Истребители-бомбардировщики над полем боя. ВВС Пустыни, сентябрь 1944 - январь 1945 гг. Часть 6.

Feb 24, 2019 12:52



Содержание и Часть 1. Организация тактической авиации союзников в Италии

Часть 5. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г.

Успехи, достигнутые противником за последние дни, в том числе и сегодня, объясняются превосходящей активностью его авиации, которая наносит непрерывные бомбовые и штурмовые удары по нашим войскам.

ЖБД немецкого LXXVI-го танкового корпуса, 30.11.1943 г.

"Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г. (окончание)

В ночь на 30 ноября два батальона 17-й индийской бригады захватили перекресток дорог к северо-западу от Моццагроньи, что позволило открыть дорогу на занятую ирландцами Санта-Марию. Перед рассветом по этой дороге в Санта-Марию прошли танки 44-го королевского танкового полка 4-й танковой бригады. Пехота 78-й дивизии произвела перегруппировку еще предыдущим вечером - 8-й батальон горцев Аргайла и Сатерленда сменил иннискиллинских фузилеров в Санта-Марии, а к южному подножью Ли Колли были выдвинуты 2-й батальон лондонских ирландских стрелков и 1-й батальон королевских ирландских фузилеров из состава 38-й (Ирландской) пехотной бригады. В 10:15 утра 44-й королевский танковый полк, сопровождаемый 2-м батальоном лондонских ирландских стрелков, перешел в наступление от Ли Колли на Фоссачезию. Слева от них пошли вперед Шерманы 3rd CLY, с задачей перехватить шоссе 16 между Фоссачезией и Роккой. Одновременно с этим 11-я пехотная бригада 78-й дивизии имитировала атаку на Фоссачезию с юга-востока. Подразделения 11-й бригады на виду у противника выдвинулись на исходные позиции для атаки, после чего перед их фронтом была поставлена густая дымовая завеса, под прикрытием которой пехота была отведена назад. Эти маневры не только отвлекли внимание передовых подразделений 3-го батальона 145-го гренадерского полка, оборонявшего приморский участок фронта, но и привели к тому, что значительная часть огня немецкой артиллерии была сосредоточена на направлении противоположном тому, откуда наносился настоящий удар. С британской стороны в артиллерийской поддержке наступления, в дополнение к шести полкам полевой артиллерии и трем средним артиллерийским полкам, приняли участие еще и три огневых взвода 51-го тяжелого зенитно-артиллерийского полка (12 94-мм зенитных орудий). Подавив сопротивление немногочисленных противотанковых орудий, в 11:30 лондонские ирландские стрелки закрепились на окраине деревни, а к 13:30 в британских руках была уже вся Фоссачезия. Сопротивление противника было слабым - многие немецкие подразделения, готовившиеся отражать атаку с фронта, были захвачены врасплох. Тем временем танки 3rd CLY вышли на шоссе, а передовые подразделения 6-го батальона королевских иннискиллинских фузилеров ворвались в Рокку и разгромили располагавшийся там командный пункт 3-го батальона 145-го гренадерского полка, едва не взяв в плен его командира (окончательно Рокка была захвачена только на следующее утро).


Командир 5-й эскадрильи SAAF (239-е крыло ВВС Пустыни) майор Эрик Мелвилл Бейкер (слева) перед своим Киттихоком III FR781 (бывший американский P-40M-5-CU 43-5570, заводской номер 27258) GL-H "Raynor", аэродром Кутелла, Италия, январь 1944. Справа - старший инженер эскадрильи лейтенант Уильям Гиллэм.
5-я эскадрилья SAAF начала перевооружение на новые Киттихоки III в конце июля 1943, когда она, после завершения боевых действий в Северной Африке, базировалась на аэродроме Бен Гардан в Тунисе. Уже через месяц, 29.08.1943, эскадрилья перелетела на Сицилию для участия в новой военной кампании. А за пять дней до этого в эскадрилью прибыл ее новый командир - майор Эрик Бейкер. Для Бейкера это был уже второй боевой тур. Во время своего первого тура он с октября 1941 по март 1942 воевал на Томахоках в 4-й и 2-й эскадрильях SAAF, входивших в состав ВВС Западной Пустыни, и одержал одну подтвержденную и одну предположительную воздушные победы. Вернувшись в Южно-Африканский Союз он до декабря летал в составе вооруженной Киттихоками 10-й эскадрильи SAAF, а затем был переведен командиром отряда во вновь формировавшуюся 3-ю эскадрилью SAAF. Вскоре эскадрилья была переброшена в Аден, а в апреле 1943 - из Адена в Ливию, где, после перевооружения на Харрикейны II, приступила к выполнению задач по прикрытию судоходства. 1 мая, в первый день боевой работы эскадрильи, майор Бейкер, который еще 30 марта был назначен ее командиром, сбил над прикрываемым конвоем He 111 - это была первая победа 3-й эскадрильи после переформирования и вторая подтвержденная победа Бейкера. В 5-й эскадрилье SAAF за Бейкером был закреплен Киттихок FR781, на котором он выполнил почти все свои боевые вылеты в ее составе. Именно на нем он участвовал в обоих результативных воздушных боях, проведенных им в составе эскадрильи - 19.09.1943, в котором он повредил Bf 109 к югу от Фоджи и 30.11.1943, когда ему был засчитан поврежденный Fw 190 во время утреннего "Кэбрэнка" над Сангро. На этом же самолете он совершил и свой крайний вылет в составе эскадрильи - 19.01.1944 на бомбардировку позиций противника к западу от Ортоны. На этом его второй боевой тур был завершен. Впрочем, уже в мае 1944 его снова отправили в Италию - на этот раз ведущим 239-го крыла. Эту должность он занимал до сентября, после чего окончательно вернулся в ЮАС. Обе свои боевые награды - DFC (25.01.1944) и DSO (7.04.1944) он заработал командуя 5-й эскадрильей. Киттихок FR781 прослужил в эскадрилье ненамного дольше своего хозяина - уже в конце января-начале февраля 5-я эскадрилья SAAF была полностью перевооружена на новые Киттихоки IV. Свой последний боевой вылет FR781 совершил 30.01.1944. Подробности дальнейшей судьбы этого самолета неизвестны, за исключением того, что в январе 1945 он был передан из MAAF в состав Ближневосточного Авиационного Командования. Списан 14.03.1946. (c) Imperial War Museums.


Этим утром первый "Кэбрэнк" поднялся в воздух уже в 8:30. Шестерку Киттихоков III вел командир 5-й эскадрильи SAAF майор Эрик Бейкер. После стандартных 20 минут патрулирования "Ровер" отпустил группу бомбить запасную цель - все те же хорошо знакомые позиции в районе железнодорожного моста в Ланчано. За несколько минут до подхода группы Бейкера, по этим же позициям нанесли удар двенадцать Балтиморов 55-й эскадрильи, которые отвлекли на себя все внимание немецкой зенитной артиллерии среднего калибра. Поэтому истребители-бомбардировщики беспрепятственно вышли в атаку, и только во время пикирования на цель их встретил огонь МЗА - сильный, но безрезультатный. После нанесения удара, группа собралась над устьем Сангро, и Бейкер уже планировал вести ее домой, когда его внимание привлекли разрывы бомб, неожиданно появившиеся на заполненной британскими войсками дороге, идущей вдоль северного берега реки. До места разрывов было около 8 километров и Бейкер немедленно развернул группу в их сторону. Навстречу южноафриканцам, едва не касаясь земли, неслась пятерка Fw 190G из II./SG 4 (2-я группа 4-й штурмовой эскадры). Обнаружив пикирующие в лоб Киттихоки, пара Фокке-Вульфов отвернула влево, и Бейкер последовал за ними. Сблизившись с самолетом ведомого, который еще не вышел из виража, он с 200 ярдов выпустил по нему длинную очередь и наблюдал попадания по левому крылу и фюзеляжу. В этот момент Бейкер заметил позади себя самолет, который он принял за Фокке-Вульф и был вынужден выйти из атаки. Между тем другой летчик группы Бейкера, лейтенант Дэвид Мёрдок, обстрелял один из Фокке-Вульфов второй пары в лобовой атаке и наблюдал попадания по его хвосту, а после того, как и эта пара отвернула налево, в сторону немецких позиций, последовал за ними вместе с другими летчиками группы. В это время под ним проскочил пятый немец, который шел в нескольких сотнях метров позади основной группы и Мёрдок решил атаковать его. По словам летчика, первая очередь попала по хвосту Фокке-Вульфа, который в это время плавно разворачивался влево, две следующие длинные очереди накрыли его фюзеляж от носа до хвоста и вдребезги разнесли фонарь. Далее прямо по курсу удирающего немца лежала возвышенность и, пролетая над ней, Фокке-Вульф левым крылом зацепил за кусты, после чего Мёрдок потерял его из виду.

Кроме Киттихоков Бейкера, эту же немецкую группу атаковали четыре Спитфайра VIII 92-й эскадрильи и группа P-40L американской 87-й истребительной эскадрильи (из американской 79-й истребительной группы, которая входила в состав ВВС Пустыни), только в отличие от южноафриканцев они видели больше немецких самолетов - всего более десятка Bf 109 и Fw 190. Шестерка истребителей-бомбардировщиков, которую вел командир 87-й эскадрильи капитан Джордж Ли обнаружила немецкие самолеты, когда она еще только подлетала к линии фронта. Четверо американских летчиков во главе с Ли немедленно избавились от бомб и бросились в атаку на Фокке-Вульфы, а двое других решили продолжить выполнение основного задания. По американской версии эта пара нанесла удар по позициям немецких 88-мм орудий, после чего была обстреляна британскими зенитками, которые сбили один P-40L. Его летчик, лейтенант Эдвин Джо, удачно выбросился с парашютом с высоты всего в полторы сотни метров. Экипажи группы Бейкера видели эту пару P-40 и то, как один из них был сбит своим зенитным огнем. Однако, по их докладу, P-40 штурмовали свои войска, а выбросившийся с парашютом американский летчик приземлился в 6 километрах к югу от Сангро. Тем временем Джордж Ли несколько минут преследовал один из удирающих на запад Фокке-Вульфов, щедро поливая его огнем из пулеметов до тех пор, пока тот, по словам летчика, не врезался в землю. В ходе этой погони, в хвост Ли зашла другая пара немецких истребителей-бомбардировщиков, одного из которых атаковал и, по его наблюдениям, сбил лейтенант Джек Уэйнрайт. На второго набросился сам Ли и, зайдя ему в хвост, обстреливал Фокке-Вульф до тех пор, пока не израсходовал все оставшиеся патроны (стандартный боекомплект P-40 - 1500 патронов, по 250 на пулемет, или около 20 секунд непрерывного огня), после чего был вынужден выйти из боя.

Четверка Спитфайров 92-й эскадрильи, ведомая флайт лейтенантом Морисом Хардсом патрулировала над южным берегом Сангро на высоте 2700 метров, когда было получено предупреждение от MORU о группе вражеских самолетов, приближающейся на малой высоте к линии фронта. Вскоре летчики и сами увидели немецкие самолеты, бомбившие идущую вдоль реки дорогу, и группа немедленно спикировала в атаку. За то время пока Спитфайры сближались с вражескими истребителями-бомбардировщиками, те уже успели столкнуться с Киттихоками Бейкера и отвернуть на северо-запад. Ведущий второй пары лейтенант Альберт Сакс (SAAF) нагнал пару Фокке-Вульфов и атаковал одного из них. После нескольких очередей, последняя из которых была выпущена практически в упор, он увидел, как вражеский самолет перевернулся на спину и рухнул на землю. На хвосте второго Фокке-Вульфа из этой пары висел P-40 (вероятно это был самолет Джорджа Ли), поэтому Сакс отошел немного в сторону, чтобы не мешать. P-40 выпустил несколько очередей, ни одна из которых не задела вражеский самолет (что не преминул отметить Сакс в своем послеполетном докладе), и вышел из атаки. После этого Сакс подошел к Фокке-Вульфу на сотню ярдов и открыл огонь. Он отчетливо видел попадания в корень крыла казалось бы обреченного вражеского самолета, но в этот момент прямо в его трассы влетел вернувшийся откуда-то P-40. Саксу пришлось немедленно прекратить огонь и выйти из атаки, после чего он потерял Фокке-Вульф из вида. Всего по результатам этого боя на счета летчиков ВВС Пустыни было занесено 4 сбитых и 4 поврежденных Fw 190. Ли и Уэйнрайт получили по одной подтвержденной победе, кроме того на счет Ли записали один поврежденный Фокке-Вульф. Саксу также были засчитаны один сбитый и один поврежденный. Бейкер и Мёрдок первоначально заявили о трех поврежденных Fw 190, но через несколько дней одна из заявок Мёрдока была переклассифицирована в подтвержденную победу.

Согласно сохранившимся немецким документам, 30 ноября 1943 над фронтом всей немецкой 10-й армии, кроме Fw 190G-3 из II./SG 4, действовали две истребительные группы - I./JG 53 и I./JG 77, вооруженные Мессершмиттами Bf 109G-6. Всего за день Фокке-Вульфы II./SG 4 совершили около двух десятков боевых вылетов, две истребительные группы выполнили еще 40 (в том числе 26 на сопровождение истребителей-бомбардировщиков и 14 на свободную охоту), кроме того, шесть вылетов на разведку совершили Bf 109G-6 из состава NAGr. 11 (11-я группа ближней разведки). В донесении офицера связи Люфтваффе при штабе 10-й армии за 30.11.1943 приведено следующее описание утреннего вылета II./SG 4:

"09:30 - удар 10 штурмовиков по густым скоплениям танков и автотранспорта по обеим сторонам грунтовой дороги R41 и в 1 км к востоку от R41. Бомбы легли очень хорошо, наблюдалось по крайней мере 6 больших пожаров. Одна бомба попала в скопление из 15 автомашин, стоявших у усадьбы в 1 км к востоку от R41. После сброса бомб было выполнено несколько заходов на штурмовку стоявших к северу от грунтовой дороги автомобилей, с хорошими результатами. 4 грузовика загорелись, 1 автомобиль уничтожен. Над целью, в воздушном бою с 6 Киттихоками, 1 Киттихок сбит, 2 Киттихока повреждены. 3 наших самолета не вернулись из вылета в результате сильного зенитного огня и воздушного боя. Погодные условия препятствовали выполнению задания."

Упомянутую здесь воздушную победу заявил обер-фельдфебель Карл Голлес из 6./SG 4 (в июне 1944 награжден Рыцарским крестом, а через месяц погиб на Советско-Германском фронте) - в 9:25 к юго-востоку от Фоссачезии он атаковал Киттихок, летевший на высоте 400 метров. А вот дополнительных сведений о трех невернувшихся немецких самолетах найти не удалось - в перечнях Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе сведения о потерях II./SG 4 в этот день отсутствуют. Это не так уж удивительно - дело в том, что сведения о потерях могли поступать в Генеральный штаб Люфтваффе и, соответственно, включаться в перечни потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе, с задержкой до нескольких месяцев (особенно в случае пропавших без вести самолетов, когда такая задержка могла быть вызвана стремлением выяснить их судьбу), а перечни потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе за 1944 год, в которых могли содержаться данные об этих самолетах, полностью утеряны. Впрочем, нельзя полностью исключать и того, что один, два или даже все три невернувшиеся из этого вылета самолета впоследствии нашлись. Что же касается других потерь, понесенных Люфтваффе над фронтом 10-й армии в этот день, то в сохранившихся перечнях потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе есть данные о двух сбитых в воздушном бою Bf 109G-6 из состава 1./JG 53 и одном Bf 109G-6 из NAGr. 11, который получил 30% повреждения от зенитного огня. Оба истребителя из 1./JG 53 были потеряны во второй половине дня во время вылета на свободную охоту (в бою со Спитфайрами 92-й и 417-й эскадрилий, которые считали, что дерутся с Fw 190), что подтверждается и донесением офицера связи Люфтваффе при штабе 10-й армии. В этом же бою два летчика из 1./JG 77 заявили по одному сбитому Спитфайру - это были единственные заявки сделанные немецкими истребителями в Италии за 30 ноября. А вот про действия разведывательных самолетов в вышеупомянутом донесении офицера связи Люфтваффе сказано, что в одном случае вылет на визуальную разведку был сорван действиями истребителей противника, и в результате один самолет с задания не вернулся (по британским данным перехват выполнила пара Спитфайров 92-й эскадрильи, которая сбила Fw 190, шедший в сопровождении двух Bf 109). Дополнительно ко всем вышеупомянутым потерям, в работах Йохана Прина упоминается еще один сбитый в этот день в воздушном бою Bf 109G-6 из состава 3./JG 77. В перечнях потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе сведения о нем отсутствуют, в донесении офицера связи Люфтваффе при штабе 10-й армии об этой потере также не упоминается.

Поначалу события на фронте V-го корпуса утром 30 ноября развивались в полном соответствии с планами британского командования, поэтому все шесть первых "Кэбрэнков" атаковали запасные цели. Однако в 10:30 утра командование немецкой 65-й дивизии попыталось отбить занятый ночью 17-й индийской бригадой перекресток дорог к северо-западу от Моццагроньи - в контрударе, нанесенном со стороны Ланчано участвовали танки 2-го батальона 26-го танкового полка и две роты 361-го панцергренадерского полка 90-й панцергренадерской дивизии. Наконец-то возникла ситуация, позволяющая продемонстрировать лучшие качества "Кэбрэнка". Ведущим шестерки Киттихоков IV 450-й эскадрильи RAAF, которая поднялась в воздух в 10:30, был уже знакомый нам флайт лейтенант Кеннет Сэндс. Всего через несколько минут после прибытия группы в зону ожидания, "Ровер" навел ее на вражеские позиции, расположенные в двух километрах к западу от перекрестка, немного южнее дороги ведущей к Ланчано. Сбросив бомбы на цель, летчики проштурмовали из пулеметов и вывели из строя большой грузовик, а также обстреляли два с лишним десятка вражеских солдат. Следом на "Кэбрэнк" вылетела группа 3-й эскадрильи RAAF, возглавил которую ведущий (заместитель командира) 239-го крыла уинг коммандер Рональд Бэри. На этот раз целью был назначен карьер, расположенный неподалеку от позиций, атакованных шестеркой Сэндса. Сброшенные бомбы накрыли цель и прямыми попаданиями поразили два дома, один из которых сгорел. После этого, не смотря на ответный огонь вражеской МЗА, группа выполнила три захода на штурмовку в районе карьера, в результате которых на счет флайт лейтенанта Джека Дойла и флаинг офицера Артура Докинза было занесено по одному поврежденному грузовику. К тому времени, когда в зону ожидания подошла вторая шестерка 3-й эскадрильи RAAF (ведущий - флайт лейтенант Мюррей Нэш), немецкая контратака уже была отбита, поэтому группе пришлось провести в зоне ожидания целых 25 минут. Затем на связь вышел "Ровер" и приказал атаковать колонну танков, которая предположительно выдвигались по дороге из Ланчано. Нэш с ведомым спикировали вниз и прошли вдоль дороги, но ничего интересного не обнаружили, после чего "Ровер" отправил группу на запасную цель. Этой целью были предполагаемые немецкие позиции, расположенные перед рядом домов к югу от ипподрома в Ланчано. Австралийцы сбросили бомбы на заданный район, после чего выполнили еще один заход на штурмовку, но ни траншей, ни каких-либо признаков присутствия противника заметить не смогли.

Следующий вылет на "Кэбрэнк" был выполнен после полуторочасового перерыва - шестерка Киттихоков IV 450-й эскадрильи RAAF взлетела в 13:00, но и ей, после 20-минутного ожидания, пришлось нанести удар по уже традиционной запасной цели - оборонительным позициям в районе железнодорожного моста в Ланчано. А вот на долю вылетевшей следом группы 5-й эскадрильи SAAF выпал очередной эксперимент. MORU попросил "Ровера" проинструктировать группу об атаке цели на левом фланге 2-й новозеландской дивизии - то есть объекта, находящегося далеко за пределами зоны видимости наблюдательного пункта "Ровера". Целью была вражеская позиция на расположенном в 2,5 километрах к юго-западу от Кастель-Френтано холме высотой 310 метров, который на британских картах был обозначен как Йоркер. "Ровер" передал ведущему группы координаты позиции, а после того, как тот попросил уточнить куда именно сбрасывать бомбы, сообщил, что целью являются два дома, стоящие к югу от западного ответвления дороги от перекрестка на Йоркере (имелась ввиду дорога, прилегающая с запада к шоссе 84). По данным разведки в одном из этих домов было замаскировано противотанковое орудие. Идентифицировав цель, Киттихоки атаковали ее в направлении с запада на восток, с выводом из пикирования на высоте 450 метров (то есть порядка 150 метров над холмом). Одна бомба разорвалась прямо между домами и вызвала обрушение обращенных к ней стен обоих домов, еще пять бомб упали в непосредственной близости от цели.

После взятия Фоссачезии, единственным серьезным препятствием, отделявшим 38-ю бригаду от побережья Адриатического моря, оставался древний монастырь Сан-Джованни-ин-Венере, позиции вокруг которого занимала 11-я рота 145-го гренадерского полка. В 14:00 на монастырский холм обрушился огонь британской артиллерии, после чего на его штурм пошел 1-й батальон королевских ирландских фузилеров, поддержанный Шерманами 44-го полка. Вылетевшая в 13:40 шестерка 5-й эскадрильи SAAF получила указание нанести удар прямо по монастырю. Когда группа проходила западнее цели, приближаясь к точке выхода в атаку, летчики хорошо видели ряды траншей, окружающие монастырь, орудийные дворики и вспышки выстрелов укрытых в них пушек, а также взбирающуюся вверх по склону ирландскую пехоту. Бомбометание было произведено с северо-запада на юго-восток, а затем группа трижды проштурмовала траншеи пулеметным огнем, при этом один из Киттихоков был легко поврежден ответным огнем из стрелкового оружия. Довольный "Ровер", который впервые за день мог своими глазами наблюдать за работой "Кэбрэнка", лаконично оценил ее результат словами "То, что надо!"

Очередной "Кэбрэнк" - шестерка 112-й эскадрильи ведомая флайт лейтенантом Уильямом Лонгмором - был наведен на немецкие позиции, расположенные в полутора километрах к северу от монастыря. Собственно, на этом работа "Ровера" в сражении на реке Сангро была закончена. До наступления темноты на "Кэбрэнк" вылетали еще три группы истребителей-бомбардировщиков, но все они нанесли удары по запасной цели - позициям немецкой артиллерии, расположенным между деревнями Сан-Вито-Кьетино и Трельо. К 16:00 королевские ирландские фузилеры и танки 44-го полка вышли к морскому побережью, завершив окружение приморского участка главной оборонительной позиции 65-й дивизии. На захваченных позициях было взято в плен несколько сотен немецких солдат и офицеров (по данным штаба немецкой 10-й армии общие потери 65-й пехотной дивизии за десятидневку с 20 по 30 ноября составили 1706 человек - 138 погибшими, 251 ранеными, 1221 пропавшими без вести и 96 больными). Тем временем, на левом фланге V-го корпуса, 5-й батальон королевского полка Западного Кента 21-й индийской бригады, не смотря на тяжелые потери, захватил деревню Романьоли, выйдя на ближние подступы к Ланчано. Таким образом, наблюдательный пункт "Ровера" оказался в глубоком тылу и уже не обеспечивал визуального наблюдения за линией фронта и потенциальными целями. При этом опыт прошедших трех дней показал, что удачное наведение ударной группы на цель, как правило происходило тогда, когда "Ровер" мог описать ее местоположение относительно какого-либо видимого ему наземного ориентира. Потенциальный перенос наблюдательного пункта вперед повлек бы за собой проблемы по организации связи с штабами дивизий, которые и сами со дня на день должны были начать передислокацию вслед за наступающими частями. Проанализировав сложившуюся ситуацию, Дэвид Хэйсом принял решение завершить эксперимент. Всего за прошедшие три дня было выполнено 46 "Кэбрэнков", для участия в которых истребители-бомбардировщики 239-го крыла совершили 269 самолетовылетов.



В своем отчете по итогам операции, написанном через несколько дней после ее окончания, Хэйсом оценил результаты эксперимента как безусловный успех, превзошедший все ожидания. В этом же отчете он сформулировал три основных требования к организации наблюдательного пункта "Ровера", обязательное выполнение которых было необходимо для успешного осуществления подобных операций:

1) Полноценная и надежная связь с штабами армейских соединений, в интересах которых проводится операция;
2) Хороший обзор поля боя;
3) Гарантированная радиосвязь с ударными самолетами.

Единственным вопросом, удовлетворительного решения которого не удалось найти за время эксперимента, оставался способ обозначения своих передовых подразделений для летчиков ударных групп. Как уже говорилось, разработанный перед проведением операции метод, в соответствии с которым подразделение, вызвавшее авиационную поддержку, должно было обозначить свои позиции сигнальным дымом, оказался нежизнеспособным, поэтому задача по выкладыванию визуальных индикаторов и постановке дымовых сигналов была возложена на щупальца, приданные штабам бригад. Однако штабы бригад, и, соответственно, подаваемые щупальцами визуальные сигналы находились в нескольких километрах позади линии фронта, и, поэтому, не могли полностью исключить возможность ошибки со стороны летчиков. За период операции не было ни одного случая нанесения "Кэбрэнком" удара по своим войскам, однако надо учитывать, что район ее проведения был ограничен хорошими визуальными ориентирами, а кроме того, за период подготовки наступления летчики 239-го крыла успели хорошо изучить местность над которой им пришлось действовать. В случае проведения операции над бедной ориентирами и малоизвестной летчикам ударных групп местностью, ошибка в определении своего местоположения и, соответственно, вероятность нанесения удара по своим войскам могла многократно возрасти. Методы решения этой проблемы Хэйсом намеревался отработать при проведении будущих операций.

Штабы V-го корпуса и обеих дивизий, поддержку которым оказывали "Кэбрэнки", встретили появление нового способа непосредственной авиационной поддержки с нескрываемым одобрением. Так, в кратком отчете V-го корпуса по итогам сражения на реке Сангро отмечалось: "В этот период с изумительной четкостью функционировал метод очень быстрой авиационной поддержки, получивший название "Кэбрэнк", который обеспечивал быстрое исполнение срочных запросов по поражению целей на поле боя."

С еще большим энтузиазмом отзывались о "Кэбрэнке" летчики 239-го крыла. Атакуя цель, на которую их навел "Ровер" летчики ударных групп становились активными участниками идущего на земле сражения, у них появлялась уверенность в том, что их работа имеет непосредственное влияние на развитие событий на поле боя, а немедленная обратная связь о результатах удара, которую они получали от "Ровера", дополнительно повышала их мотивацию. Кроме того, инструкции "Ровера" помогали летчикам ориентироваться над полем боя и обнаруживать назначенные цели. При обсуждении итогов эксперимента с командирами эскадрилий, было предложено в будущих операциях, для обеспечения более точного наведения, использовать карты масштаба 1:100000, а также уменьшить интервал времени между "Кэбрэнками" и, соответственно продолжительность их патрулирования, до 15 минут, чтобы увеличить количество ударных групп, которые мог бы навести "Ровер" в течение дня. Другим выводом, который был сделан на основании опыта полученного в ходе операции, стало решение обеспечить офицера боевого управления аэрофотоснимками всего района боевых действий, чтобы облегчить ему задачу наведения на цели, находящиеся за пределами зоны видимости с его наблюдательного пункта.

Подведя итоги операции, командование ВВС Пустыни приняло решение о формировании на постоянной основе мобильного пункта управления авиацией, предназначенного для оперативной организации "Кэбрэнка" при возникновении благоприятных условий для его проведения. Введенный в связи с этим новый порядок использования системы "Роверов" можно узнать из ЖБД 2/5 AASC (запись за 3.12.1943): "Два существующих "Ровер"-щупальца будут по-прежнему приданы передовым соединениям, действующим на главном направлении, и, в тех случаях, когда им удастся занять подходящий наблюдательный пункт, будут выполнять свою исходную ограниченную функцию корректировки ударов по заданным целям. Третья машина, с экипажем, сформированным из состава передового командного пункта истребительной авиации, останется в резерве, в готовности для отправки, вместе с офицером боевого управления RAF, в состав любого щупальца, когда сражение на земле стабилизируется и будет признано, что ситуация благоприятна для "Кэбрэнка". Такая организация уменьшает систему до простейшей возможной формы и делает ее абсолютно гибкой. Таким образом, пункт наведения авиации может быть подключен к системе связи авиационной поддержки в любом месте и использовать ее для получения информации о целях, расчетном времени прибытия ударных групп и т.п."

Казалось бы, "Кэбрэнк" успешно доказал свою эффективность и получил зеленый свет для использования в боевой работе ВВС Пустыни. Однако, следующее боевое применение "Кэбрэнка" состоялось только через полгода - в мае 1944. Вопрос о том, в какой степени этот перерыв был обусловлен объективными обстоятельствами, а в какой - позицией командующего ВВС Пустыни требует отдельного изучения. Одно можно констатировать с уверенностью - активное использование "Кэбрэнка" и развитие методов его применения, а также внедрение новых способов авиационной поддержки, связанных с частичной децентрализацией системы управления авиацией и передачи "Роверам" широких полномочий для управления ударными самолетами над полем боя, началось только после того, как на должность командующего ВВС Пустыни вместо Гарри Бродхёрста был назначен вице-маршал авиации Уильям Форстер Диксон.
(Продолжение следует)

kittyhawk, raf, daf

Previous post Next post
Up