окончательно перешла к обороне.

Тем временем, ударная группировка британской 8-й армии продолжала медленно теснить противника на северо-запад вдоль побережья Адриатического моря. Надежды ее командования на то, что прорыв укреплений Готской линии и выход войск на равнинную местность Романьи создаст благоприятные условия для наращивания темпов наступления не оправдались. Шоссе 9, ведущее из Римини в Болонью и имевшее протяженность немногим более ста километров, пересекали тринадцать более или менее серьезных рек, стекающих с Апеннин к морю. Разлившиеся после осенних дождей, эти реки представляли собой серьезные препятствия и являлись естественными рубежами обороны. Ливни превратили глинистую почву равнины в глубокую жидкую грязь, а обширные низменные участки местности вблизи побережья были затоплены или превратились в непроходимые болота. Оставшиеся позади горы с размытыми дорогами и периодически смываемыми мостами, которые теперь отделяли войска от тыловых баз, не позволяли обеспечить полноценное снабжение наступающей группировки. Кроме того, широкомасштабные боевые действия союзных войск, развернувшиеся в Европе после высадки во Франции и сопровождавшиеся огромным расходом боеприпасов, привели к возникновению осенью 1944-го серьезного кризиса снабжения артиллерийскими боеприпасами, затронувшего все активные театры военных действий. Нормы расхода артиллерийских снарядов самых распространенных калибров пришлось существенно урезать, причем в большей степени ограничения затронули Средиземноморский ТВД, ввиду низкого приоритета в глазах союзного командования боевых действий в Италии по сравнению с Францией.


Мародер III HD459 (бывший американский B-26F-2-MA 42-96386) "желтая C" 30-й эскадрильи SAAF 3-го крыла SAAF ВВС Пустыни буксируется с грунта на временную стоянку с твердым покрытием, аэродром Ези, Италия. Вероятно, снимок сделан 19 или 20 ноября 1944 г.
Утром 22 ноября на этом самолете экипаж капитана А. Л. Джонса участвовал в единственном за ноябрь боевом вылете эскадрильи в качестве ведущего второй коробки (box - группа бомбардировщиков, осуществляющая одновременное бомбометание по команде ведущего). Всего в вылете на бомбардировку позиций артиллерии противника в районе Фаэнцы участвовало семь Мародеров 30-й эскадрильи SAAF, бомбовая нагрузка каждого из которых состояла из шести 500-фунтовых и четырех 250-фунтовых бомб. Для лейтенанта Э. Альберта, штурмана экипажа Джонса, этот вылет оказался не самым удачным - когда над целью, после тщательного прицеливания, он нажал на сброс, вниз ушла только одна бомба. Проверка бомбардировочного вооружения, произведенная после посадки, не выявила никаких неисправностей - возможно, штурман просто ошибся при работе с бомбосбрасывателем. Тем не менее прицелился он хорошо - бомбы, сброшенные двумя ведомыми по его единственной 500-фунтовке, точно накрыли район цели. (с) http://saafww2pilots.yolasite.com


В какой-то степени компенсировать эти проблемы могло бы увеличение поддержки со стороны тактической авиации, тем более, что теперь, в отличие от сентября, ВВС Пустыни могли полностью сосредоточиться на взаимодействии с войсками 8-й армии. К сожалению, в октябре боевая активность DAF оказалась значительно ниже, чем в предыдущем месяце. Осенняя погода с низкой облачностью, туманами и проливными дождями не только привела к уменьшению количества дней с летной погодой, но и вывела из строя большинство грунтовых аэродромов. Самые большие проблемы возникли у 3-го крыла SAAF - единственного соединения DAF, вооруженного средними бомбардировщиками Мародер. В течение сентября этому крылу удалось произвести 1362 боевых вылета, в 108 из которых задача была не выполнена, в основном из-за неблагоприятных погодных условий (здесь количество боевых вылетов указано по подсчетам штаба крыла и несколько отличается от данных в приведенных ниже таблицах, составленных по "Ежемесячному статистическому сборнику Средиземноморских Союзных ВВС"). Начавшиеся 28 сентября проливные дожди с грозами, полностью вывели из строя грунтовый аэродром Пескара, на котором в то время базировалось крыло. Только к 15 октября, после нескольких дней хорошей погоды, его поверхность достаточно просохла для того, чтобы организовать перелет Мародеров на аэродром Ези с искусственной взлетно-посадочной полосой (ИВПП), собранной из перфорированного стального покрытия (ПСП). Однако этот аэродром уже был перегружен - на нем базировались британское 239-е крыло и американская 79th FG, а кроме того здесь же располагалась британская 357-я база обслуживания (357 Maintenance Unit - MU), которая являлась пулом резервных самолетов для частей ВВС Пустыни и Балканских ВВС. Организация полетов с одного аэродрома девяти эскадрилий истребителей-бомбардировщиков и так требовала максимальной интенсивности использования единственной ВПП, поэтому ни о какой боевой работе вновь прибывших бомбардировщиков не было и речи. Кроме того, все стоянки с твердым покрытием были заняты, и Мародеры пришлось ставить прямо на грунт, где утонувшие по ступицы в жидкой грязи самолеты все равно было практически невозможно готовить к боевым вылетам. Дефицит перфорированного стального покрытия, которое требовалось не только для расширения старых аэродромов, но и для оборудования тех, что были захвачены в ходе наступления, замедлял постройку дополнительных стоянок и рулежных дорожек. Семь первых покрытых ПСП стоянок для 3-го крыла SAAF были подготовлены только к 12 ноября, а через три дня на них начали переставлять Мародеры 24-й эскадрильи SAAF. Другие семь стоянок, построенные из местного гравия для 30-й эскадрильи SAAF, оказались непригодными к использованию - гравий быстро тонул в грязи, не выдерживая веса бомбардировщиков. Ситуация изменилась к лучшему только 18 ноября, когда 239-е крыло в полном составе перелетело в Фано, и уже 21 ноября десятка Мародеров 24-й эскадрильи SAAF вылетела на бомбардировку артиллерийских позиций в районе Фаэнца - это были первые боевые вылеты крыла, выполненные после 26 сентября! Однако, в полную силу 3-е крыло SAAF начало работать только после того, как 5-7 декабря 79th FG также перебазировалась в Фано. Подобные трудности, вызванные недостаточным количеством аэродромов с ИВПП, а также недостатком или полным отсутствием на таких аэродромах рулежных дорожек и стоянок с искусственным покрытием, приходилось преодолевать и другим частям ВВС Пустыни. Это, в совокупности с большим числом нелетных или ограничено летных дней, привело к почти двукратному сокращению количества боевых вылетов, выполненных ВВС Пустыни в октябре, по сравнению с сентябрем.

После того, как во второй половине сентября II-й польский корпус был выведен на отдых в резерв 8-й армии, ее самым правофланговым соединением стал I-й канадский корпус, которому пришлось вести наступление по двум расходящимся направлениям. По шоссе 16, идущему вдоль адриатического побережья из Римини на Равенну и далее на Феррару, сначала наступала 2-я новозеландская пехотная дивизия, однако расширение фронта корпуса потребовало сместить ее участок наступления вглубь полуострова. На шоссе 16 ее сменила боевая группа Камберленда (Cumberlandforce), которая 20 октября заняла порт Чезенатико, а еще через три дня вышла на реку Савио. На левом фланге I-го канадского корпуса, вдоль шоссе 9, вела наступление 5-я канадская танковая дивизия, а 11 октября ее сменила 1-я канадская пехотная дивизия. 19 октября эта дивизия вошла в Чезену. Одновременно с ней в город с юга вошла 46-я британская пехотная дивизия V-го британского корпуса, наступавшая вдоль восточного берега реки Савио. Уже на следующий день передовым подразделениям 4-й британской пехотной дивизии, которая сменила выведенную в резерв 46-ю дивизию, удалось переправиться через Савио и захватить плацдарм на ее западном берегу, к югу от Чезены, в то время как 1-я канадская дивизия захватила плацдарм к северу от города. Огонь вражеской артиллерии и широко разлившаяся после ливней река задержали наведение мостов до 23 октября, после чего переправившиеся части британской и канадской дивизий за три дня совершили 15-километровый бросок до следующей реки - Ронко. В ночь на 26 октября штурмовые группы 4-й британской дивизии захватили плацдарм на западном берегу Ронко, но через два дня непрерывные немецкие контратаки вынудили его эвакуировать. Успешнее шли дела у действовавшей южнее 10-й индийской пехотной дивизии, так же входившей в V-й британский корпус, которая форсировала Савио уже 20 октября, а через несколько дней захватила плацдарм на западном берегу Ронко в шести километрах к юго-востоку от Форли. Этот плацдарм дивизия сумела удержать, более того, 26 октября он был расширен на несколько километров на юг, вплоть до Мельдолы. Тем временем, в середине октября на левом фланге британской 8-й армии, в районе Галеата, в бой был введен отдохнувший II-й польский корпус. К 21 октября корпус выбил части противника c горного хребта Монтегроссо, после чего продолжил движение на северо-восток, но 26 октября был остановлен сильными контратаками противника в 14 км к югу от Форли.

28 октября начался отвод с линии фронта на отдых I-го канадского корпуса. При этом 2-я новозеландская дивизия исключалась из его состава и передавалась в резерв V-го британского корпуса. Поскольку свежих пехотных соединений у 8-й армии не оставалось, для прикрытия оголившегося участка фронта между шоссе 9 и 16 было сформировано очередное импровизированное соединение - боевая группа Портера (Porterforce), состоявшая из нескольких разведывательных (бронекавалерийских) полков, а также личного состава одного танкового полка, различных артиллерийских и вспомогательных частей, которые использовались в качестве линейной пехоты. Между тем, 31 октября 4-я британская дивизия вновь захватила плацдарм на западном берегу Ронко, к югу от шоссе 9. Несколько улучшила свои позиции к юго-востоку от Форли и 10-я индийская дивизия, которую 2 ноября сменила на передовой отдохнувшая 46-я британская дивизия. После того, как 6 ноября установилась хорошая погода, обеспечившая массированную поддержку авиации, 4-я и 46-я дивизии, совместно с бригадой 56-й британской дивизии, выделенной из резерва V-го корпуса для вспомогательного удара по шоссе 9, перешли в наступление на Форли. Тем временем, действовавший в предгорьях Апеннин к югу от Форли II-й польский корпус повернул на северо-запад и начал продвижение параллельно шоссе 9 в направлении Фаэнца, охватывая Форли с юга. После трех дней упорных боев, 8 ноября, немецкие войска оставили Форли и заняли оборону по реке Монтоне, протекающей к западу от города. 12 ноября 4-я британская дивизия смогла форсировать ее, но дальнейшее продвижение встречало все большее сопротивление противника, а испортившаяся погода лишила наступающие войска поддержки с воздуха. В результате, 16 ноября наступление V-го корпуса было остановлено на полпути между Форли и Фаэнцой. Падение Форли позволило добиться некоторого продвижения и частям, обеспечивавшим правый фланг корпуса к северу от шоссе 9. 15 ноября британский 12-й Уланский (бронекавалерийский) полк во взаимодействии с итальянскими партизанами захватил деревню Коколия, расположенную на западном берегу Ронко в десяти километрах к северу от Форли, а действовавшая еще севернее боевая группа Портера захватила аэродром Равенны. Эти успехи вынудили немецкие части, оборонявшиеся к северу от шоссе 9, оставить позиции вдоль Ронко и отойти на очередной рубеж обороны за реку Монтоне. 21 ноября, дождавшись возвращения хорошей погоды, V-й корпус перешел в наступление. Кроме ВВС Пустыни, которые в течение дня произвели почти 500 боевых вылетов, утром по позициям немецкой артиллерии отработали 120 бомбардировщиков 57th BG MATAF. На следующий день количество боевых вылетов, выполненных на непосредственную поддержку наступающих войск, было лишь немногим меньше, однако уже к обеду 23 ноября весь район боев был затянут низкими облаками, и активность союзной авиации резко упала. 25 ноября войска 4-й и 46-й британских дивизий на широком фронте вышли к реке Ламоне, на западном берегу которой расположена Фаэнца, но форсировать ее не смогли. На правом фланге корпуса в бой была введена 10-я индийская дивизия, сменившая 12-й Уланский полк. Несколько дней она пыталась прорвать оборону противника по реке Монтоне, но успеха так и не достигла. 26 ноября погода окончательно испортилась - всю неделю до начала декабря шли проливные дожди, из-за которых наступление в очередной раз было приостановлено.

Декабрь начался наступлением 10-й индийской дивизии. 1 декабря, после массированной артиллерийской подготовки на ее участке в бой были введены шесть танковых батальонов, при поддержке которых дивизии удалось захватить мост через Монтоне и продвинуться к очередному рубежу немецкой обороны - реке Ламоне. В ночь с 1 на 2 декабря на передовые позиции между прибрежным шоссе 16 и правым флангом 10-й индийской дивизии вернулся I-й канадский корпус, а утром он перешел в наступление. Появление на ранее относительно спокойном прибрежном участке свежего корпуса оказалось неприятным сюрпризом для немцев, стянувших свои основные силы в район Фаэнцы. Прорвав вражескую оборону по реке Монтоне, 1-я канадская дивизия 4 декабря заняла город Русси и в тот же день вышла к Ламоне, а наступающая правее 5-я канадская танковая дивизия утром того же дня перехватила шоссе 16 к северо-западу от Равенны, создав угрозу окружения немецким войскам, обороняющим город. Это движение было скоординировано с совместной операцией боевой группы Портера наступавшей на город с востока и итальянских партизан, атаковавших с севера. В этот же день немецкие войска покинули Равенну, а на следующий 5-я канадская танковая дивизия вышла к Ламоне в районе Медзано и очистила от противника восточный берег реки к югу от него, соединившись с 1-й канадской дивизией. Перегруппировавшись и дождавшись возвращения хорошей погоды обе канадские дивизии в ночь на 11 декабря форсировали Ламоне. У немецкого командования было достаточно времени для усиления обороны этого участка, поэтому, для того, чтобы пройти 5-8 километров разделяющие реки Ламоне и Сенио, I-му канадскому корпусу потребовалось полторы недели. Дополнительно усложнили задачу наступающим войскам три канала, соединяющие Фаэнцу с морем (один основной судоходный и два дренажных), которые проходили между этими реками на расстоянии от нескольких сотен метров до двух километров друг от друга. После того, как 21 декабря войска корпуса заняли Баньякавалло и на 15-километровом фронте вышли на восточный берег Сенио, наступление на этом участке было прекращено. На главном направлении - под Фаэнцой - наступление началось вечером 3 декабря. К северу от города 2-я новозеландская дивизия, сменившая в конце ноября 4-ю британскую дивизию, мощной артподготовкой и демонстративным выдвижением к реке войск и боевой техники имитировала попытку форсировать реку, чтобы отвлечь внимание от настоящей переправы, которую начала 46-я британская дивизия в шести километрах к югу от Фаэнцы. Демонстративные действия новозеландцев не позволили немецкому командованию вовремя определить направление главного удара, поэтому наступающие части 46-й британской дивизии, встречая на первых порах лишь умеренное сопротивление, смогли значительно расширить плацдарм, заняв 7 декабря деревню Пидеура на одноименном хребте, который является водоразделом рек Ламоне и Сенио. Когда 8 ноября противник начал контрнаступление, призванное ликвидировать южный плацдарм, было уже поздно - единственным результатом двух дней упорных боев стала временная остановка продвижения британской дивизии. На левом фланге V-го корпуса части II-го польского корпуса 5 декабря также форсировали Ламоне, после чего продолжили движение на запад в предгорьях Апеннин по направлению к реке Сенио. 10 декабря V-й корпус начал очередную перегруппировку своих войск. 46-я британская дивизия выводилась с плацдарма для отправки в Грецию (кроме нее в Грецию из состава британской 8-й армии направлялись управление X-го британского корпуса, 4-я британская и 4-я индийская пехотные дивизии). Ее место на плацдарме заняли 10-я индийская дивизия и 5-я пехотная бригада 2-я новозеландской дивизии. 6-я пехотная бригада 2-й новозеландской дивизии осталась на восточном берегу Ламоне, занимая позиции по обеим сторонам от шоссе 9, а справа от нее, на замену 10-й индийской дивизии, выдвинулась 56-я британская дивизия. В ночь с 14 на 15 декабря 10-я индийская и 2-я новозеландская дивизии начали наступление с плацдарма на север в обход Фаэнцы. Уже следующей ночью немецкие войска эвакуировались из города, а к 17 декабря наступающие части V-го корпуса вышли на берег Сенио, однако бои с немецкими частями, которые удерживали позиции к северу от Фаэнцы продолжались еще несколько дней. Река Сенио оказалась последним рубежом, достигнутым британской 8-й армией в 1944 году. За три месяца, прошедшие со дня взятия Римини, ей удалось пройти немногим более 60 километров вдоль шоссе 9. От Болоньи ее все еще отделяло около 40 километров.

12 декабря 1944 Гарольд Александер был назначен Верховным Главнокомандующим союзными войсками на Средиземном море, одновременно ему было присвоено звание фельдмаршала. Командующим Союзными Армиями в Италии вместо него был назначен бывший командующий американской 5-й армии генерал-майор Марк Кларк, после чего Союзные Армии в Италии были переименованы на американский манер в 15-ю группу армий. Очередное наступление, главная роль в котором отводилась II-му американскому корпусу 5-й армии, было запланировано на начало января 1945. Однако, 26 декабря немецкая 14-я армия провела ограниченную наступательную операцию в долине реке Серкьо на западе Италии. Ударная группировка, в которую входили 4 немецких и 5 итальянских батальонов, легко обратила в бегство чернокожих бойцов 92-й американской пехотной дивизии, части которой были растянуты на тридцатикилометровом участке от западного побережья до города Барга. Захватив Барга и еще несколько населенных пунктов, наступающие немецкие и итальянские войска за два дня прошли 8-9 километров на юг вдоль восточного берега Серкьо, а 28 декабря, после того, как цели операции были достигнуты, начали отход на исходные позиции. Бегство расстроенных частей 92-й дивизии было остановлено подошедшими бригадами 8-й индийской пехотной дивизии, которая была отправлена на запад Италии за несколько дней до начала немецкого наступления. Командование 5-й армии очень серьезно восприняло угрозу, которую создавал возможный прорыв противника на армейские тыловые коммуникации. Для ее парирования из состава II-го американского корпуса в IV-й были переданы 1-я американская танковая дивизия и три пехотных полка. Более того, немецкое контрнаступление побудило командование союзников изменить оценку ситуации, сложившейся на ТВД, и пересмотреть свои планы. Мощная оборона противника, преграждающая дорогу к Болонье перед фронтом II-го американского корпуса, неустойчивая погода, затруднявшая использование авиации, ограниченный запас боеприпасов и недостаточное количество войск, не позволявшее одновременно формировать сильные ударные группировки и иметь необходимые резервы для отражения возможных контрударов, ставили под сомнение целесообразность дальнейших наступательных операций. 30 декабря Александер принял решение отменить запланированное наступление. Следующая крупная наступательная операция 15-й группы армий была проведена только в апреле 1945.

За месяцы, прошедшие после масштабных реорганизаций сентября-октября 1944-го до конца рассматриваемого периода, боевой состав ВВС Пустыни не претерпел существенных изменений. В октябре началось перевооружение 13-й и 55-й эскадрилий RAF с Балтиморов на Бостоны. В том же месяце из польского личного состава была сформированна 663-я корректировочная эскадрилья, предназначенная для взаимодействия с II-м польским корпусом. Как и остальные эскадрильи Остеров, в административном отношении она была подчинена ВВС Пустыни. В конце сентября в Италию из Египта прибыла без самолетов 11-я эскадрилья SAAF. В октябре она получила Киттихоки и вошла в состав 8-го крыла SAAF. Впрочем, в следующем месяце количество действующих в Италии эскадрилий Киттихоков вновь сократилось, после того, как на Мустанги была перевооружена 3-я эскадрилья RAAF. Последнее заметное изменение боевого состава ВВС Пустыни произошло в середине ноября в результате обмена частями с XXII TAC - в ВВС Пустыни было передано 324-е крыло RAF, перелетевшее из Перетолы в Римини, а взамен XXII TAC получило 8-е крыло SAAF, перебазировавшееся в обратном направлении.





Ниже приведены сведения о численности и основных результатах боевой работы частей Королевских ВВС, включая ВВС доминионов, входивших в состав MATAF. Кроме DAF, эти цифры учитывают и части оперативно подчиненные XII TAC и XII FC (XXII TAC), в том числе те, которые действовали во Франции в сентябре 1944-го. С другой стороны, они, естественно, не включают численность и боевую работу 79th FG USAAF, которая оперативно подчинялась DAF. Все цифры приведены по "Ежемесячному статистическому сборнику Средиземноморских Союзных ВВС", и поэтому могут в некоторой степени отличаться от действительности ввиду неполноты информации доступной его составителям или ошибкам исполнителей.







Часть 3. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни

raf, marauder, daf

Previous post Next post
Up