Истребители-бомбардировщики над полем боя. ВВС Пустыни, сентябрь 1944 - январь 1945 гг. Часть 1.

Aug 18, 2018 13:21



Часть 2. Организация тактической авиации союзников в Италии (окончание)
Часть 3. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни
Часть 4. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни (продолжение)
Часть 5. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г.
Часть 6. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г. (окончание)

Самолет не должен использоваться, как замена артиллерии. Самолет способен дотянуться и атаковать такие цели, которые недоступны другим средствам, и поэтому необходимо полностью использовать его возможности по увеличению радиуса огневого поражения армии. Более того, необходимо придерживаться принципа, в соответствии с которым, чем ближе к источнику перекрыта или нарушена линия снабжения, тем сильнее будут вызванные этим последствия.

Боевой устав Королевских ВВС. Часть 1, Боевые действия. Издание второе, февраль 1940. Раздел 11, Боевые действия для поддержки армии.

Даже легкие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики, как правило, смогут оказать большую помощь в продвижении сухопутных сил, если они будут использованы против тыловых объектов противника, за пределом радиуса действия нашей артиллерии. На территориях подобных североафриканской пустыне возможны редкие случаи, когда отсутствие укрытий позволит истребителям-бомбардировщикам воспользоваться уязвимостью целей, обнаруженных на передовых позициях противника. Кроме того, в случае возникновения кризисной ситуации в ходе наземного сражения, такие цели, как ключевые артиллерийские позиции, скрытые от прямого наблюдения и огня, могут оказаться достаточно важными, чтобы оправдать использование против них истребителей-бомбардировщиков, даже если они находятся в зоне досягаемости нашей артиллерии. Но, как правило, авиация не должна использоваться против артиллерийских позиций, укреплений или войск на поле боя, которые могут быть поражены артиллерией. Поэтому даже непосредственно в ходе атаки запросы на непосредственную поддержку истребителями-бомбардировщиками на поле боя должны быть сведены к абсолютно необходимому минимуму - для того, чтобы в критический момент они могли сконцентрировать свои усилия против передвижений противника там, где это наиболее важно - в его ближнем тылу, где можно ожидать выдвижение его резервов и средств снабжения.

"Использование бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков для взаимодействия с армией". Оперативный меморандум № 54 Объединенного штаба союзных войск на Средиземном море, 6 мая 1944.

Организация тактической авиации союзников в Италии

Действующие в Италии сухопутные войска союзников с весны 1944-го года носили наименование Союзные Армии в Италии и состояли из американской 5-й и британской 8-й армий. Для взаимодействия с ними предназначались Средиземноморские Союзные Тактические ВВС (Mediterranean Allied Tactical Air Force - MATAF), в состав которых к лету того же года входили американское XII-е тактическое авиационное командование (Tactical Air Command - TAC), британские ВВС Пустыни (Desert Air Force - DAF), а также два американских авиакрыла средних бомбардировщиков и одно американское транспортное авиакрыло. XII TAC поддерживало американскую 5-ю армию, действовавшую на западном участке фронта, а DAF - британскую 8-ю армию, на восточном. Такое распределение обязанностей не было абсолютным - в случае необходимости, по решению командования MATAF, усилия XII TAC и DAF могли быть перераспределены в соответствии с требованиями обстановки. Находящиеся в непосредственном подчинении MATAF 42-е и 57-е бомбардировочные крылья (шесть групп средних бомбардировщиков B-26 и B-25) базировались на аэродромах Сардинии и Корсики и действовали в интересах обеих армий.


Спитфайры LF Mk IXC MJ532 UF-G и MJ250 UF-Q 601-й эскадрильи 244-го крыла ВВС Пустыни перед вылетом на боевое задание, предположительно, с посадочной площадки Лорето, Италия, конец августа-начало сентября 1944 г.
Оба самолета были выпущены заводом Виккерс-Армстронг в Касл Бромвич, MJ250 был передан Королевским ВВС 22 октября, а MJ532 - 22 декабря 1943 г. В начале декабря MJ250 был погружен на пароход "Форт Джордж", который 22.12.1943 доставил его в Касабланку для пополнения Средиземноморских Союзных ВВС (MAAF), а 1.03.1944 в Африку прибыл и MJ532. В состав 601-й эскадрильи оба самолета были переданы в начале июля. 8.07.1944 MJ250 облетал командир отряда B (B Flight) флайт лейтенант Десмонд Ибботсон (11 подтвержденных воздушных побед, 4 предположительных и 4 поврежденных), за которым и закрепили эту серебристую машину с красивым номером. Уже на следующий день на MJ250 было выполнено два боевых вылета на бомбометание, один из них самим Ибботсоном. Пятью днями позже, 14.07.1944, свои первые боевые вылеты произвел и MJ532. Закрепление самолета за определенным летчиком в 601-й эскадрилье являлось достаточно условным, да и штатное количество экипажей в эскадрильях Королевских ВВС значительно превышало количество самолетов, поэтому боевые вылеты на этих машинах выполнялись самыми разными летчиками. Ибботсон успел совершить на MJ250 всего 9 боевых вылетов, а в конце июля его второй боевой тур завершился, и он был переведен инструктором в тыловую часть (5 RFU). После этого чаще других на MJ250 летал сержант Эрнест Джон Хенрик, молодой летчик прибывший в эскадрилью только 10 июля. На этом самолете он произвел 17 боевых вылетов. 3 сентября в ходе вылета на свободную охоту MJ250 был поврежден зенитным огнем, а Хенрик серьезно ранен. Летчик вернулся в эскадрилью из госпиталя в конце октября, а приступил к полетам еще через месяц. О дальнейшей судьбе MJ250 известно лишь то, что в апреле 1945 он был списан. Возможно, после повреждений полученных 3.09.1944 его так и не восстановили. Всего в составе 601-й эскадрильи 20 разных летчиков совершили на MJ250 59 боевых вылетов, 54 из них - с бомбометанием. На бомбардировку артиллерийских позиций был выполнен 21 боевой вылет.
Что касается MJ532, то на нем в составе 601-й эскадрильи 23 разных летчика выполнили приблизительно 73 боевых вылета, в том числе 65 с бомбами; в 18 вылетах целью были позиции артиллерии. Больше других на нем летали флаинг офицер Чарльз Тревор Стимпсон (16 б/в) и сержант Питер Кертисс Робсон (10 б/в), а в начале сентября эту машину облюбовал для себя командир эскадрильи скуодрон лидер Роберт Уилкинсон Теркингтон (9,167 подтвержденных побед, 1 предположительная и 4 поврежденных), выполнивший на ней 5 боевых вылетов. 6 сентября 1944 эскадрилья начала получать новые Спитфайры LF Mk IXE, перевооружение на которые было завершено уже к середине месяца. Свои последние вылеты в составе 601-й эскадрильи MJ532 совершил 13.09.1944, а в декабре 1944 он был передан в 253-ю эскадрилью Балканских ВВС (Balkan Air Force), которая базировалась на юго-востоке Италии и действовала над территорией Югославии. Однако здесь его служба оказалась недолгой - 27.12.1944, во время своего третьего боевого вылета в составе этой эскадрильи, MJ532 был сбит зенитным огнем над территорией марионеточного Независимого государства Хорватия.


После того, как 2 июля союзное командование приняло окончательное решение о высадке в южной Франции (операция "Энвил", 27.07.1944 наименование было изменено на "Драгун"), зона ответственности MATAF заметно увеличилась и, в соответствии с этим, их силы были перераспределены. XII TAC было выделено для поддержки десантной операции и последующих боевых действий на юге Франции. В его состав, не считая отдельных эскадрилий, вошли шесть американских групп - пять истребительных, вооруженных P-47, и одна группа легких бомбардировщиков A-20, три крыла Спитфайров Королевских ВВС, а также все французские авиачасти, входившие в состав MATAF. Все эти силы к середине июля были сконцентрированы на Корсике. Оставшиеся в одиночестве ВВС Пустыни теперь должны были обеспечивать авиационную поддержку обеих союзных армий, действовавших в Италии. В июле DAF состояли из трех истребительных крыльев (9 эскадрилий на Спитфайрах, 4 на Киттихоках и 2 на Мустангах), одного тактического разведывательного крыла (4 эскадрильи на Спитфайрах) и двух бомбардировочных крыльев (3 эскадрильи Мародеров, 4 Балтиморов и 2 Бостонов). Кроме того, DAF административно подчинялись четыре корректировочных эскадрильи (так называемые эскадрильи воздушных наблюдательных пунктов - Air Observation Post (AOP) Squadrons), вооруженные легкими самолетами Остер (Auster). В оперативном отношении эти эскадрильи были подчинены армейскому командованию. К середине сентября боевой состав ВВС Пустыни немного подрос - было сформировано по одному новому истребительному и бомбардировочному крылу, при этом общее количество эскадрилий увеличилось на пять (добавилось по две эскадрильи Спитфайров и Балтиморов, кроме того из XII TAC в DAF была передана 600-я эскадрилья ночных истребителей RAF, вооруженная Бофайтерами), а две эскадрильи получили новую технику. Это были 223-я эскадрилья RAF, которая в августе была переформирована в 30-ю эскадрилью Южноафриканских ВВС (South African Air Force - SAAF) и перевооружена с Балтиморов на Мародеры, и 5-я эскадрилья SAAF, к концу сентября полностью перешедшая с Киттихоков на Мустанги III. Что касается американских 42-го и 57-го бомбардировочных крыльев (Bombardment Wing - BW), то они, как и прежде, подчинялись непосредственно штабу MATAF и действовали как над Италией, так и над южной Францией.

Из состава Союзных Армий в Италии, для высадки в южной Франции были выделены три закаленные в боях американские дивизии (из восьми, развернутых в это время в Италии), а также все четыре французские дивизии. Взамен на Апеннинский полуостров прибывали только одна американская (92-я "цветная") и одна бразильская пехотные дивизии, боеспособность которых союзным командованием оценивалась весьма критически. Столь серьезное сокращение боевого состава не могло не отразиться на размахе и результатах операций, проводимых союзниками в Италии. 4 августа 1944 г. командующий Союзными Армиями в Италии генерал Гарольд Александер утвердил план по прорыву "Готской линии" (Gotenstellung, в июне 1944 была переименована в Grune Linie - Зеленую линию) - немецкого оборонительного рубежа, проходящего через северные Апеннины, который получил название операция "Олива". В соответствии с этим планом, главный удар наносился британской 8-й армией на самом восточном участке фронта, прилегающем к адриатическому побережью. Наступление началось вечером 25 августа на узком тридцатикилометровом участке, на котором были сосредоточены три из четырех корпусов армии (II-й польский, I-й канадский и V-й британский, перечислены в порядке построения с востока на запад). Первые девять дней наступление развивалось по плану, войска 8-й армии прорвали на нескольких участках "Готскую линию" и преодолели речку Конка, однако затем усилившееся сопротивление противника и испортившаяся погода замедлили, а потом и остановили продвижение союзников. После того, как немцы начали снимать войска с центрального участка фронта, для отражения наступления 8-й армии, настало время для нанесения вспомогательного удара американской 5-й армии вдоль оси Флоренция - Болонья. 13 сентября в наступление перешли два корпуса 5-й армии - II-й американский, наносивший удар через перевал Иль Джого на Фиренцуола, и действовавший непосредственно к востоку от него XIII-й британский. XIII-й британский корпус был передан из британской 8-й армии в подчинение американской 5-й армии в середине августа, после того, как та лишилась двух своих корпусов, выделенных для участия в операции "Драгун". Уже 17 сентября "Готская линия" была прорвана на стыке немецких 10-й и 14-й армий, а 21 сентября была взята Фиренцуола, однако к 27 сентябрю американское продвижение было остановлено в 15 километрах к югу от Имолы. Тем временем, британская 8-я армия возобновила свое наступление вдоль побережья, в ходе которого 21 сентября был взят Римини. Таким образом, к концу сентября восточный участок "Готской линии" был полностью захвачен, а в центре она была прорвана на широком фронте. В результате, немецкое командование было вынуждено отвести свои войска со всех еще удерживаемых позиций линии, за исключением самого западного ее участка. За месяц напряженных боевых действий продвижение союзников на направлениях главного и вспомогательного ударов составило от 60 до 40 км, уменьшаясь на второстепенных участках до 20-30 км - неплохое достижение, учитывая, что значительная часть отвоеванной территории приходилась на горы. Увы, в последующие месяцы ни превзойти, ни даже повторить его больше не удалось.

Между тем, операция "Драгун" в южной Франции развивалась гораздо успешнее. Высадка американской 7-й армии, осуществленная в ночь на 15 августа на пятидесятикилометровом участке побережья между Тулоном и Каннами, встретила лишь незначительное сопротивление. Уже 28 августа были полностью освобождены Тулон и Марсель - крупнейшие французские военно-морская база и порт на Средиземном море. 3 сентября французская 1-я танковая дивизия освободила Леон, а 11 сентября французский II-й корпус вступил в Дижон. Днем ранее французские части установили первый контакт с наступавшими из Нормандии частями американской 3-й армии. Менее чем за месяц войска американской 7-й армии и французской армии "B" прошли более 500 километров и очистили от немцев весь юг Франции. 15 сентября эти две армии, сведенные в 6-ю группу армий, были выведены из подчинения Объединенного штаба союзных войск на Средиземном море и переданы под командование Верховного главнокомандующего экспедиционными силами союзников генерала Дуайта Эйзенхауэра. Одновременно с этим XII TAC, большинство эскадрилий которого вслед за наступающими сухопутными частями перебазировались во Францию, перешло в оперативное подчинение американским 9-м ВВС, однако в административном отношении оно еще некоторое время продолжало подчиняться MATAF.

Быстрое завершение кампании на юге Франции позволило руководству MATAF поднять вопрос о возвращении американских и британских частей, входивших в XII TAC, обратно в Италию. Эти части было решено свести в новое авиационное командование, предназначенное для поддержки американской 5-й армии, позволив таким образом DAF сосредоточиться на взаимодействии с британской 8-й армией - ситуация, когда ВВС Пустыни приходилось осуществлять поддержку сразу двух армий с самого начала считалась вынужденной мерой. Поскольку незанятых авиационных штабов такого уровня в распоряжении союзного командования не нашлось, новое объединение тактической авиации было развернуто на базе американского XII-го истребительного командования (Fighter Command - FC), которое до начала сентября 1944-го являлось американским компонентом союзных Береговых ВВС (Coastal Air Force - CAF). CAF осуществляли защиту коммуникаций союзников в западном средиземноморье, борьбу с вражеским флотом и судоходством, а также ПВО тыловых объектов в Италии. К осени 1944-го объем работы выполняемой Береговыми ВВС заметно сократился, что и позволило высвободить XII FC для решения других задач. Вместе с XII-м истребительным командованием, которое 19.10.1944 было переименовано в XXII-е тактическое авиационное командование, из CAF в MATAF были переданы американская 350-я истребительная группа (Fighter Group - FG) на P-47, а также две американские эскадрильи ночных истребителей, вооруженные Бофайтерами. 15 сентября из XII TAC в XII FC были переданы три американские группы - две истребительные и одна группа легких бомбардировщиков, которые уже через несколько дней перебазировались в северную Италию. Вскоре за ними последовали еще две американские группы на P-47, однако в состав XII FC вошла только одна из них. Вторая - 79th FG - 3 октября, накануне перелета в Италию, была передана в состав DAF.

Первым днем боевых действий XII FC в составе MATAF стало 20 сентября. В этот же день в его оперативное подчинение перешли 7-е крыло SAAF и 208-я эскадрилья RAF - то есть те части ВВС Пустыни, которые в этот период были выделены для поддержки 5-й армии. Тем временем два из трех участвовавших в "Драгуне" британских истребительных крыла было решено расформировать. После того, как четыре эскадрильи 322-го крыла в конце сентября перегнали свои самолеты на базу обслуживания на Сардинии, их наземный эшелон был перевезен десантными кораблями из Франции в Италию, где все они были расформированы. Больше повезло эскадрильям, входившим в состав 251-го крыла - в нем расформировали только одну эскадрилью из трех (238-ю). 451-ю эскадрилью Королевских Австралийских ВВС (Royal Australian Air Force - RAAF) после возвращения в Италию было решено отправить морем в Великобританию, где она вошла в состав Истребительного командования, а оставшаяся в Италии 237-я эскадрилья была передана в состав Береговых ВВС. В результате, в состав MATAF из Франции возвратились только одна эскадрилья тактической разведки (225-я, перелетела 28.09.1944) и четыре эскадрильи 324-го крыла (перелетели 2.10.1944). Все они были сосредоточены на аэродроме Перетола и подчинены XII FC. Через несколько дней после их прибытия 7-е крыло SAAF было возвращено ВВС Пустыни и перебазировано на восточное побережье, на недавно освобожденный войсками I-го канадского корпуса аэродром Римини.

После всех перемещений в составе XII TAC во Франции остались только американские 324th FG, 111th TRS (Tactical Reconnaissance Squadron - эскадрилья тактической разведки) и 415th NFS (Night Fighter Squadron - эскадрилья ночных истребителей), объединенные под командованием 64th FW (Fighter Wing - истребительное крыло), а также французские части, сведенные в ВВС Роны и Рейна (Commandement des Forces Aériennes du Rhône au Rhin), которые 14.10.1944 было решено переформировать в 1-й французский воздушный корпус (1er Corps Aérien Français - 1er C.A.F.). Этих сил было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценную поддержку с воздуха целой группе армий, поэтому 20 октября штабом Стратегических ВВС США в Европе (United States Strategic Air Forces in Europe - USSTAF) был выпущен приказ о формировании временных 1-х Тактических ВВС (First Tactical Air Force (Provisional)), подчиненных непосредственно USSTAF и предназначенных для взаимодействия с 6-й группой армий. XII TAC, объединявшее американские части должно было поддерживать американскую 7-ю армию, а 1er C.A.F., который теперь подчинялся непосредственно штабу 1-х Тактических ВВС - французскую 1-ю армию. Третьим независимым компонентом в составе 1-х Тактических ВВС стали части французской авиации, действующие на западе Франции и поддерживающие французские войска, которые боролись с осажденными немецкими гарнизонами, удерживающими порты и другие ключевые пункты на атлантическом побережье Франции (в ноябре эти авиачасти были объединены во французские Атлантические ВВС - Forces Aériennes de l'Atlantique, а в американских документах их называли Западно-французские ВВС - Western French Air Force). 1 ноября из 9-х ВВС в состав XII TAC были переданы две американские истребительные группы, фоторазведывательная эскадрилья и эскадрилья тактической разведки. А 10 ноября, штаб XII TAC и все подчиненные ему части, которые прибыли со Средиземноморского ТВД, были окончательно переведены в состав Европейского ТВД США и вышли, наконец, из административного подчинения MATAF. Дальнейшее усиление XII TAC последовало 15 ноября, когда в его состав из 9-х ВВС прибыла еще одна истребительная группа, а из MATAF было передано 42nd BW в составе 17-й и 320-й бомбардировочных групп (Bombardment Group - BG), вооруженных средними бомбардировщиками B-26. Третья группа, входившая в 42nd BW - 319th BG, была переведена в 57th BW и перевооружена на B-25. Впрочем, в составе MATAF она оставалась недолго - в начале января 1945-го 319th BG была выведена в США для перевооружения на новейший легкий бомбардировщик A-26.
Часть 2. Организация тактической авиации союзников в Италии (окончание)

raf, spitfire, daf

Previous post Next post
Up