Давненько не выкладывал я
постов про историю русской архитектуры...
Вот, пожалуй выпощу попастись на просторах интернета
одну свою давнюю статью, вышедшую в сборнике "Архитектурное Наследство №56"
Церковь Кира и Иоанна на Солянке в Москве
и архитектурный тип "четверик со скруглёнными углами"
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3
Церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке.
Фото из Альбома Найдёнова.
28 июня 1762 года в день Свв. Кира и Иоанна в результате дворцового переворота взошла на престол Екатерина II. В память этого события новая императрица повелела перестроить две московские церкви: Святых Кира и Иоанна на Солянке и Святой Екатерины на Ордынке. Два сходных проекта новых церквей составил в 1763 самый опытный московский архитектор того времени Карл Иванович Бланк. Эти два храма стали своего рода первым "манифестом" Великой Екатерины в архитектуре (быть может и неосознанным).
Церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке. Проектный чертёж Карла Бланка.
Церковь на Солянке была окончена постройкой уже к 1767 и освещена в 1768 Архиепископом Московским и Калужским Амвросием в присутствии Императрицы. Судьба этого памятника екатерининского барокко печальна.Храм был уничтожен в 1930-х годах. Церковь на Солянке представляла собой постройку с ярко выраженной осевой симметрией. Центральное ядро композиции - двусветный четверик с плавно скруглёнными углами был уравновешен с востока и запада одинаковыми пониженными прямоугольными в плане алтарём и трапезной-притвором. С запада композиция замыкалась трёхъярусной квадратной в плане колокольней со шпилем. Четверик завершался купольной кровлей, увенчанной цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Особенно характерна была форма четверика со скруглёнными углами, в которых располагались диагонально ориентированные оконные проёмы. Нарядный декор церкви был выдержан в духе уходящего барокко, хотя и довольно сдержанного по сравнению со столичными творениями Растрелли. Фасады имели чёткие ордерные членения. Центральный четверик был разделён на два яруса. Нижний ярус с крупными и высокими арочными окнами был обработан сдвоенными пилястрами коринфского ордера. Верхний полуярус, прорезанный почти квадратными окнами с лучковыми перемычками, украшали сдвоенные лопатки с витиеватым рокайльным орнаментом. Стены алтаря, трапезной и паперти, как и первый ярус четверика, были декорированы пилястрами. Средний промежуточный полуярус колокольни соответствовал верхнему полуярусу четверика. Верхний ярус - наиболее стройный - с крупными арками звонов, фланкированных композитными пилястрами, был обогащён изящными волютами на срезанных углах объёма.
Пластичность фасаду также придавали резные белокаменные капители пилястр, лепные херувимы и рокайль оконных наличников. Средние оси четверика в первом ярусе акцентировались разорванными волютообразными фронтонами над входами. Кровлю прорезали крупные овальные люкарны по странам света, завершённые лучковыми сандриками. Особенно часто в различных комбинациях использовался излюбленный Бланком мотив волют: в обрамлении люкарн, в венчающем барабане, в наличниках.
Церковь Св. Екатерины на б.Ордынке. Фото автора. План.
Строительство храма Св. Екатерины на Ордынке, начавшееся в 1766, затянулось на более долгий срок - вплоть до 1775. Композиция и декор сохранившейся до наших дней церкви на Ордынке несколько отличаются от Киро-Иоанновского храма. В плане эта церковь, также построенная по продольной композиционной схеме, представляет собой латинский крест с более вытянутым западным рукавом - трапезной, и более короткими северным и южным рукавами - полукруглыми притворами. На пересечении ветвей креста - четверик со скруглёнными углами, в которых устроены окна. Интересна усложнённая форма алтаря, прямоугольного с подковообразным выступом.
Объёмная композиция в целом близка церкви на Солянке. Центральный двусветный четверик со скруглёнными углами, завершённый купольной кровлей с люкарнами и цилиндрическим барабаном с маковкой, уравновешивается пониженными объёмами алтаря, притворов и трапезной. С запада примыкала квадратная в плане колокольня, первоначально трёхъярусная, позднее в XIX веке надстроенная, а в советское время уничтоженная.
Основные фасадные членения церкви на Ордынке, с делением на нижний ярус и верхний полуярус, в целом сходны с более ранней постройкой на Солянке. Интересна различная трактовка оконных проёмов: стройные арки нижнего света четверика контрастируют с малыми окнами - верхнего. Некрупные окна с лучковыми перемычками на фасадах притворов украшены наличниками с ушами и треугольными сандриками. Такие же окна на фасадах алтаря и трапезной забраны в более скромные наличники с прямым завершением. В декоре утраченной колокольни был интересен мотив лежачего овального окна, расположенного в промежуточном полуярусе (мы ещё столкнёмся с эти мотивом позднее).
В целом же декорация храма представляет собой характерный для Бланка сдержанный вариант растреллиевского барокко: резные композитные капители колонн и пилястр, рокайльные картуши, а также излюбленный мотив волюты, встречающийся на сдвоенных лопатках верхнего полуяруса четверика, а также в обрамлении люкарн. Главным различием двух церквей, построенных Бланком по одному заказу и с использованием сходных проектов, является принцип организации композиции: осевая симметрия - в церкви Кира и Иоанна и крестообразность - в церкви Екатерины.
Литература:
1) Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек.
Под общ. ред. А. Л. Баталова. М. 2007. с. 98-134.
2) Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. № 386.
Продолжение следует...