Отчет о командировке в авиачасти действующей армии Сталинградского и Донского фронтов. Часть 1.

Mar 02, 2019 14:27



Часть 2
Часть 3

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Согласно указаниям Нач. ВВС Красной Армии - генерал-лейтенанта авиации тов. НОВИКОВА, данных непосредственно на фронте (совхоз Сталинградский), целью командировки бригады НИИ ВВС КА в составе: летчика - Героя Советского Союза - майора ЗАЙЦЕВА и инженеров: инженер-майора СТЕПАНЕЦ и инженер-капитана ОНОПРИЕНКО, ( Read more... )

ВВС КА, НИИ ВВС КА, Як-1, Як-7

Leave a comment

Comments 50

deruluft March 2 2019, 13:58:15 UTC
Спасибо.

Ну то есть никто (КБ, ВВС, Инспекция, НИИ ВВС, завод) не озаботился обучением летчиков и не выпустил инструкцию.

Reply

gull March 2 2019, 17:32:31 UTC
Какую инструкцию не выпустили? Специальную инструкцию о необходимости содержать в чистоте радиаторы? Или запрещающую дырявить капоты, для улучшения охлаждения двигателя? Или о влиянии деформаций лопастей винта на ЛТХ самолета? Различные инструкции и пособия выпускались, но в дивизиях их почему-то не было. При этом формуляры на самолеты все-таки есть, но даже основных режимов полета большинство летчиков не знает. Техсостав обслуживать технику не умеет. О содержании приказов большинство не знает, а те кто знает - не выполняет. Учеба не проводится и никого из командования этот вопрос не заботит. Вместо того, чтобы поднять вопрос об обеспечении инструкциями, пособиями или присылке преподавателей/инструкторов, комдив жалуется, что ему дали неправильные самолеты. Т.е. имеем совершенно пещерный уровень организации летной и технической эксплуатации.

Понятно, что и с техникой далеко не все слава богу, но при таких подходах никакая техника не спасет.

Reply

deruluft March 2 2019, 17:59:12 UTC
>Какую инструкцию не выпустили ( ... )

Reply

gull March 2 2019, 19:03:47 UTC
> "Как летать на современном истребителе for dummies", "как прожить на 5 вылетов дольше".

При нормально поставленном процессе обучения это не очень нужно, т.к. результатом обучения должен быть квалифицированный специалист, а не dummy. Но поскольку поставить нормальный процесс обучения в войсках бригада НИИ ВВС не могла, она выпустила "Памятку летчику"

> А комиссия не учит как использовать самолеты нормально, а говорит, что нет, НИИ ВВС не ошибся сильно при испытаниях.
>Решают кто прав, кто не прав. А главная задача все-таки другая.

Обе задачи главные. Сначала оценка обстановки, потом принятие решения и только потом приведение в исполнение. И комиссия все это задачи последовательно решает - и в причинах разбирается и летчиков учит и памятку выпустила и приказ готовит...

>А это чья зона ответственности? Новикова? На самом верху, конечно, Новиков, ниже его первый заместитель (на тот момент вроде Фалалеев), еще ниже - начальники управлений боевой подготовки и технической эксплуатации, ну и далее вниз до командиров частей и их ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

gull March 2 2019, 19:30:56 UTC
Ну да, выучить параметры основных режимов полета и отмыть радиаторы от масла и грязи времени не было, а для того, чтобы наделать в капоте дырок для "охлаждения" - нашлось. Да, было дикое нервное напряжение и бардак на всех уровнях. Должно лечиться введением четких процедур во всех сферах деятельности и строгим контролем за их выполнением. Именно этого тогда и не хватало.

Reply

(The comment has been removed)

gull March 2 2019, 20:36:35 UTC
>Основной задачей ИАС было доведение наибольшего количества самолетов до боеготовности к утру следующего дня.

С этим я согласен. Но учитывая, что количество самолетов в частях очень быстро уменьшалось, а количество технического состава оставалось постоянным, я сомневаюсь, что весь технический состав всегда был на 100% эффективно загружен, и не мог делать большего. Особенно если ему обеспечить необходимую подготовку и правильно ставить задачи.

>В сентябре 1942 под Сталинградом было невозможно ввести четкие процедуры и главное строго следить за их выполнением.

А с этим - нет.

И ты, почему-то, совершенно исключаешь из рассмотрения летчиков. Подготовкой которых (хотя бы теоретической и наземной) тоже надо было заниматься. Но у командования голова болела о другом (и это вполне объяснимо), а четких процедур и строгого контроля, для того, чтобы система работала сама по себе, увы, еще не было.

Reply


thrasymedes March 2 2019, 17:33:56 UTC
"по прибору 435 км/час; истинную - 467 км/ч., на высоте 1000 м: по прибору 430 км/час; истинную - 484 км/ч."
Разница это скорость ветра или что-то более сложное ?

Reply

gull March 2 2019, 18:13:07 UTC
Нет, скорость ветра здесь совсем не причем. Истинная скорость - это скорость полета самолета относительно воздуха.
Приборная скорость - это фактически скоростной напор, измеренный указателем скорости и пересчитанный в скорость при стандартных условиях (15 С и 760 мм. рт. ст.). При увеличении температуры или уменьшении давления плотность воздуха уменьшается, и тому же самому скоростному напору соответствует большая скорость относительно воздуха. Кроме того, поскольку приемник воздушного давления находится в потоке, возмущенном движением самолета, то измеренный им скоростной напор несколько отличается от измеренного в невозмущенном потоке - эту разницу, обычно, называют аэродинамической поправкой. Поэтому для того, чтобы перейти от приборной скорости к истинной нужно сначала учесть аэродинамическую поправку, а затем пересчитать полученный результат (исправленную приборную скорость) с учетом фактической плотности воздуха.

Reply

thrasymedes March 2 2019, 19:07:44 UTC
Спасибо !

Reply

ext_3382633 October 24 2021, 09:11:42 UTC
Добрый день, я так понял из приведенных данных, что эта аэродинамическая поправка для Як-7Б составляла +30...35 км/ч к приборной скорости. А она оставалась постоянной или менялась в зависимости от скорости и высоты полета? Владели ли в строевых частях методикой пересчета приборной скорости в истинную ( ... )

Reply


thrasymedes March 2 2019, 19:10:11 UTC
А нет ли сведений о том, как часто летали истребители ?
Я как-то читал про Ил-2 и был поражен, насколько редко они летали - вылет в неделю.
Может быть, истребители чаще ?

Reply

gull March 2 2019, 20:54:35 UTC
Вообще для начала нужно понимать, что боевые вылеты выполняются для решения определенных боевых задач и их интенсивность зависит от многих факторов, включая стоящие перед частью боевые задачи, действия противника, погодные условия и т.п. Вот тут, к примеру я пояснял, как так получается, что в среднем за операцию самолеты летают раз в три дня, притом, что в дни интенсивных боевых действий выполняется по 1,5-2 вылета на самолет:
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2855/2855756.htm

Что касается Сталинградской битвы, то в ее период советская авиация действовала достаточно интенсивно. Всего за оборонительный период с 17 июля по 18 ноября 8 ВА и 16 ВА совершили 57844 б/в, из них 25896 ночью. При средней численности двух армий за период порядка 700 боевых самолетов получаем более 20 б/в в месяц на один самолет, а с учетом среднего коэффициента исправности на уровне 65% - примерно 31 б/в в месяц на исправный самолет.

Reply

thrasymedes March 3 2019, 21:02:16 UTC
Спасибо !
А штурмовики действительно редко летали, или я что-то неправильно понял ?

Reply

gull March 4 2019, 18:22:06 UTC
Штурмовики в тот период в среднем летали менее интенсивно, чем истребители. И связано это было в первую очередь с высокими потерями. Ввиду решаемых штурмовиками задач и применяемой тактики (атаки с малых высот, выполнение нескольких заходов на одну цель) они практически в каждом вылете значительное время находились в зоне огня МЗА и стрелкового оружия. Как правило, значительная часть самолетов вернувшихся с задания имела те или иные повреждения, и могла выйти из строя на несколько часов или дней. Поэтому в штурмовых частях обычно был высокий процент неисправных самолетов, а при необходимости выполнить в течение дня повторный вылет, в нем обычно могло принять участие меньше машин, чем в первом. Ну и на это накладывались требования боевой обстановки, погода, подготовка экипажей и т.п ( ... )

Reply


pugachev73 March 3 2019, 09:19:54 UTC
Причины индифферентного отношения командования к выявленным недостаткам в эксплуатации истребителей изложены в резолютивной части приведенного документа.
Спойлер делать не буду.
....
Можно только добавить, что практически все обследованные машины были новыми. В рассматриваемый период истребители под Сталинградом/Ржевом долго не жили.

Reply

gull March 3 2019, 12:00:33 UTC
Я бы не сказал, что приведенные в "Выводах" причины как-то извиняют "индифферентное отношение командования" к улучшению летной и технической эксплуатации вверенной ему матчасти. Впрочем, действительно, зачем забегать вперед)

>Можно только добавить, что практически все обследованные машины были новыми.

"Новыми" в значении "недавно выпущенными" или "имеющими небольшой налет", но вовсе не обязательно в значении "имеющими хорошее техническое состояние". Часть машин была после аварийных/восстановительных ремонтов, причем качество ремонтов очень сильно оставляло желать.

Reply


Leave a comment

Up