Откуда взялось название "Очёр" - не совсем понятно. На первый взгляд, оно хорошо и просто переводится с языка коми: ош-шор - "медвежий ручей". А на второй - с татарского как "окраина", "граница", "край рода". И какой вариант возник первым - непонятно, с V по XIV вв. это место было ничьей землей, пограничьем между Волжской Булгарией и племенным союзом коми, и постоянных поселений здесь не было.
После падения Казанского ханства эти земли, как и
расположенные чуть южнее, без особых эксцессов стали заселяться
русскими переселенцами, а в 1759 году на нежилом урочище Очёр [тогда еще] барон Строганов начал строительство железоделательного завода - как водится, с дамбы для плотины:
Место для строительства плотины было выбрано не случайно: здесь несколько речек сливались в одну, в результате заводской пруд получился весьма внушительный и даже судоходный.
В результате воды для работы всех механизмов завода все равно стало не хватать, но об этом в другой раз. Плотину строило больше тысячи человек, они ставили деревянные срубы и заполняли их кусками и крошевом окаменевших стволов ископаемых
вальхий… ну, они просто брали породу с близлежащей горы Кокуй, состоящей из этих ископаемых хвойных пермского периода чуть более, чем наполовину. Дамба получилась длиной более полукилометра и имела два прореза - ларевой, где располагалось колесо с приводом на заводские машины, и весняжный для спуска воды, действующий до сих пор.
Сами шлюзы с тех пор, разумеется, несколько раз переделывались, от очередных инженерных работ (или от старого моста) перед ними остались пустые бетонные опоры в воде, на которых потом, чтобы зря не торчали, установили монументы, создав одну из самых оригинальных скульптурных групп советских времен в Пермском крае:
Как и в других городках-заводах Железного Пояса, первым каменным зданием после цехов стала церковь - Михайло-Архангельская.
Решетки церковной ограды и ворот не кованые, а представляют собой металлические листы с прорезанными в них отверстиями - 1886-1887 гг. умельцы Мощеников и Шолопов с сыном выпилили их из толстенных кусков листового проката. В прямоуголнях рамках когда-то были иконы. Чугунная лестница в портике, кажущаяся тяжелым наследием советского периода, на самом деле аутентична - она вела в верхнюю церковь.
Колокола раньше располагались в колокольне - такой же приземистой и по-заводскому основательной, а на их месте располагались часы-куранты, изготовленные местным мастером Меньшиковым в виде гигантских ходиков. В 1929 году за каким-то хером колокольня и купол с барабаном были разобраны тогда же сломали и куранты, отдельные детали которых сейчас грудой лежат в одном из залов краеведческого музея:
Музей располагается в здании строгановского заводоуправления:
В одной из комнат первого этажа конторы располагалась двухклассная школа, в другой - вход в преисподнюю:
Во втором крыле первого этажа была заводская касса, двери которой, в отличие от курантов, пережили большевиков:
Во всей экспозиции - хотя на этом не делается акцент - чувствуется "железная" биография города-завода. Из металла порой сделано даже то, что в соседних регионах изготавливалось из других материалов, например (в других местах берестяной) этот короб для сева:
А уж металлические изделия - весьма основательны. Точило с диффренциалом (я не знаю, зачем!):
Вязальная машинка для носков:
Моя бабушка говорит, что на старых машинках с такими массивными маховиками шить было куда легче и комфортнее, чем на более поздних, советских, с легкими:
Ну и наконец внесенные в реестр памятников культуры ЮНЕСКО чугунные солнечные часы, установленные в 1885 году инженером-механиком Мальцевым, единственные на Урале. Правда, время по ним можно узнать далеко не всегда - потому что на Урале - но сам вид изделия внушает уважение:
В беленом доме на заднем плане жил первый летописец Перми, краевед Федор Афанасьевич Прядильщиков.
Городок с чувством собственного достоинства. Несколько обтрепавшийся за годы позднего СССР и 90-х и сейчас неторопливо, но основательно - там, где руки доходят - восстанавливающий красоту.
Дорожного покрытия кое-где просто нет, но при этом чисто, не запущено. Аккуратные дворы
Скромное, очи в пол девичье граффити:
Да, сайдинг - но не абы какой:
Чувствуется, что города есть будущее, он его видит. Дальше будет. Лучше. Завод работает - выпускает бульдозеры, трубоукладчики, буровое оборудование - а значит, живет и уральский город.
В будущем у города и раскрутка его потенциально очень сильного бренда - очёрской фауны пермского периода, раскопанной вблизи города у деревни Ежово. И этот бренд уже даже попытались задействовать, но совершенно робко и бездарно, такое впечатление, что при помощи случайных людей. Вышел пшик, а точнее, четыре грубо сваренных из листового металла скульптуры звероящеров на детской площадке да нечто безносое в музейной витрине, при нажатии на кнопочку вращающее глазами, открывающее пасть и издающее довольно убедительный рев (этот звук - единственное, что вызвало у меня в этом "парке пермского периода" положительные эмоции, я на минуту ощутил себя ребенком). Смотрительница утверждает, что это чудище - титанофон (Titanophoneus potens).
Рядом с довольно неплохими чучелами современной фауны в соседней витрине этот муляж смотрится особенно убого.
Еще у них где-то в чулане есть маскот-эстемменозух (ростовая кукла, которую я, слава Им`ашхътыц, вживую не видел) - и всё. Ни костей, ни муляжей, ни толковой росписи, даже геология толком не представлена. "Пермским ящерам не стать символом,- говорил в одном из интервью Алексей Иванов, - Куда им, мол, тягаться с величественными динозаврами Спилберга". Ну в таком-то исполнении точно. Не Спилберг славен динозаврами, а динозавры - Спилбергом. Из пермских синапсид можно было бы приготовить блюдо не хуже. Только подавать его не как "а у нас тоже динозавры, только труба пониже и дым пожиже", а как отдельный мир, каковым пермская фауна, собственно и является. Сейчас для простого обывателя этот аттракцион слишком убог, а для человека, интересующегося палеонтологией - пуст. Но что хорошо - зародыш этого бренда не протухнет: прах пермских ящеров ждал двести пятьдесят миллионов лет, подождет и еще немного. Мифы не создаются сразу.
Титанофон: