приквел 1 приквел 2Первая часть здесь:
http://haritonoff.livejournal.com/131471.html Вторая часть здесь:
http://haritonoff.livejournal.com/132748.htmlВ VI-XI веках манси (и их предки - т.н. Юдинская археологическая культура) обитали западнее, в лесной полосе Урала - от Вишеры и Лозьвы до Пышмы и Исети, там и сейчас полно мансийских топонимов - а в Зауралье были оттеснены только к XIV веку (интересно, что олень, главное сельскохозяйственное животное северных манси, в названиях географических объектов почти не упоминается, зато полно названий типа Лув-нёр - "Конь-камень" - память о степном прошлом предков манси).
Скорее всего, бляха изображает символический образ, а не реального лосиного всадника - у рогатого скакуна почему-то конский хвост. К тому же современный опыт одомашнивания показал, что лось как верховое животное на длинных дистанциях неэффективен - быстро перегревается и выходит из строя. Хотя для быстрых атак вполне пригоден… UPD:
ext_1070779 пишет: "мои предки тоже учавствовали в битвена реке Паченке, как на стороне Паченга ( вогулы), так и на стороне Ермака несколько прямых предков Черепан и Кривой, остальных не знаю. Но пишу не по этому поводу. А вот почему. Южные манси ныне истребленные украшали лошадей рогами, и не только . Лошади были для них настоящие драконы. А на картинке мир сусне-Хум, он Дух домашнего очага и воинского начала, ему приносились жертвы, в том числе и человеческие пленного ребенка расстреливали из луков привязанного к дереву.раз в год или раз в четыре года. как часто не уверен. Там на средневековом рисунке тожепоказаны типо на оленях, на самом деле это головные рогатые уборы лошадей."
…Покорение русскими Сибири в русских же учебниках часто рисуется как мирное (за исключением инцидента с Кучумом) освоение практически ничьих земель, заселенных тем не менее малочисленными племенами, "находившимися на уровне каменного века" (в последнее время добавляется еще что-нибудь на тему "…принявшими крещение с радостью"). В действительности было сложнее - крови и грязи было не меньше, чем с индейцами при освоении Америки, да и племена были не такие уж дремучие: те же манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, имели совершенное железное оружие и доспехи, сословия князей и профессиональных воинов…
Первое прямое упоминание о контактах манси с русскими (новгородцами) относится к XI веку (рассказ некоего Гюряты Роговича о путешествии его "отрока" в "землю Югорскую"), а в XII веке Новгород предпринимает регулярные попытки обложить "югричей" данью - с переменным успехом: в 1187 году "избъены быша" сборщики дани (погибло около сотни новгородцев), а в1193 году был уничтожен новгородский отряд под командованием воеводы Ядрея численностью в 300 человек (по некоторым данным, в организации сопротивления ядреевцам принимали определенное участие новгородские же купцы, меховому бизнесу которых вредил безвозмездный сбор дани дружинниками).
Общественная структура манси и хантов в то время представляла собой объединения племенного типа, состоящие из одного или нескольких родов, во главе которых стоял наследственный вождь, которого русские называли князьцом, а татары - мурзой. Центрами таких объединений были укрепленные поселения, располагавшиеся на возвышенностях или речных мысах (согласно русским летописям, городища, а фактически по размеру - скорее зáмки для вождей-"князьцов", их семей и обслуги). Основное население было рассредоточено в маленьких, по 4-10 семей, поселках-паулях. Самые уважаемые и крепкие мужчины, принимавшие участие в битвах - отыры-"богатыри" - составляли воинское сословие. Если исходить из количества городищ, то можно насчитать не менее ста таких племен. Они объединялись в своего рода конфедерации, которые в русских летописях именуются княжествами. Крупнейшими из них были Пелымское и Кондинское.
Во время нашествия Орды в XIII в. Новгород и Югра были поглощены своими заботами, но в XIV в. между ними вновь вспыхнули войны, на этот раз и на восточной стороне Уральских гор. В 1357 г. югорские князья вновь уничтожили новгородскую экспедицию, явившуюся к ним за данью, зато в 1364 г. новгородское войско оттеснило югорских отыров вплоть до устья Оби.
Слева направо: югорский князь в момент исполнения священного танца*; тот же сюжет на серебряной бляхе; пластинчатый доспех, в котором изображен князь. Скорее всего, подобные панцири ковались где-то в Южной Сибири для кочевой конницы XVI-XVII вв., а в Приобье попадали в ходе обмена.
Дружину мансийского князя-хона составлял отряд "косатых отыров", специально подготовленных воинов-профессионалов, при обучении которых основной упор делался на индивидуальные боевые действия в условиях тайги. Отличительным внешним признаком отыра были длинные волосы, заплетенные в две косы или собранные в два пучка (в волосах находилась четвертая из пяти душ мужчины; обращаемых в рабство брили наголо, лишая их таким образом мужества, а поверженных сильных врагов скальпировали Стремление уничтожить душу врага, а следовательно, не дать ему возродиться, побуждало победителей "сдирать радужно отливающую головную кожу", а побежденных - из последних сил её спасать. Сохранить волосы считалось гораздо важнее, чем спасти жизнь). В мирное время отыры служили телохранителями, гонцами, послами князя, сборщиками ясака. В военное время большинство их становились командирами военных отрядов манси. Основная масса воинов в мансийских княжествах принадлежала к ясачному населению, из них и состояло ополчение.
В XV в. все большее влияние в регионе начала приобретать Москва. Последняя масштабная акция Новгорода против манси была предпринята в 1446 г. (Москве тогда как раз было не до внешней политики - князья делили власть) - трехтысячная (в достоверности цифры я не уверен) рать под командованием воевод Василия Шенкурского и Михайлы Яковля вторглась в Югру и, укрепившись в наскоро построенном остроге (там расположиласть часть войска во главе с Шенкурским), стала совершать рейды по окрестностям, захватывая в плен мансийское население вместе с женами и детьми. Югорские князья приступили к длительным переговорам, обещая собрать богатую дань, "а в то время скопившеся и удариша на острог Василия, и много людей, детей боярских и удалых людей, избиша - человек на восемьдесят" (как я понимаю, это не считая простых ратников). Вернувшийся из рейда воевода Яковль "виде острог разорен, а своих побитых, а иных разбегшихся", с трудом собрал остатки отряда Шенкурского и спешно отправился восвояси. Человеком, со стороны манси руководившим "операцией по освобождению заложников", был пелымский князь Асыка - тогда это имя впервые появилось в летописях, впоследствии манси под его началом неоднократно побеждали русские дружины.
Слева - богатый отыр в полной боевой выкладке; справа - ополченец в универсальной охотничье-боевой экипировке. Кстати, поясной колчан степного типа был характерен для фратрии Мось, а крепящийся за спину (хреновина, похожая на гробик, у ополченца) - для фратрии Пор.
Залогом успешного похода против неприятеля считалось скрытное и быстрое передвижение, которое осуществлялось даже ночью, тихое и незаметное выслеживание противника: "Когда вы, мои триста мужей, пойдете, пусть не шевелится соринка, пусть не шевелится былинка! Не делайте столько шума, сколько комар (делает)!" Такой подход был характерен для воинов всех таежных народностей. На марше отряды старательно избегали встреч с рассеянными по тайге промысловиками, захватывая, впрочем, по мере необходимости, языков. Умение перехитрить противника и напасть врасплох превозносилось как доблесть. Яркий образец такой тактики дает летописец, повествующий о посягательстве вогуличей на епископа Питирима Пермского. Получив необходимую информацию о планах владыки, Асыка "велел набросать на плоты множество срубленных елей, которых густые ветви скрывали его войско, так что вооруженные смертью плоты... издали имели вид плавучих деревьев, будто подмытых напором воды". Когда же груды деревьев подплыли к мысу, внезапно из-под них "толпы вогуличей выскочили на берег и яростно устремились на Питирима" и его людей. В тот раз владыка лишился правой руки…
В 1455 году Асыкой был предпринят ответный военный поход на Пермь Великую - к тому моменту наместничество московского князя на землях коми-пермяков. Войско манси двинулось с верховьев Камы на Вычегду, разорив Усть-Вым и близлежащие волости и убив среди прочих московского наместника князя Ермолая и епископа Питирима… а вообще насыщенный период с 1455 по 1481 годы совершенно волшебно описывается в романе А. Иванова "Сердце Пармы" (рекомендую, если кто еще не). Там всё правда, кроме вымысла. Во всяком случае, все сражения, упомянутые в романе, действительно имели место. Чтобы не пересказывать хорошую книгу суконным языком тем, кто и так читал (или не спойлерить, кто не читал) перескочу сразу к событиям после смерти князя Михаила**:
Москвой были предприняты радикальные меры по решению "вогульского вопроса" - 25 апреля 1483 года из Вологды выступило войско под командованием воеводы Ивана Салтыка Травина и присоединившегося к нему в Устюге Великого князя Федора Курбского Черного. Пройдя Вишерско-Лозьвинским путем за Урал, войско вторглось в Пелымское княжество. В сражении близ устья Пелыма манси, возглавляемые сыном Асыки князем Юмшаном, были разбиты, после чего русские ушли дальше, на Тобол и Иртыш, где "добра и полону взяли много". Пройдя далее вниз по Иртышу на Обь, русские ратники захватили в плен несколько местных князей и ушли обратно на Русь северным "чрезкаменным" путем. Неизвестно, чего они там еще вытворяли по пути с местным населением, но Юмшан весной следующего года сначала отправил делегацию в Москву за охранной грамотой для себя, а в сентябре 1485 сам, в сопровождении епископа Филофея, приехал к Ивану III и лично пообещал "дани давать великому князю". Вместе с первой делегацией Юмшана в Москве появились и послы с Оби с богатыми дарами и просьбой отпустить князей и других пленных. Князья были отпущены также с клятвой московскому князю "нравитися во всем" и выплачивать дань мехами, после чего к титулу Ивана III добавились слова "князь Югорский", а земли манси стали номинально считаться московскими владениями.
В 1499 году состоялся Третий*** поход русских ратей за Урал . Четырехтысячное войско под руководством князя Семена Курбского, пройдя "зырянским путем", захватило пленными 58 хантыйских и мансийских "князьцов" (об их дальнейшей судьбе не сообщается) и уничтожило 42 укрепленных поселения. После этого сопротивление русской колонизации Урала практически прекратилось.
Продолжение следует
___________________________________________
*Вот как описывает этот танец В. Шавров в конце XIX в: "шаман ... взяв по сабле в ту и другую руку, стал спиной к кумиру … ударил своими саблями одна о другую, и тогда, по команде его, разными голосами вдруг заголосили, кланяясь из стороны в сторону. Гайкали то редко, то вдруг очень часто, то опять редко, не отставая один от другого, и при каждом повторении «гай» переваливались то направо, то налево, осаживая копья и сабли несколько книзу и подымая вверх..."
**Если кого интересует дальнейшая судьба князя Матвея Михайловича - в 1505 году он был царским указом отстранен от княжения и направлен в Тулу, а на его место был прислан наместником русский князь Василий Ковёр. К нашей теме, впрочем, это отношения не имеет.
***Второй - это вышеупомянутый поход Курбского Черного, а Первый - поход воеводы Василия Скрябы и князя Василия Ермолича в 1465, в посте он не упоминается.
Поход же вятско-пермского отряда под командованием князя Михаила Ермолича на Пелым в 1467 г., осуществленный без санкции Москвы, считается местными аборигенными разборками и к Номерным Походам-русских-ратей-за-Урал не причисляется.