Продолжая тему

Feb 10, 2015 05:30



Церковь Кира и Иоанна на Солянке в Москве
и архитектурный тип "четверик со скруглёнными углами"

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3



В предыдущей части были рассмотрены архитектурные особенности храмов Кира и Иоанна на Солянке и Екатерины на Ордынке. Как выяснилось, главным различием двух церквей, построенных Карлом Бланком по одному заказу и с использованием сходных проектов, является принцип организации композиции: осевая симметрия - в церкви Кира и Иоанна и крестообразность - в церкви Екатерины.

Проект Бланка не был уникальным для русской архитектуры своего времени - скорее наоборот. Попробуем проследить так сказать "background" этого проекта. У церквей на Солянке и на Ордынке есть свои предшественники - более ранние храмы с подобной композицией. Есть у обеих церквей и свои повторения в архитектуре провинции. Существуют также храмы, явно не имеющие прямой связи с двумя московскими постройками Бланка, однако очень близкие к ним по типу. Можно говорить о некоем архитектурном типе храма с центрическим композиционным ядром в виде четверика со скруглёнными или срезанными углами, в которых расположены окна.



Появление архитектурной композиции в виде четверика со скруглёнными или срезанными углами следует отнести к началу XVIII века. Этот тип бытовал среди построек "нарышкинского стиля" или т.н. "московского барокко". Диагональная направленность плана прослеживается уже в Борисоглебской церкви в Зюзино (1688-1704 или 1715 - дата окончания строительства дискуссионна, Москва),  а также в церкви Спаса Нерукотворного в Гиреево (1714-18, Москва), и Преображенской церкви в Юдино (1720, Одинцовский р-н Московской обл.). В этих трёх храмах с крестообразными композициями углы центрального четверика, едва заметно срезанные на стыках с примыкающими объёмами притворов и алтаря, прорезаны небольшими окнами. Ещё один ранний памятник подобного типа был до Революции в Калужской области: это церковь в Тиньково (1707, не сохр.).



С наибольшей выразительностью композиционное ядро в виде четверика со срезанными углами проявилось в Крестовоздвиженском соборе воздвиженского монастыря в Москве (1701-28, не сохр.). Поздненарышкинский храм сочетал в себе традиции ярусных московских храмов с живописностью "украинского барокко". К основному объёму, в срезанных углах которого были устроены окна, примыкали четыре развитых трёхлопастных лепестка притворов, увенчанных каждый отдельной главой. Таким образом в целом получалось пятиглавие по странам света. В середине XIX века с запада к собору пристроили колокольню и трапезную. В 1930-е годы прекрасный памятник взорвали (подробнее см.: http://arch-museum.livejournal.com/16590.html?thread=71886).



Известная церковь Всех Скорбящих в Фёдоровском (1764 Волоколамского р-на, Московской обл.) когда-то почти точно повторяла Крестовоздвиженский собор. Сейчас храм изуродован грубыми перестройками и ремонтом.



Подобные крестообразные центрические храмы, в основе которых лежит двусветный четверик со срезанными углами, были весьма популярны в Русской Провинции в середине - 3-й четверти XVIII века. Например, Покровская церковь в Покровском-Гагарино (1776, Милославский р-н Рязанской обл.). Живописная композиция составлена из 5 объёмов. 4 "восмерика-на-четвериках" примыкают к центральному четверику со срезанными углами. Каждый объём завершён отдельной главой.



Рождественская церковь в Столпово (Перемышльский р н Калужской обл.) условно датируется серединой XVIII века. Она имеет более скромное решение на основе крестообразного плана. От малых 4-х глав над притворами остались две.



Наконец сам архитектор К.И.Бланк также создавал подобные проекты храмов. В Музее Архитектуры им. А.В.Щусева хранится проект крестообразной церкви, приписываемый Карлу Бланку. В основе композиции - четверик со срезанными углами. Проект был опубликован в статье Т.А.Дудиной в журнале "Проект Классика" (подробнее см.: http://www.projectclassica.ru/school/15_2005/school2005_15_01a.htm).



Центрический крестообразный храм в Борзынях (1755-61, Кувшиновский р н Тверской обл.) явно является репликой этого проекта К.Бланка.



Наиболее хрестоматийный пример храма подобного типа - церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751), легендарно связанная с именем архитеткора князя Дмитрия Васильевича Ухтомского и часто называемая в числе прототипов храмов на Солянке и на Ордынке. Основой композиции здесь является крупный четверик со срезанными углами (или восьмерик с малыми диагональными гранями), уравновешенный с востока и запада симметричными алтарём и притвором. Однако здесь осевая симметрия причудливо сочетается с крестообразностью, выраженной в боковых портиках (северный сломан в 1930-х годах).



С кругом Д.В.Ухтомского связан ещё один знаменитый памятник - Покровский собор в Ахтырке Сумской области (1753-68). Собор строился долго, автор первоначального проекта не известен. Но на последнем этапе к стройке подключился ученик Ухтомского С.И.Дудинский. Для нас интересно, что план собора имеет в основе четверик со срезанными углами, в которых помещены окна. Правда четверик не бесстолпный, но имеет внутри 4 столба, несущие восьмерик с куполом. Построенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны в ознаменование явления чудотворной Ахтырской иконы Богородицы, собор имел важное значение для русского православия и часто служил в качестве иконографического образца особенно в Слобожанщине. Подробно об этом писал великий и ужасный av4 (см: http://arch-heritage.livejournal.com/1809272.html)




Ахтырский собор соединил в себе традицонную композицию "трёхбанных" украинских храмов и московские архитектурные изобретения, в частности четверик со срезанными углами. А вот Церковь Иоанна Предтечи в Садках (1741, Истринский р-н, Московской обл.) обладает ярко выраженной осевой симметрией в композиции, вполне возможно сложившейся под влиянием Украинских образцов.



Сходна с предыдущей церковь Рождества Богородицы в Тарычеве (1765, Ленинский р-н Московской обл.). Здесь более активно, чем в Садках, развито центральное ядро - четверик со скруглёнными углами. Объём почти такой же пластичный, как в церкви на Солянке. Причём в Тарычеве и Садках характерно расположение звонницы над западным притвором симметрично с малой главкой - над алтарём.



Ныне оказавшаяся в черте МКАД, церковь Воздвижения Креста в Алтуфьево (1760-63), к сожалению испорченная варварской переделкой 1990-х, изначально представляла собой уникальный для середины XVIII века пример крестообразной композиции церкви «иже под колоколы». Храм в Алтуфьево интересен формой алтаря и притворов с характерным подковообразным выступом - мотив, встреченный нами в церкви на Ордынке.

Церкви в Садках, Тарычеве и Алтуфьеве наиболее близки к церквям на Солянке и на Ордынке, как по композиционным и планировочным приёмам, так и по отдельным характерным деталям декора. В этих храмах уже присутствуют основные элементы, которые соединятся в единую узнаваемую композицию в проектах Бланка 1763 года. За неимением архивной информации, приходится воздержаться от категоричных заявлений об авторстве названных памятников. Но вполне вероятно, что некоторые из этих храмов могли послужить для Бланка прототипами.

Литература:

1) Русская архитектура первой половины XVIII века. Материалы и исследования. Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1954.

2) Евангулова О. С. О некоторых особенностях московской архитектурной школы середины XVIII в. // Русский Город. Вып. I. М., 1976.

3) Плужников В. И. Соотношение объёмных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в. // Русское искусство первой четверти XVIII века. Материалы и исследования. Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1974. С. 81-108; Его же: Объёмные композиции культовых построек Орловской области. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980. С. 182-214; Типология объёмных композиций в культовом зодчестве конца XVII - начала XX в. на территории Брянской области. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 157-198; К вопросу о пространственной структуре интерьеров в каменных храмах XVIII и XIX веков на Смоленщине. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1991. С. 162-190.

4) Памятники архитектуры Московской области. Тт. 1-2. М., 1975.

5) Памятники архитектуры Москвы. №№ 485, 622, 643, 667.

Продолжение следует...

Бланк Карл Иванович, история, Россия, Ухтомский Дмитрий Васильевич, архитектура, Москва, Провинция, Московская область, Украина, искусство, барокко, фото, Елисавет Петровна

Previous post Next post
Up