Истребители-бомбардировщики над полем боя. ВВС Пустыни, сентябрь 1944 - январь 1945 гг. Часть 4.

Jan 27, 2019 19:50



Содержание и Часть 1. Организация тактической авиации союзников в Италии

Часть 3. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни
Часть 5. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г.

Система "Роверов" оказалась необыкновенно успешной. Ее внедрение не только позволило получить гораздо более эффективные материальные результаты, чем при использовании старой системы, когда все цели нужно было выбрать до того, как самолеты покинут землю - она, кроме того, оказывала замечательное воздействие на боевой дух войск, сражающихся на земле. Командир роты, чьи люди были прижаты к земле и несли потери, попав под неожиданный огонь противника, мог вызвать помощь и уже через пять или десять минут увидеть самолеты, пикирующие ему на выручку. Узы, связывающие ВВС Пустыни и Восьмую армию, стали еще прочнее - теперь их воины ощущали себя частями единой военной машины.

Хью Дандес, "Стремительный взлет: Военные годы летчика-истребителя". Уинг коммандер Хью Спенсер Лайл Дандес с июня 1944-го занимал должность ведущего (wing leader) 244-го крыла ВВС Пустыни, а в ноябре был назначен командиром этого же крыла с присвоением ему временного звания груп кэптен.

Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни (продолжение)

Руководящие документы Королевских ВВС разделяли задачи непосредственной авиационной поддержки на два основных вида: удары по заранее запланированным целям и удары, выполняемые по вызову. Заявки на нанесение плановых ударов на следующие сутки формировались в штабах соединений и объединений 8-й армии исходя из стоящих перед ними задач и имеющихся данных о противнике. При этом штабы бригад передавали свои заявки в штаб дивизии, где они учитывались при формировании общей заявки дивизии, которая в свою очередь учитывалась при формировании заявки корпуса. Общая заявка 8-й армии, сформированная на основе заявок входивших в нее корпусов, выносилась на ежедневное оперативное совещание под председательством начальника штаба ВВС Пустыни, о котором уже было рассказано.


Скуодрон лидер Джеффри Дэвид Лейбурн Хэйсом, вторая половина 1941 - начало 1942 гг.
Дэвид Хэйсом, родившийся и выросший в Южно-Африканском Союзе, в 1936 году отправился в Великобританию для получения медицинского образования. Однако, представившийся случай совершить ознакомительный полет на самолете, заставил его резко поменять свои планы и в марте 1937 он начал двухмесячный курс обучения в гражданской школе начальной летной подготовки - в то время это было стандартным этапом обучения перед зачислением в Королевские ВВС. В январе 1938, успешно окончив 2-ю школу летной подготовки, Хэйсом был распределен пилотом в школу взаимодействия с флотом, в которой обучались будущие летчики-наблюдатели и стрелки-радисты палубной авиации. 1 ноября 1938 он, наконец, получил назначение в свою первую боевую часть - 79-ю эскадрилью, а ровно через неделю, эта эскадрилья начала перевооружение со старых Гонтлетов на Харрикейны. В 79-й эскадрилье Хэйсом прослужил до 25 сентября 1941 года, пройдя в ней путь от рядового летчика до командира эскадрильи, заслужил "Крест за выдающиеся летные заслуги" (DFC) и одержал все свои воздушные победы - 5 подтвержденных, 1 предположительную и 1,5 поврежденных. Следующие полгода он провел на должности диспетчера/офицера боевого управления в 51 OTU (учебном центре) Истребительного командования, в котором проходили подготовку пилоты ночных истребителей - несомненно, этот опыт в дальнейшем сослужил ему хорошую службу. Весной 1942 его отправляют в Северную Африку на должность ведущего 239-го крыла, вооруженного истребителями-бомбардировщиками Киттихок. После того, как 20 июля командир крыла Говард Майерс не вернулся из боевого вылета, на его место назначают Хэйсома. За успешное руководство 239-м крылом уинг коммандер Хэйсом в феврале 1943 был награжден орденом "За выдающиеся заслуги" (DSO). В июне его переводят в штаб ВВС Пустыни на должность заместителя начальника оперативного отдела, а через несколько месяцев Хэйсом становится начальником этого отдела с присвоением ему временного звания груп кэптен. В конце ноября 1943 под его руководством впервые опробуется новый метод непосредственной авиационной поддержки, заключающийся в организации непрерывного патрулирования групп ударных самолетов, целеуказание которым выдается с наземного пункта управления по мере появления приоритетных целей. В дальнейшем этот метод был назван по его имени - "Ровер Дэвид". Весной 1944 его назначают начальником Ops. B - временного формирования, предназначенного для обеспечения взаимодействия британской 8-й армии с XII TAC в период операции "Диадема". В апреле 1944-го Хэйсом разработал первую боевую инструкцию для проведения операции "Ровер Дэвид", а в начале мая на ее основе американское XII TAC выпустило свой меморандум об организации передового пункта наведения истребителей-бомбардировщиков, который впоследствии получил название "Ровер Джо". 5 ноября 1944 Дэвид Хэйсом был назначен на должность начальника 1 MORU, которую он занимал до конца войны. В 1946 Хэйсом уволился из RAF и вернулся в Южную Африку. (c) www.spitfiresocietytrustza.org


Удары по вызову были задуманы, как средство оперативного реагирования на изменение обстановки на поле боя. Они могли наноситься как по вновь обнаруженным целям, так и по ранее известным, потребность в ударе по которым возникла в результате изменения тактической ситуации и не могла быть запланирована заранее. Цели для ударов по вызову выбирались либо на основе информации, полученной от разведывательных самолетов либо по запросам от наземных войск. Важнейшей характеристикой ударов по вызову было время реакции - то есть время, которое проходило от момента обнаружения цели (либо возникновения необходимости в ее поражении) до нанесения удара, поэтому вся процедура была построена таким образом, чтобы минимизировать задержки на всех этапах передачи и обработки информации. Предположим, что одно из передовых подразделений обнаружило огневую позицию вражеской артиллерийской батареи. Штатными средствами связи эта информация передается в вышестоящий штаб, которому придано щупальце AASC (с ноября 1944 - ASSU) - пусть в нашем случае это будет штаб бригады. Если начальник оперативного отдела штаба бригады решал запросить авиационную поддержку для подавления этой батареи, то щупальце передавало соответствующий запрос в штаб 8-й армии. Щупальца, приданные штабам дивизии и корпуса, работали в той же сети и приняв запрос передали его в оперативные отделы своих штабов, что позволяло этим штабам иметь полную информацию о всех запросах посылаемых подчиненными частями. Если штаб дивизии или корпуса по какой-то причине решал отменить посланный бригадой запрос, то он передавал сообщение об отмене запроса в сети AASC - отсутствие такого сообщения подразумевало согласие с запросом. Сразу после получения запроса AASC пересылал его в MORU (как правило, приданное MORU щупальце само принимало исходный запрос штаба вызвавшего авиаподдержку, пересылка требовалась в тех случаях, когда запрос приходил по проводной связи) и крылья, которые в соответствии с текущей оперативной директивой имели силы, выделенные для выполнения задач по вызову. Окончательное решение о нанесении удара принималось оперативными отделами штаба 8-й армии и ВВС Пустыни - армейский отдел определял приоритет удара по запрошенной цели по сравнению с другими целями, а оперативный отдел ВВС Пустыни проверял возможность и целесообразность нанесения удара с учетом характеристик авиационного вооружения, погодных условий и т.п. Если цель соответствовала требованиям оперативной директивы и у ВВС Пустыни были свободные ресурсы для организации удара, то отдел планирования MORU начинал готовить решение на вылет сразу по получении запроса, не дожидаясь решения объединенного штаба. Готовое решение на вылет передавалось на утверждение в оперативный отдел ВВС Пустыни. В случае окончательного утверждения запроса, AASC передавал пославшему запрос щупальцу информацию о расчетном времени удара, а также о типе и количестве выделенных для него самолетов. Между тем, ALO крыльев, сразу после получения предварительной информации о запросе, информировали о нем оперативный отдел крыла и приступали к собору детальной информацию о запрошенной цели, позициях своих войск в ее районе, наземных ориентирах и т.п. В случае получения распоряжения на удар, они уже были готовы к проведению предполетного инструктажа экипажей. Типичное время реакции для удара по вызову составляло до полутора часов. Примерно полчаса из этого времени уходило на сбор ударной группы после взлета и полет к цели, а из оставшегося часа заметную долю занимало время на передачу информации о цели по армейским каналам связи до щупальцев. При ударах по целям, обнаруженным разведывательными самолетами, время реакции было существенно меньше, поскольку их летчики были на прямой связи с MORU. Но даже и в этом случае от обнаружения цели до нанесения удара обычно проходило не менее часа.

Большое время реакции при действиях по вызову не только снижало эффективность наносимых авиацией ударов, но и обесценивало саму идею таких действий. Зная сколько придется ждать вызванную на помощь авиацию, сухопутные командиры просто не рассчитывали на нее, когда возникала необходимость в быстром поражении целей, непосредственно влияющих на развитие операции. Поэтому запросы от наземных частей на выполнение ударов по вызову были относительно редки, а основными целями истребителей-бомбардировщиков являлись расположенные в ближнем тылу противника позиции артиллерии, пункты управления и связи, склады, пути подвоза и т.п. Для радикального сокращения времени реакции в ноябре 1943 был разработан специальный метод непосредственной авиационной поддержки, впоследствии получивший известность под названием "Ровер Дэвид".

"Роверами"(rover, англ. - бродяга, скиталец) назывались щупальца AASC, которые кроме обычных коротковолновых радиостанций, работавших в сети авиационной поддержки, были оснащены стандартными авиационными УКВ-радиостанциями TR1143, предназначавшимися для связи с самолетами в воздухе. По сути это была реинкарнация FASL, от которых отказались еще в 1942 г. В пустыне боевые действия развертывались на открытой местности, которая позволяла экипажам ударных самолетов легко обнаруживать типовые цели (войсковые и транспортные колонны, склады, позиции артиллерии и т.п.), а высокоманевренный характер боевых действий предполагал, что большинство авиаударов наносилось по объектам, расположенным на значительном удалении от своих войск, за пределами их поля зрения. В этих условиях пользы от FASL было немного. Однако опыт боев по прорыву подготовленной обороны противника на закрытой местности, полученный британской 8-й армией во время боев на Сицилии, возродил интерес к вопросу координации ударов самолетов непосредственной поддержки с действиями передовых подразделений сухопутных войск. Первый "Ровер" был сформирован в конце июля 1943 по инициативе командира 2/5 AASC подполковника Джона Малькольма МакНейлла, а в начале августа прошел успешную проверку боем при прорыве "Линии Этна" и в ходе заключительного наступления союзников на Сицилии. Накануне высадки в Италии в составе 2/5 AASC было уже два "Ровера", каждый из которых размещался на боевой разведывательной машине White Scout Car (так в британской армии называли американский четырехколесный бронетранспортер M3A1). Как правило, в состав "Ровера" входило два офицера - армейский ALO и авиационный офицер боевого управления, один из них назначался командиром "Ровера". В отличие от стандартных щупальцев, которые на постоянной основе закреплялись за штабами сухопутных соединений, "Роверы" действовали самостоятельно или временно придавались штабам передовых бригад, действовавших на направлении главного удара армии - отсюда и их название. Главным назначением "Ровера" было выполнение функций передового авиационного наводчика. Развернув наблюдательный пункт на позиции, с которой обеспечивалось визуальное наблюдение за полем боя, он помогал экипажам ударных самолетов обнаружить заданные цели и корректировал их удары.

Идея нового метода использования "Ровера" заключалась в том, чтобы позволить ему самостоятельно назначать цели для удара и соответствующим образом инструктировать экипажи истребителей-бомбардировщиков. А для того, чтобы удар был произведен как можно быстрее после получения запроса от наземных войск, в воздухе, в непосредственной близости от наблюдательного пункта "Ровера", организовывалось непрерывное патрулирование ударных групп. Зона, в которой патрулировали группы в ожидании вызова "Ровера", получила название "Кэбрэнк" (cab-rank, англ. - стоянка такси, а также очередь такси, ожидающих клиентов), кроме того "Кэбрэнками" стали называть и этот тип боевого задания и группы истребителей-бомбардировщиков, посылаемые на его выполнение. Как и обычные вылеты на непосредственную авиационную поддержку, "Кэбрэнк" мог быть запланирован заранее (предыдущим вечером), или организован по вызову. В обоих случаях устанавливалось время прибытия в зону ожидания первой ударной группы, интервал между группами (как правило от 15 до 30 минут) и их общее количество (или время окончания "Кэбрэнка"). Перед вылетом на "Кэбрэнк", каждой группе назначалась запасная цель, время прибытия в зону ожидания, продолжительность патрулирования (как правило равнялось интервалу между группами), а также порядок установления связи с "Ровером", в свою очередь "Роверу" сообщалось время прибытия в зону ожидания каждой ударной группы и ее позывные. Прибыв на "Кэбрэнк", группа связывалась с "Ровером" и начинала патрулирование в ожидании целеуказания. Если после окончания времени патрулирования "Ровер" отпускал группу, так и не назначив ей цель, то она наносила удар по запасной цели, а тем временем на "Кэбрэнк" вставала следующая группа. Таким образом, "Ровер" на протяжении всего периода "Кэбрэнка" имел в своем распоряжении группу истребителей-бомбардировщиков для нанесения практически немедленного удара по запрошенной цели.


Бронированное щупальце на базе бронетранспортера White Scout Car (американское обозначение M3A1), регистрационный номер F6013402 из состава 1 ASSU (Air Support Signal Unit - часть связи авиационной поддержки), британская 8-я армия, Италия, предположительно весна 1945. На буферном барабане видна эмблема части - "Красная рука Ольстера". Первоначально это была эмблема 2 AASC, принятая при формировании части по предложению ее командира майора Джона МакНейлла, в дальнейшем она перешла по наследству 2/5 AASC, а затем и 1 ASSU.
В состав 2/5 AASC по штату входило 24 щупальца, 6 из которых были "бронированными", то есть размещались на бронетранспортерах White Scout Car. Экипаж щупальца состоял из трех человек - командира (капрала), радиста и водителя. Для работы в сети AASC использовалась коротковолновая радиостанция W.S. 9 (Wireless Set No. 9), имевшая рабочий диапазон 1,875-5 МГц. Летом 1943 два бронированных щупальца были переформированы в "Роверы". (c) The National Archives

Своим появлением этот метод обязан двум людям - командующему ВВС Пустыни вице-маршалу авиации Гарри Бродхёрсту и начальнику оперативного отдела его штаба груп кэптену Дэвиду Хэйсому. Сейчас уже вряд ли возможно установить, кто из них был автором идеи, но свое название "Ровер Дэвид" получил в честь последнего (название "Ровер Дэвид" начало использоваться только через несколько месяцев после первого применения этого метода в бою - первое упоминание этого термина в документах ВВС Пустыни, которое мне удалось обнаружить, относится к марту 1944). Собственно мысль о том, чтобы позволить "Роверу" самостоятельно выбирать цели на поле боя и наводить на них ударные самолеты, лежала на поверхности и высказывалась едва ли ни с момента его появления. Проблема состояла в том, что передача полномочий по выбору целей для удара из объединенного армейского и авиационного штаба на откуп передовым наводчикам, явно противоречила принципу концентрации усилий - одному из фундаментальных принципов ведения воздушной войны, который был положен в основу всей системы боевого управления Королевских ВВС. Передовые наводчики видят перед собой только малую часть поля боя и обладают заведомо меньшей информацией о противнике и действиях своих войск на соседних участках фронта, чем офицеры объединенного штаба - если они самостоятельно будут ставить задачи ударным самолетам это легко может привести к распылению имеющегося ресурса авиации на удары по маловажным целям на второстепенных участках и недостаточной концентрации усилий на решающем направлении. Предложенная система "Кэбрэнков" в значительной мере устраняла эту опасность - решение об организации и прекращении "Кэбрэнка" принималось объединенным штабом, он же назначал и запасные цели, по которым должны были наноситься удары в случае, если у "Ровера" не было подходящего объекта для удара. Такая система минимизировала степень децентрализации управления и сохраняла возможность объединенному штабу в случае необходимости оперативно перенацелить усилия авиации на другое направление. Вероятно, именно эта особенность нового метода оказалась решающей при принятии решения о его проверке в бою в ходе готовящегося операции по прорыву немецкой обороны на реке Сангро, вдоль которой проходил восточный участок немецкой системы укреплений, известной, как "Линия Густава". Еще 16 ноября предложение о том, чтобы поручить "Роверу" выбор целей на поле боя и наведение на них истребителей-бомбардировщиков, обсуждалось на оперативном совещании в объединенном штабе 8-й армии и ВВС Пустыни и было отвергнуто. Вместо этого совещание поддержало идею в соответствии с которой в отдельных случаях ударной группе на предполетном инструктаже назначались бы две или максимум три альтернативные цели, а окончательное решение о том какая из них должна быть атакована принималось бы "Ровером". Однако всего тремя днями позже, на очередном совещании, Бродхёрст, совершенно неожиданно для армейских офицеров, предложил в ходе предстоящей операции испытать новый способ непосредственной поддержки с организацией "Кэбрэнков" под управлением "Ровера", к которому прикомандировывался офицер штаба ВВС Пустыни. "Ровер" получал право самостоятельно принимать решение по любой заявке полученной им по сети AASC и наносить удары по запрошенным целям силами "Кэбрэнков", а в случае необходимости запрашивать объединенный штаб о выделении ему дополнительных сил. Это предложение не означало, что командование ВВС Пустыни полностью пересмотрело свое отношение к использованию "Ровера", пока что речь шла только о том, чтобы провести разовую операцию, воспользовавшись исключительно благоприятными для действий авиации условиями местности на которой должно было развернуться предстоящее сражение - река и побережье Адриатического моря, в которое она впадала, давали летчикам два безошибочных линейных ориентира, а высокий южный берег реки позволял подобрать "Роверу" подходящее место, обеспечивающее визуальное наблюдение за полем боя.

Передовые части 11-й пехотной бригады 78-й британской пехотной дивизии V-го британского корпуса, продвигавшиеся вдоль адриатического побережья, вышли к реке Сангро еще вечером 8 ноября. В это время сама река не казалась серьезной преградой. По дну ее русла, ширина которого достигала 120 метров, тек поток воды глубиной менее полуметра, разделенный множеством отмелей и островков на несколько рукавов, общая ширина которых не превышала и тридцати метров. Подходы к реке и ее глинистые берега были вполне проходимыми, но для проезда техники, даже гусеничной, они представляли серьезное препятствие, а все мосты, разумеется, были взорваны. С высокого южного берега открывался вид на лежавшую к северу от реки плоскую террасу, шириной от полутора до двух километров, которая заканчивалась обрывистым склоном высотой 15-30 метров, ограничивающим речную долину. Далее на северо-запад местность продолжала подниматься, образовывая гряду холмов, гребень которой проходил в 4-5 км от реки. Вдоль этого гребня и была оборудована главная оборонительная позиция немецкой 65-й пехотной дивизии LXXVI-го танкового корпуса, развернутой на левом фланге "Линии Густава". Ее 145-й гренадерский полк оборонял 11-километровый участок от побережья до Ланчано, а западный участок фронта дивизии был занят 146-м гренадерским полком. Передовые позиции дивизии были расположены наверху обрывистого склона речной долины таким образом, чтобы с них просматривалась и простреливалась вся река и ее широкая терраса. Для их заполнения выделялось по одному взводу от каждой роты, занимавшей главную оборонительную линию.

С 9 по 15 ноября разведывательные патрули 36-й пехотной бригады 78-й британской дивизии, не встречая заметного противодействия, действовали на прибрежной террасе северного берега, изучая вражескую систему обороны и обеспечивая работу саперов по расчистке многочисленных минных полей и подготовке переправ для танков и техники. Но к 15 ноября, после нескольких дней проливных дождей, река поднялась более чем на метр, разлившись на всю ширину своего русла, в результате чего переправа через реку на северный берег на несколько дней стала почти невозможной. Тем временем, командование британской 8-й армии усиливало свою прибрежную группировку для проведения очередного наступления, конечной целью которого была Пескара. На участок 8-й индийской пехотной дивизии, наступавшей на левом фланге V-го корпуса, выдвигалась из тыла свежая 2-я новозеландская пехотная дивизия, а сама 8-я индийская дивизия сместилась вправо - теперь обе дивизии V-го корпуса были сконцентрированы на 10-километровом фронте вдоль нижнего течения Сангро. Дождливой ночью с 19 на 20 ноября три роты 36-й пехотной бригады 78-й дивизии (по одной роте от каждого пехотного батальона, входившего в бригаду) форсировали вновь несколько обмелевшую реку и заняли позиции наверху склона речной долины. На этот раз немцы отреагировали без промедления - уже наутро они контратаковали левофланговую роту X 8-го батальона горцев Аргайла и Сатерленда (бригады Британской армии и армий доминионов традиционно формируются из батальонов, принадлежащих разным полкам), которая закрепилась на небольшом участке склона к юго-западу от дороги, ведущей к деревне Моццагронья, и отбросили ее обратно за реку. Общее наступление V-го корпуса и 2-й новозеландской дивизии должно было начаться в ночь на 21 ноября, но продолжавшийся целый день дождь привел к очередному паводку на Сангро, который вынудил британское командование перенести операцию на 48 часов, а затем новые капризы погоды привели к тому, что ее начало откладывалось еще несколько раз. Тем временем на плацдарм перебрасывались новые подразделения 78-й пехотной дивизии и 4-й танковой бригады, а через реку были наведены три механизированных моста. К вечеру 22 ноября на северном берегу Сангро находились уже пять пехотных батальонов и взвод танков 3-го полка йоменов графства Лондон, чьи действия вынудили немцев оставить линию склона речной долины на всем протяжении участка 145-го гренадерского полка и отойти на главную оборонительную позицию. Однако уже на следующий день новый паводок на Сангро смыл один британский мост и затопил два других - в результате не только прекратилась переброска дополнительных сил на плацдарм, но и снабжение уже находившихся там подразделений стало почти невозможным. К утру 24 ноября уровень в реке начал спадать, а в ночь с 24 на 25 ноября началась переброска на плацдарм первых подразделений 8-й индийской дивизии. Осенняя погода, вынуждавшая раз за разом переносить сроки наступления, дала время немецкому командованию подготовиться к парированию новой угрозы - 21 ноября на восток Италии была отправлена 90-я панцергренадерская дивизия, чуть раньше начала выдвижение туда же 26-я танковая дивизия.

27 ноября в 21:00 восемь полков полевой артиллерии 8-й индийской и 78-й британской дивизий и два средних артиллерийских полка V-го британского корпуса открыли массированный огонь по немецким позициям в районе деревень Моццагронья и Санта-Мария-Имбаро (далее - Санта-Мария), а в полночь 1/5 батальон гуркхов (1-й батальон 5-го полка королевских гуркхских стрелков) 17-й индийской бригады начал выдвижение по узкой дороге, петляющей вверх по склону к Моццагронье. Эта деревня, превращенная немцами в один из узлов главной оборонительной позиции 65-й пехотной дивизии, расположена в четырех километрах от реки Сангро и в семи километрах от побережья Адриатического моря. Прорвав немецкие позиции на ее окраине, гуркхи ворвались в Моццагронью и уже в 1:20 ночи доложили о взятии деревни. Тем временем, к юго-западу от участка V-го корпуса пять батальонов 2-й новозеландской дивизии скрытно форсировали Сангро на шестикилометровом фронте и в 2:45 атаковали врага. Долгожданное наступление, в поддержке которого должны были принять участие "Кэбрэнки", наконец началось.
Часть 5. "Кэбрэнки" над рекой Сангро, 28-30 ноября 1943 г.

raf, daf

Previous post Next post
Up