Содержание и Часть 1. Организация тактической авиации союзников в Италии Часть 4. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни (продолжение) Часть 6. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г. (окончание) Опыт предыдущих операций показал, что лишь очень небольшая доля имеющихся ресурсов использовалась по вызову передовых войск. Большая часть работы истребителей-бомбардировщиков приходилась на удары по целям, расположенным в ближних тылах противника - таким как районы огневых позиций артиллерии или центры связи.
Требовалось разработать какое-то средство, которое бы позволило авиации играть более активную роль непосредственно на тактическом уровне, чтобы удары по таким препятствиям на пути наших передовых подразделений, как пулеметные гнезда или противотанковые орудия можно было наносить с минимальной задержкой.
Отчет начальника оперативного отдела штаба ВВС Пустыни груп кэптена Джеффри Дэвида Лейбурна Хэйсома о действиях "Ровер"-щупальца во время сражения на реке Сангро, 5 декабря 1943.
"Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г.
Для управления "Кэбрэнками" было выделено одно из двух имевшихся в 2/5 AASC "Ровер"-щупальцев, командиром которого на период проведения операции был назначен сам Дэвид Хэйсом. В дополнение к обычному для "Ровера" набору радиосредств, щупальце получило автомобиль, в котором кроме стандартной УКВ-радиостанции TR1143 с четырьмя преднастроенными каналами, был установлен чувствительный УКВ-приемник/пеленгатор R1132. Наблюдательный пункт "Ровера" был развернут непосредственно на командном пункте V-го корпуса, с которого не только открывался хороший вид на район проведения предстоящей операции, но и обеспечивалась надежная связь с армейскими частями, с которыми ему предстояло взаимодействовать. Перед самым началом операции командир корпуса решил перенести свой командный пункт в другое место, но все проводные коммуникации на старом КП были сохранены и поступили в полное распоряжение "Ровера". Всего в трехстах метрах от НП "Ровера" находился командный пункт 78-й пехотной дивизии, что позволило Хэйсому участвовать в утренних и вечерних совещаниях с командиром дивизии для получения подробной информации о текущей обстановке на участке дивизии и ее планах на день. Обстановку на участке 8-й индийской дивизии и общие намерения ее командования "Ровер" узнавал по телефону, также по телефону в течение дня из штабов обеих дивизий можно было получить данные о развитии операции, текущем положении передовых подразделений и любом изменении планов дальнейших действий. Таким образом, в течение всего периода операции "Ровер" имел подробную и актуальную информацию о положении частей и подразделений своих сухопутных войск, стоящих перед ними задачах и намерениях их командования. Такое положение, сложившееся в известной мере случайно (основным требованием для размещения НП "Ровера" был хороший обзор поля боя, то что, его удалось совместить с КП корпуса, имеющим развитые проводные коммуникации с подчиненными наземными частями, было, скорее, приятным бонусом), дало "Роверу" столь зримые преимущества при управлении выделенными ему силами авиации, что при организации последующих операций требование о наличии проводных коммуникаций со штабами взаимодействующих сухопутных соединений стало обязательным. Именно стремление предоставить "Роверу" всю возможную информацию о текущей ситуации, складывающейся на поле боя, местонахождении, действиях и намерениях своих подразделений и сил противника, определило пути дальнейшего развития системы "Роверов", обеспечило ее успех и, неизбежно, наложило определенные требования и ограничения на ее использование.
Киттихок III FR806 (бывший американский P-40M-5-CU 43-5605, заводской номер 27293) GA-Q 112-й эскадрильи 239-го крыла ВВС Пустыни, Италия, осень 1943. На самолет подвешены две британские 250-фунтовые бомбы общего назначения под фюзеляжем и шесть британских 40-фунтовых бомб общего назначения под крылом.
FR806 был доставлен из США в порт Суэц (Египет) в начале лета 1943 на борту транспорта "Томас Кёрнс", а уже в середине июля его передали в состав 112-й эскадрильи, которая в это время базировалась на Мальте. Здесь самолет был закреплен за флаинг офицером Рэймондом Хёрном. Первый боевой вылет на этом самолете Хёрн произвел 19 июля - уже с аэродрома Пакино на Сицилии, а всего до 12.11.1943 Хёрн выполнил на нем 49 боевых вылетов. 17.11.1943 флайт лейтенант Хёрн был переведен командиром отряда в соседнюю 250-ю эскадрилью, после чего FR806 "пошел по рукам". Поддерживая британское наступление на реке Сангро в конце ноября 1943, FR806 принял участие в четырех "Кэбрэнках", при этом пилотировали его три разных летчика 112-й эскадрильи: флайт сержант Бернард Питерс 29.11.1943 в 9:00-10:05 и 12:15-13:35, флайт сержант Кеннет Стоукс 29.11.1943 в 15:00-16:15 и уорент офицер Норман Суинтон 30.11.1943 в 14:20-15:35. Свои последние боевые вылеты FR806 совершил 20.12.1943, а всего в составе эскадрильи на нем было выполнено 108 боевых вылетов с боевым налетом в 147 часов 50 минут. Кроме Хёрна, боевые вылеты на этом самолете совершали еще 22 летчика эскадрильи. Подробности его дальнейшей судьбы неизвестны, списан 29.03.1945.
Рэймонд Винсент Хёрн вступил в Королевские ВВС весной 1940, а уже 10.08.1941 прибыл в свою первую боевую часть - 6-ю эскадрилью, которая в то время находилась на отдыхе в Тель-Авиве. Вскоре эскадрилью отправили в Судан, а в начале октября отряд A, в котором служил Хёрн, перебросили на аэродром Куфра, расположенный на юге Ливии, где он несколько месяцев занимался разведкой окружающих территорий и попытками перехвата изредка залетавших в эту глушь итальянских разведывательных самолетов. На вооружении отряда состояли несколько Лайсендеров и Гладиаторов - Хёрн летал и на тех и на других. Все изменилось весной 1942, когда 6-я эскадрилья, первой в Королевских ВВС, получила противотанковые Харрикейны IID, вооруженные парой 40-мм пушек. 7.06.1942 Хёрн участвовал в самом первом боевом вылете Харрикейнов IID - на удар по скоплению немецких танков и автомобилей на подступах к форту Бир-Хакейм, а 28.04.1943 - в последнем боевом вылете Харрикейнов IID в составе 6-й эскадрильи. 5.05.1943, за несколько дней до окончания кампании в Северной Африке, Хёрн был направлен в тренировочный отряд 239-го крыла для переучивания на Киттихок, а через две недели прибыл в 112-ю эскадрилью. 28-30 ноября 1943 в составе 250-й эскадрильи Хёрн участвовал в четырех "Кэбрэнках", в трех из которых он был ведущим группы. Его затянувшийся первый боевой тур закончился только 5.05.1944, когда он был переведен на должность инструктора в тренировочный отряд 239-го крыла. Однако отдых в тылу оказался недолгим - уже 29.07.1944 Хёрн возвращается на должность командира отряда B в 112-ю эскадрилью, которая всего за месяц до этого была перевооружена на новенькие Мустанги III. В полдень 18.02.1945 Мустанг IV (KH820) флайт лейтенанта Рэймонда Хёрна был сбит зенитным огнем во время штурмовки аэродрома Авиано. Охваченный пламенем самолет с традиционным для Хёрна бортовым кодом GA-Q набрал высоту 600 метров, после чего сорвался в плоский штопор, упал на землю и взорвался, не оставив летчику ни малейшего шанса на выживание. Награжден DFC (7.07.1944) и Bar to DFC (17.11.1944).
Специально для этой операции была изменена процедура вызова авиационной поддержки. Все передовые подразделения V-го корпуса должны были иметь с собой сигнальные дымовые шашки. В случае, если подразделение вызывало авиационную поддержку, оно должно было обозначить дымом свои позиции в расчетное время прибытия ударной группы. Это время должно было вычисляться командиром подразделения, вызывающего поддержку, добавлением к времени вызова двух интервалов:
1) Времени необходимого на передачу запроса на КП бригады - продолжительность этого интервала должен был оценить сам командир передового подразделения;
2) Времени необходимого бригадному щупальцу для передачи вызова по сети авиационной поддержки, получения запроса "Ровером", инструктажа патрулирующей на "Кэбрэнке" группы, и полета группы из района патрулирования к цели - на все эти действия отводилось 10 минут.
В свою очередь, летчиков ударных групп инструктировали не наносить удары по передовым позициям противника до тех пор, пока они не обнаружат сигнальные дымы, обозначающие позиции своих войск. Эта предосторожность была отнюдь не лишней - тактическая авиация союзников регулярно наносила удары по своим войскам. Так, всего за несколько дней до начала операции, 24 ноября, четверкой американских P-40 были атакованы и понесли потери части 19-й индийской пехотной бригады. Но еще больше в этот же день "отличилась" шестерка Бостонов, отбомбившаяся по тыловому штабу британской 78-й пехотной дивизии, в котором погиб заместитель начальника административного управления V-го корпуса майор Эдвард Райт. Увы, описанная выше процедура идентификации позиций своих частей оказалась мертворожденной. Дело в том, что, по установившейся привычке, наземные командиры не слишком рассчитывали на действия авиации по вызову - за весь первый день операции "Ровер" получил только один запрос на непосредственную поддержку! В большинстве случаев цели для удара выбирались самим "Ровером" на основании информации получаемой из штабов дивизий. Понятно, что передовые части об этих ударах ничего не знали и никаких попыток обозначить свои позиции не предпринимали.
Самым опытным и многочисленным соединением истребителей-бомбардировщиков в составе ВВС Пустыни было 239-е крыло, все шесть эскадрилий которого в то время были вооружены Киттихоками разных модификаций (кроме него DAF имело две эскадрильи ударных Спитфайров V в составе 7-го крыла SAAF и две американские группы, вооруженные P-40). Не удивительно, что именно это крыло было выбрано для проверки концепции "Кэбрэнков", тем более, что оно участвовало и в предыдущих экспериментах с "Роверами". 239-е крыло базировалось на грунтовой посадочной площадке Милени, расположенной в 12 км к северу от города Фоджа. Ноябрьские дожди, задержавшие британское наступление, не обошли стороной и Милени - с 22 по 26 ноября 239-е крыло не смогло совершить ни одного вылета с раскисшей площадки. Но двух дней хорошей погоды (25 и 26 ноября) хватило для того, чтобы подсушить грунт, и уже с утра 27-го Киттихоки крыла возобновили вылеты на непосредственную поддержку войск V-го корпуса, концентрировавшихся на плацдарме. Если бы дожди вернулись, то площадка бы вновь быстро раскисла, поставив под угрозу срыва всю операцию. Поэтому вечером 27 ноября 14 Киттихоков 450-й эскадрильи RAAF перелетели на соседний аэродром Фоджа-Челоне с только что построенной искусственной ВПП из перфорированного стального покрытия - если бы ночной дождь вывел Милени из строя, по крайней мере эта эскадрилья осталась бы боеспособной. Утром 28 ноября эти Киттихоки вернулись на Милени, а вечером, после завершения боевой работы, в Фоджа-Челоне перелетели самолеты сразу двух эскадрилий. Такой же маневр был повторен и на следующий день. Впрочем, в данном случая эта предосторожность оказалась излишней, поскольку сухая погода простояла до самого конца ноября. Расстояние от Милени до зоны ожидания составляло около 110 км по прямой, таким образом время от взлета группы до прибытия на "Кэбрэнк" (с учетом времени на сбор группы и набор высоты 1800-3000 метров) составляло, ориентировочно 20-25 минут. Шестерки Киттихоков должны были прибывать на "Кэбрэнк" каждые 20 минут. Каждый Киттихок нес по две 250-фунтовые бомбы - это была стандартная бомбовая нагрузка в 239-м крыле в тот период. Время прибытия ударных групп и их позывные передавались "Роверу" по сети AASC вечером предшествующего дня или ранним утром в день вылета. Для наведения самолетов на цели использовалась карта масштаба 1:250000 с нанесенной на нее дополнительной сеткой, которая по одной стороне обозначалась буквами, а по другой цифрами, кроме того, каждый квадрат сетки условно делился на четыре части, которые нумеровались слева направо и сверху вниз цифрами от 1 до 4, в результате обозначение координат состояло из одной буквы и двух или трех цифр. Кроме того, были выбраны и обозначены на карте три хорошо заметных визуальных ориентира, которые при необходимости можно было использовать в дополнение к координатной сетке. Первый же день операции подтвердил удобство и эффективность принятой системы целеуказания - летчики без труда понимали инструкции офицера боевого управления и находили заданное место на карте. Единственным выявившимся недостатком был слишком мелкий масштаб карты, поэтому для будущих операций было рекомендовано использование карты масштаба 1:100000, которая позволила бы обеспечить более точное целеуказание.
Как уже отмечалось, главная линия немецкой обороны была построена по гребню гряды холмов, проходящему в 4-5 километрах от Сангро и опиралась на деревни Фоссачезия, Санта-Мария и Моццагронья. От реки наверх поднимались две дороги - прибрежное шоссе 16 проходило через Фоссачезию, а в четырех километрах от него вверх по течению, реку пересекала старая римская дорога, проходившая через Моццагронью на Ланчано. Вне этих дорог обрывистый склон речной долины был непроходим для танков практически на всем протяжении фронта британского V-го корпуса, за исключением небольшого прибрежного участка и немногочисленных узких ложбин, образованных притоками Сангро. С другой стороны, после того, как британцы вынудили передовые части 145-го гренадерского полка отойти с позиций наверху обрыва на главную оборонительную линию, этот же склон обеспечивал отличное укрытие для британских войск и техники, накапливавшихся на плацдарме. План наступления V-го корпуса предусматривал прорыв немецкой обороны на узком участке, для чего 17-я индийская бригада, при поддержке 50-го королевского танкового полка 4-й танковой бригады, должна была подняться наверх по старой римской дороге, и ночной атакой занять деревни Моццагронья и Санта-Мария. После этого, в прорыв должна была войти свежая 38-я (Ирландская) пехотная бригада 78-й дивизии и ударом от Санта-Марии на северо-восток обрушить немецкую оборону на приморском участке, тогда как 21-я индийская бригада должна была развивать наступление от Моццагроньи на запад, к Ланчано.
Мощная артиллерийская поддержка позволила гуркхам 1/5 батальона прорваться наверх и завязать бой в Моццагронье, но для того, чтобы полностью выбить оттуда противника их сил оказалось недостаточно. Главным препятствием для развития наступления оставалась дорога, ведущая от Сангро к Моццагронье - она была густо заминирована немцами и в нескольких местах разрушена мощными взрывами. Разминированию и восстановительным работам мешал сильный минометный огонь из Санта-Марии, поэтому дорога все еще оставалась непроходимой для транспорта, и пехоту, сражавшуюся в деревне, нельзя было усилить ни танками, ни ПТА. Перед рассветом командование немецкой 65-й пехотной дивизии организовало контратаку на Моццагронью со стороны Ланчано, в которой участвовали танки 26-й танковой дивизии (5 Pz.III(Fl) и 6 итальянских штурмовых орудий 1-й огнеметной роты 26-го танкового полка, а также 5 Pz.IV 7-й танковой роты того же полка), поддержанные 1-м эскадроном 165-го разведывательного батальона 65-й дивизии. Этих сил оказалось достаточно, чтобы выбить из деревни вооруженных только легким оружием гуркхов. Для восстановления ситуации, в 6:30 в бой за деревню был введен британский батальон, входивший в состав 17-й индийской бригады - 1-й батальон королевских фузилеров (согласно первоначальному плану этот батальон должен был наносить удар из захваченной Моццагроньи на Санта-Марию и всю ночь провел на дороге перед деревней в ожидании сигнала). Батальону удалось закрепиться в деревне и огнем из PIAT-ов (ручных гранатометов) вывести из строя один огнеметный танк. Однако в этот время, не разобравшийся в ситуации командир 17-й индийской бригады бригадир Хью Уиндэм, вызвал на Моццагронью огонь всей артиллерии, выделенной для поддержки операции. Оказавшимся под массированным обстрелом собственной артиллерии фузилерам пришлось спешно оставить деревню. К 8:00 оба батальона 17-й бригады вернулись на свои исходные позиции, а через несколько часов генерал Монтгомери, прибывший на командный пункт V-го корпуса, снял Уиндема с должности. Новым командиром 17-й бригады был назначен подполковник Джеймс Скотт-Эллиот, до этого командовавший 8-м батальоном горцев Аргайла и Сатерленда 36-й пехотной бригады 78-й пехотной дивизии.
Стоявшая с утра 28 ноября над линией фронта сплошная низкая облачность не позволила обеспечить авиационную поддержку наступлению сразу после восхода соднца. Только к десяти часам облака несколько рассеялись и поднялись до высоты 1500-1800 м, а в 10:05 на "Кэбрэнк" вылетела шестерка Киттихоков IV 450-й эскадрильи RAAF, ведомая флайт лейтенантом Кеннетом Сэндсом. Пословица о первом блине начала сбываться уже через несколько минут после взлета, когда флаинг офицер Джон Эллис, ведущий второй пары, был вынужден вернуться домой из-за какого-то отказа. После прибытия группы в зону ожидания и нескольких минут патрулирования поступил долгожданный вызов от "Ровера" - но тут выяснилось, что радиостанция на самолете Сэндса неисправна, поэтому командование группой перешло ведущему третьей пары пайлот офицеру Ричарду Роу. Цель, указанная "Ровером", находилась на западной окраине Моццагроньи. В соответствии с установленной процедурой, перед нанесением удара по передовым позициям противника, ведущий группы должен был надежно идентифицировать сигнальный дым, обозначающий позиции своих подразделений вызвавших авиационную поддержку. Увы, никаких признаков сигнального дыма ни в Моццагронье, ни в ее окрестностях не было, о чем Роу и сообщил "Роверу", добавив, что в отсутствие дыма он атаковать эту цель не сможет. Осознав бессмысленность дальнейшей дискуссии, "Ровер" отправил группу бомбить запасную цель - деревню Санта-Мария. Тем временем на "Кэбрэнк" подошла следующая шестерка, ведущим которой был командир 250-й эскадрильи майор Серваас Терон (SAAF). В начале августа 1943, на Сицилии, майор Терон сам выполнял обязанности авиационного наводчика в самом первом, экспериментальном "Ровер"-щупальце, поэтому для него сложившаяся ситуация выглядела совсем не так, как для Роу - получив указания от "Ровера", его шестерка немедленно нанесла удар по западной окраине Моццагроньи. Несложно представить накал эмоций, которые в это время переживал Роу, но атаку своей пятерки по Санта-Марии он провел с той же педантичностью, которую проявил, отказавшись от удара по Моццагронье. В соответствии с рекомендацией выполнять бомбометание вдоль линии фронта, атака была построена с северо-запада на юго-восток с выводом из пикирования на высоте 300 метров, чему, впрочем, способствовало полное отсутствие зенитного огня. В деревню попали 8 из 10 сброшенных 250-фунтовок, кроме того в пикировании, перед сбросом бомб, каждый летчик выпустил по деревне несколько коротких очередей из пулеметов (в 239-м крыле это было стандартной практикой). К тому времени, когда группа Сэндса/Роу после выполнения задания подошла к своему аэродрому, шестерка Терона уже стояла на земле.
Третьей на "Кэбрэнк" вылетела еще одна шестерка 250-й эскадрильи (ведущий флайт лейтенант Роберт Коул), которая нанесла удар по позициям артиллерии в районе Рокка-Сан-Джованни (далее - Рокка), к западу от Фоссачезии. На этом утренняя серия "Кэбрэнков" была завершена, так что Дэвид Хэйсом, мог перевести дух и попытаться исправить выявившуюся проблему с радиосвязью. При руководстве первыми же "Кэбрэнками" "неожиданно" оказалось, что инструктаж самолетов в воздухе требует достаточно длительного радиообмена, который постоянно прерывался передачами других групп самолетов, поскольку "Ровер" работал на общей частоте ударной авиации, которой пользовались 12 эскадрилий ВВС Пустыни (авиационная поддержка британского наступления не ограничивалась одними "Кэбрэнками" - согласно ЖБД 2/5 AASC, всего за 28 ноября удары по немецким войскам нанесли 14 групп бомбардировщиков и 25 групп Киттихоков). Эта частота была настроена на канале A четырехканальных УКВ-радиостанций, установленных на Киттихоках 239-го крыла. Для решения проблемы работа "Ровера" была переведена на канал C, для чего самолеты, прибывающие на "Кэбрэнк", должны были переключаться на этот канал, а после выполнения задания возвращаться обратно на канал A. Это изменение было немедленно передано в эскадрильи. При переходе на канал C был получен и еще один неожиданный бонус - качество работы радиопередатчика "Ровера" на этом канале оказалось гораздо выше, чем на A.
Вылеты на "Кэбрэнк" возобновились в 13:00, и первые три группы истребителей-бомбардировщиков штатно отработали по запасным целям - в отсутствие активности на сухопутном фронте никаких срочных задач у "Ровера" не было. А вот две группы 5-й эскадрильи SAAF установить связь с "Ровером" не смогли - скорее всего проблема была связана с введенным после обеда изменением в процедуру радиосвязи. Впрочем, учитывая спокойную обстановку на фронте, серьезных последствий это не имело - обе группы отработали по запасной цели, немецким оборонительным позициям в районе железнодорожного моста в Ланчано; один Киттихок (FR493) из состава первой пятерки был серьезно поврежден огнем МЗА. Только для двух вечерних групп "Роверу" удалось подобрать достойную цель - немецкие позиции в районе Санта-Марии, откуда велся минометный огонь по саперам 8-й индийской дивизии, занятым восстановлением и расчисткой от мин дороги на Моццагронью. Подводя итоги первого дня операции стоит отметить, что большинство целей атакованных "Кэбрэнками" не имели тесной связи с боевыми действиями сухопутных войск, впрочем, сложившаяся на фронте обстановка этого и не требовала. Зато этот день позволил "Роверу" выявить и исправить недостатки в организации "Кэбранков", наладить взаимодействие с штабами сухопутных соединений, а летчикам - отработать в боевых условиях новый метод работы с "Ровером".
Весь день 28 ноября саперы восстанавливали дорогу от Сангро к Моццагронье, чтобы обеспечить проход танков к деревне. К вечеру большая часть дороги, находившаяся в тылу 8-й индийской дивизии была расчищена, и ее командование решило организовать еще один ночной штурм деревни - это позволило бы саперам к утру очистить от мин оставшуюся часть дороги, которая пока находилась под контролем противника. После очередной артподготовки, в 21:00 в наступление перешел 1/12 Фронтир форс батальон - третий пехотный батальон 17-й индийской бригады. Бой за Моццагронью продолжался всю ночь, а в 5:30 утра 29 ноября по свежерасчищенной дороге вперед пошли Шерманы эскадрона B 50-го королевского танкового полка. Путь к деревне оказался нелегким - несмотря на упорную работу саперов, которые всю ночь под обстрелом разминировали дорогу, оставшихся мин хватило для того, чтобы подорвать 9 танков эскадрона B, бронетранспортер и джип, в котором погиб командир полка подполковник Джеффри Рассел. Но когда после восхода солнца первые танки эскадрона наконец ворвались в Моццагронью, организованная оборона противника в деревне рухнула. Весь остаток дня 17-я индийская бригада и все три эскадрона 50-го танкового полка были заняты зачисткой оставшихся узлов сопротивления противника в Моццагронье и ее ближайших окрестностях. Между тем, задержка 8-й индийской дивизии под Моццагроньей вынудила командующего V-м корпусом генерал-лейтенанта Чарльза Оллфри внести изменения в план операции. Теперь 38-я бригада 78-й дивизии сама должна была пробить себе дорогу через немецкую линию обороны лобовым ударом по высоте Ли Колли, которая господствовала над местностью между Моццагроньей и Фоссачезией.
В 6:30 утра 29 ноября Шерманы 3-го полка йоменов графства Лондон (3rd County of London Yeomantry - 3rd CLY) 4-й танковой бригады в сопровождении 6-го батальона королевских иннискиллинских фузилеров 38-я пехотной бригады начали выдвижение по одной из лощин, прорезавших склон речной долины, с исходных позиций у его подножья. Как обычно, для поддержки атаки было выделено значительное количество артиллерии - два полка полевой артиллерии вели заградительный огонь по Ли Колли, еще четыре полка полевой артиллерии и три средних артиллерийских полка вели сосредоточенный огонь по отдельным целям на высоте и в Санта-Марии. Под прикрытием этого огня танки и сопровождающая их пехота быстро вышли к подножью Ли Колли. Подъем на его вершину предполагалось осуществить по высохшему руслу реки, но оказалось, что и само русло, и оливковые рощи, растущие по его сторонам, были густо заминированы, поэтому танкам пришлось искать другой путь наверх. К 9:30, после ряда неудачных попыток, нескольким танкам удалось дойти до вершины, а вслед за ними туда поднялась и пехота, начавшая зачистку немецких позиций. Закрепившись на высоте, иннисиклинцы, поддержанные эскадроном Шерманов 3rd CLY, в 14:50 атаковали и к 16:30 захватили Санта-Марию. Только своевременное прибытие из резерва пехотного батальона "Баум" и переброска противотанковых пушек 165-го противотанкового батальона на западные окраины Фоссачезии и Рокки позволили немцам не пустить британские танки в Фоссачезию. Вечером немецкое командование организовало контрудар, в результате которого смогло отбросить британцев от Фоссачезии и вновь занять часть высоты Ли Колли.
Схема из книги о боевом пути британской 78-й пехотной дивизии. На схеме указаны: Escarpment - обрывистый склон речной долины, высотой 15-30 метров. Innisks. - направление атаки 6-го батальона королевских иннискиллинских фузилеров утром 29.11.1943. L.I.F. - направление выдвижения и атаки утром 30.11.1943 2-го батальона лондонских ирландских стрелков. R.I.F. - направление атаки 1-го батальона королевских ирландских фузилеров во второй половине дня 30.11.1943. Все три батальона входили в состав 38-й (Ирландской) пехотной бригады британской 78-й пехотной дивизии. (с) Cyril Ray "Algiers to Austria. A History of 78 Division"
С утра до вечера 29 ноября "Кэбрэнки" поддерживали наступление на Ли Колли. Всего за день 239-е крыло выполнило 19 "Кэбрэнков", 8 из которых нанесли удар по целям указанным "Ровером". Первый "Кэбрэнк", шестерка Киттихоков III 112-й эскадрильи (ведущий - командир эскадрильи скуодрон лидер Питер Иллингуорт), поднялся в воздух в 9:00. Как и за день до этого, один из самолетов группы был вынужден вернуться на аэродром через несколько минут после взлета, впрочем, на этом сходство между первыми вылетами закончилось. Как правило, планирование "Кэбрэнков" осуществлялось таким образом, чтобы первая группа пришла в зону ожидания не ранее чем через час-полтора после восхода солнца. Этот запас времени позволял "Роверу" изучить обстановку на поле боя, оценить результаты первой серии плановых авиаударов и выявить наиболее приоритетные цели. Поэтому сразу после прибытия пятерки "акул" (отличительным признаком эскадрильи были акульи пасти, которые на ее самолетах начали рисовать еще в июле 1941, когда 112-я эскадрилья впервые получила Томахоки - именно от этой эскадрильи мода на украшение P-40 акульей пастью распространилась и по другим ВВС, которые использовали этот самолет) Иллингуорта в зону ожидания, "Ровер" навел ее на позиции артиллерии, расположенные к юго-западу от Фоссачезии. Все сброшенные бомбы поразили район цели и "Ровер", который визуально наблюдал за нанесением удара тут же поблагодарил летчиков за "отличное шоу". Вторая группа "акул" после двадцатиминутного ожидания в зоне была отправлена на запасную цель - все те же оборонительные позиции в районе железнодорожного моста в Ланчано, по которым за 28 ноября уже отработали три "Кэбрэнка". Следующие два "Кэбрэнка" выполнили группы 5-й эскадрильи SAAF. Первая из них после 15-минутного патрулирования была наведена на немецкие позиции, перекрывавшие дорогу Ланчано - Фоссачезия к юго-западу от Фоссачезии, а вторая, была отправлена бомбить запасную цель, которая на этот раз находилась в 4 километрах к северо-западу от Фоссачезии.
В 10:20 на "Кэбрэнк" вылетела шестерка 3-й эскадрильи RAAF, которую вел командир эскадрильи скуодрон лидер Брайан Итон. В 10:50 группа заняла зону ожидания и установила связь с "Ровером". Для Итона это был уже второй вылет на "Кэбрэнк" - первый он выполнил 28-го, но тогда ему пришлось наносить удар по запасной цели. Долгие минуты патрулирования проходили одна за другой, и уже начинало казаться, что их ожидание в зоне вновь окажется пустой тратой времени, когда на 17-й минуте "Ровер" наконец ожил и назвал цель - "50 ярдов от белого дома, окруженного деревьями" на западной окраине Фоссачезии. В это время стоявшая над полем боя рваная облачность опустилась до 1800 метров, поэтому выход в атаку пришлось выполнять ниже обычного. Итон перевел самолет в пикирование с высоты 1500 метров, зафиксировал цель между центральной точкой и нижней частью внутреннего кольца прицельной сетки, выпустил несколько коротких очередей из пулеметов, сбросил бомбы и вывел самолет из пике всего в сотне метров над немецкими траншеями. Его бомбы попали прямо по орудийным позициям, еще четыре, сброшенные другими летчиками группы, упали среди немецких укреплений, а одна разорвалась недалеко от дома и подожгла какие-то пристройки. После этого вся шестерка еще дважды проштурмовала немецкие позиции пулеметным огнем - за два дня операции это был первый случай, когда ударная группа выполнила больше одного захода на цель. Когда летчики вернулись домой, их уже ждала телеграмма, полученная по сети AASC: "Превосходная и решительная атака Шебби Рэд (позывной группы Итона) по позициям вражеской артиллерии... Командир дивизии очень доволен."
Следующей целью, назначенной "Ровером", стали немецкие позиции в районе древнего монастыря Сан-Джованни-ин-Венере, расположенного к северо-востоку от Фоссачезии на вершине 107-метрового холма, восточный склон которого спускается прямо к морю. Эту цель атаковала пятерка Киттихоков III 250-й эскадрильи, вылетевшая в 11:45 (шестая машина не смогла взлететь из-за течи в системе охлаждения двигателя). Монастырь был одним из трех основных визуальных ориентиров, обозначенных на картах летчиков, участвовавших в "Кэбрэнках", поэтому "Ровер" использовал его для наведения и на другие цели. Так, шестерка "акул" 112-й эскадрильи, вылетевшая в 12:35, была наведена на немецкие позиции, расположенные в 1 миле к юго-западу от монастыря (на юго-восточной окраине Фоссачезии). Когда пара ведущего группы флайт лейтенанта Лукаса МакБрайда сбросила бомбы, "Ровер" сообщил, что цель находится на 200 ярдов дальше от линии бомбометания. После этого оставшаяся четверка перенесла точку прицеливания и сбросила бомбы по уточненной позиции, а пара МасБрайда, чтобы не уходить с пустыми руками, обстреляла ее из пулеметов.
В 13:45 вновь подошла очередь лететь 3-й эскадрилье RAAF. Ведущим первой шестерки австралийцев был флайт лейтенант Мюррей Нэш, но из-за отказа передатчика, ему пришлось передать командование группой флаинг офицеру Джеку Сёрджанту. На этот раз целью были немецкие позиции на поле, расположенном в 300 ярдах к юго-западу от монастыря. Задачу на удар по этой цели "Ровер" получил непосредственно от командира 78-й дивизии генерал-майора Вивиана Ивлея. Подходя к точке перехода в пикирование, Сёрджант обнаружил траншеи и пулеметные позиции, идущие вдоль северной кромки поля, по которым и был нанесен удар. После бомбометания группа произвела еще один заход вдоль траншей, проштурмовав их из пулеметов. Когда, выходя из атаки, летчики проносились над траншеей, они видели немецких солдат, пытавшихся найти укрытие от их пулеметного огня. Следующую шестерку вел уже отличившийся утром командир 3-й эскадрильи RAAF Брайан Итон. Всего через пять минут после ее прибытия в зону ожидания, "Ровер" вызвал Итона и приказал нанести удар по той же самой позиции, на которой в это время рвались бомбы, сброшенные первой группой. Группа Итона точно накрыла траншею бомбами, после чего также выполнила второй заход, обстреляв вражеские позиции из пулеметов. Увиденное зрелище произвело большое впечатление на генерала Ивлея, лично наблюдавшего за атаками обеих групп, и по его приказу в австралийскую эскадрилью была отправлена вторая благодарственная телеграмма за день. Однако на этот раз "шоу" не осталось безнаказанным - самолет флаинг офицера Джона Раффена (FS431) был поврежден ответным огнем немецкой пехоты и летчику, едва сумевшему дотянуть до своих позиций, пришлось совершить посадку с убранным шасси в поле на северном берегу Сангро, рядом с побережьем Адриатического моря (самолет, насколько можно судить, не восстанавливался и был списан 8.03.1944, летчик в этот раз остался невредим, но ровно через месяц, 30.12.1943, Джон Раффен снова был сбит зенитным огнем и погиб).
Большинство групп истребителей-бомбардировщиков, атаковавших цели непосредственно на переднем крае противника, обстреливались только огнем стрелкового оружия, который лишь изредка подкреплялся стрельбой одной-двух установок МЗА, тогда как важные объекты ближнего тыла могли иметь гораздо более серьезное прикрытие. Так, вылетевшая в 11:00 группа 450-й эскадрильи RAAF, во время удара по запасной цели на северной окраине Ланчано, попала под сосредоточенный огонь 88-мм и 20-мм зенитных орудий, которым был серьезно поврежден Киттихок IV FX529 флайт сержанта Гарри Блюмера. Из-за полученных повреждений летчику пришлось произвести вынужденную посадку в районе Васто. Следующий "Кэбрэнк" 450-й эскадрильи RAAF, который вылетел на 20 минут позже, атаковал ту же цель и с точно такими же последствиями - на этот раз был поврежден Киттихок IV FX534 уорент офицера Алистера Милна, которому также пришлось садиться на вынужденную в районе Васто.
Так вышло, что крайняя группа, наведенная на цель "Ровером" перед наступлением темноты 29 ноября, тоже была из 450-й эскадрильи RAAF. Пятерку Киттихоков IV возглавлял сам командир эскадрильи скуодрон лидер Сидни Уэлшмен, однако из-за неисправности радиостанции (это был уже четвертый случай отказа радиосвязи на самолетах ведущих "Кэбрэнков" за два дня!), он был вынужден передать управление группой флаинг офицеру Дагласу Дэвидсону. Целью были позиции артиллерии на окраине Рокки, которые группа успешно атаковала, совместив в одном заходе обстрел из пулеметов и бомбометание. Слабый огонь МЗА из деревни никакого вреда самолетам группы не нанес.
Часть 6. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г. (окончание)