Между
Орлом и Киевом расстояние километров 500 - не бог весть какая даль.
Но напрямую только машиной, а поездом - исподволь через Брянск.
Раз случилась мне цыганка с картами, дорога дальняя, и стало мне надобно из Орла да в Киев попасть. Сел я, да стал думу кумекать, как бы это осуществить.
Ехать машиной было опасно - как раз влепило метелей, дорога скользкая, еду один, без сменщиков-напарников - ну его нахрен. Встряну где-нибудь в российской или украинской глуши ежель - так пиши пропало.
Полез я смотреть автобусы - а там ничего. Ну, в смысле через Орёл ничего.
Есть, точнее, один с молдаванами - но его надо ловить на объездной, неизвестно когда придет, ехать потом, на границах торчать - сомнительное удовольствие.
Полез смотреть блаблакар - та же хрень. Все, кто едет в
Киев - все из
Москвы, и либо через Брянск, либо никак.
Да еще и дорогущее это всё - плюнул я, полез смотреть поезда.
А на поезде в Киев я давно не ездил, да и в принципе в Украину, совершенно не знаю современной специфики.
Я привык, что в любое время дня и ночи, приходишь на вокзал, а там дохренища украинских проходящих - все эти Жмеринки, Чопы, Конотопы, Ивано-Франковски.
А тут ситуация как в сказке - чем дальше, тем страшнее. Туда есть один более-менее божеский по цене поезд, Москва-
Кишинёв, идёт через Брянск. А оттуда вообще ничего нет.
Ну зашибись, думаю.
Ладно, допустим я доеду до
Брянска (от Орла 130 километров где-то), там сяду на молдавский поезд - вжик! - уже тем же вечером я в Киеве, успеваю на последнее метро, в час ночи вваливаюсь к братцу на хату.
А обратно как?
Подумал я подумал, подумал - и надумал. Надумал - обратно поеду через Харьков.
Укрзалiзниця cлавится анекдотичными ценами внутри страны - ну и правда, экспресс Киев-Харьков выходил на наши деньги рублей на 500 (и это дорогой вариант, есть вдвое дешевле) - то есть считай рубль за километр.
А в Харькове есть много поездов, которые идут на Москву через Орёл - чтобы уж с Брянском снова не связываться - не сказать, что это мой город мечты.
Прикинул я по деньгам, да по времени, на по возможности внезапно по Харькову побродить - и определился с вариантом: туда из Орла еду электричкой до Брянска, там подсаживаюсь на кишиневский поезд, вечером того же дня я в Киеве.
А обратно - еду из Киева в Харьков, там гуляю, потом вечером на поезд, и в 5 утра я уже в Орле - и даже машину припаркую у вокзальной площади.
Сказано - сделано.
Выдвинулся я сперва в Брянск - но скоро это только сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Собрал я пожитки нехитрые, подковал жену, отъебал коня, доехал машиной до вокзальной площади, оставил ее там.
А кругом скользота - то растает, то подморозит. Обратно как приеду - так это в пять утра либо из сугроба машину выметать, либо из льда выдалбливать.
Захожу как негоциант вальяжно в тронный, ой, ну то есть билетный зал, в кассу, так и так, на брянскую электричку квиток нужен мне - в окошко, значит, гуторю.
А дама там в окошке поглядела на меня со значением, да говорит - а брянская электричка-то опаздывает, молодой человек. Незадача-с. Метель. Да-с.
Вот жеж! А расклад таков - поезд один, брянский, и чтобы в назначенное время людишков в Орле-то забрать, то это ему надобноть из Брянска ентого своего приехать вовремя. А он - вишь ты как - сугробы на пути разгребает.
Дела-с...
А соль в чём - соль в том, что у меня поезд в Брянске через полтора часа опосля прибытия электрички. Ну и я рассчитывал - я приеду такой в Брянск, беляш съем, минералки попью, пофотографирую знаменитые вокзальные витражи, огребу люлей - ну, в общем культурная программа.
А тут выходит так - если электричка опаздывает, то вся эта полуторачасовая фора коту под хвост - и на поезд я либо точно не успеваю (а больше там, напоминаю, ничего не ходит), ну либо успеваю приехать, и увидеть, как мой кишиневский красавец-поезд красиво отходит с перрона - без меня.
Я в справочную: - Девушка-красавица, очи ваши ясные, брови черные, красота неземная, зiронька ты моя, сонечко ты моё - а насколько этот брянский засранец опаздывает-то?
А девушка-красавица лишь очи свои воловые прячет во стеснении, да румянцем заливается: - Ой ты ж гой еси добрый молодец... Поцелуешь - скажу.
Ну короче - никто не знает, насколько он там во снегах встрял, одно известно лишь - на час так точно.
Итак, ситуация идиотская - у меня на демоническую Украину планы большие, я уже в мыслях своих прикидываю, как я буду границу проходить - ибо биометрического российского паспорта у меня нет, а тут вдруг - нате, пожалуйста, так до границы еще добраться надо.
Я хотел эффектно пересечь границу демонизированнейшей из стран - а замест того могу бесславно поехать себе домой, по обледеневшему Орлу, а всё из-за какой-то брянской электрички, неладна она будь, тудыть её в качель.
Замест образов пересечения границ я начинаю строить образы - как я приеду в Брянск, опоздаю на поезд, буду ругаться, качать права, требовать соблюдения Женевской конвенции и обеспечения меня горячим питанием, полевой палаткой и газовой горелкой.
Решил так - если поезд прибывает не позже часа, то еду в Брянск, и там как карта ляжет, как повезет.
Если дольше часа - смысла в Брянск ехать уже нет - 3 часа в пути только официально, а уж если вновь где в сугроб присядет, так и дулю мне навесную, а не заснуть в Киеве вечером.
Вышел я на перрон, да поезда фотографирую.
Это, конечно, та еще заноза местным охранцам правопорядка в яичко, но я зол, и готов лезть в золупу.
И тут объявляют - идет, касатик. Идёт, постоит минут 15, да обратно.
Прикидываю по времени - сильно впритык. Прямо вот совсем сильно.
Но ехать домой не попытавшись обидно - я складываю пальцы крестиком, машу кроличьей лапкой - ну и всё, что там нужно делать в таких случаях на удачу, да принимаю решения, перекрестяся, ехать.
Ух!
Что собой представляет поезд до Брянска из Орла?
Это такой двухвагонный состав, без переходов, каждая его часть в принципе автономна.
Вход в середину вагона, тут же закуток-туалет
В обе стороны маленькие, пахнущие деревом и мокрой шерстью кабины.
В последние времена много крутых и качественных изменений коснулось железных дорог - и поновее стали, и побыстрее.
Особенно на столичных направлениях.
Но локальных перевозок, типа из Орла в Брянск, это коснулось мало.
Это глубоко местечковое явление, поезд кланяется каждому столбу, ползет как черепаха. И развозит в абсолютном большинстве местных - от полустанка к полустанку.
Собственно, я специально приметил, из Орла в Брянск, от конечной до конечной, ехал только я один - остальные сходили раньше, заходили позже.
Некоторые так и вовсе использовали электричку как внутригородской транспорт - кондуктора еще не ходят, и от вокзала до станции Цон можно проехать нахаляву.
Много участков однопутных - и поезд как встал в
Нарышкино ждать проходящий навстречу товарняк, так я и скис - всё, плакал мой сегодняшний Киев. К вечеру я такими темпами только до Брянска, бог даст, доберусь.
Электричка ведет себя как маршрутка - если нужно выйти на маленьком полустанке, то прокричи это в динамик громкой связи пассажир-машинист. Если не прокричал, и на полустанке никого нет - поезд не останавливается.
Люди, что едут в электричке, друг друга знают, мгновенно сбиваются до оскомины им привычными коллективами.
Пахнет снегом, куревом, котлетами, углём, тамбуром.
Меня немного отпустило - даже если я опоздаю на следующий поезд - право, стоило проехать в этой недоступной жителям мегаполисов романтике.
А метель за окном еще разыгралась не шутку. Я начинаю понимать, что задержка была вполне себе по делу.
Утлый поезд прогрызает в заснеженном мире узкую колею.
Чувствуешь себя на крошечном судёнышке посреди бурного океана, брянских лесов.
Брянские леса, кстати сказать, уже начинались. Мелькнул Хотынец, и
Орловщина завершилась.
Почти все сошли, но на брянских полустанках тут же заполонили вагоны вновь - заметно, что местные привыкли ездить каждый к своему облцентру.
Я сопоставил расстояния, время, расписание - и вдруг с удивлением заметил, что поезд идёт вполне себе быстро - из часового опоздания даже наверстал минут пятнадцать.
По Брянску я походить не успею, с такими раскладами, но приехать и найти свой благословенный молдавский состав - это смогу сделать без спешки, не запыхавшись с шапкой набекрень.
Итак, ближе к Брянску поезд нагнал и того больше - и вот, ура! - я в Брянске, и до отправления следующего поезда у меня целых 40 минут.
Метель разыгралась еще пуще, но любоваться было некогда.
Юркнул в переход, дошел до табло - ага, Москва-Кишинев, стоит на последнем пути.
Переход заканчивался, и до того самого последнего, самого последнего пути надо было идти через рельсы, в загон с металлической сеткой (на фото - вон, справа незаметный виднеется), да с людями в форме, прохаживающихся в метели по перрону.
Тут я ступил - оттого, что потерял навык ездить в Украину поездом.
Последний раз я ездил до войны, и там как было - поезд приходит на границу, российский кордон - таможня, да штампуют паспорта. Потом поезд чуть проезжает - украинский кордон, таможня да штампуют паспорта.
Ныне всё по другому - оказывается выездные российские штампы клепают прямо в Брянске, во время долгой стоянки, и дальше уже поезд до украинской территории идёт без остановки.
А выездной штамп клепают прямо на перроне - погранец держит машинку, прокатывает паспорт, штамп фигачит прямо на весу - а кругом метель свищет, не забывайте.
Я брал билет на украинский паспорт - чтобы не было вопросов на украинской стороне. А выезжать из России собирался по российскому.
У меня билет на поезд в нагрудном кармане, в синем паспорте, а российский в сумке.
Мужичок меня на перроне окликает, есть ли билет, спрашивает. Я не сразу соображаю, что это уже погранец, а не просто дежурный, и даю ему билет вместе с синими паспортом. Потом он собирается его прокатывать через машинку, я соображаю в чем дело - "э-э, дяденька, погодь, я из России по российскому выезжать собирался" - лезу в сумку, протягиваю ему паспорт красный.
Ну, как там в растаманских сказках - музей конкретного палева.
Хоть это и не является ничем запретным в России, но все-таки выглядело это очень уж нагло - отчего мужичок с круглыми глазами позвал старшого.
Старшой ему, впрочем, объяснил, что по российским законам иные гражданства (кроме, внезапно, Туркменистана и Таджикистана) не признаются, но и не запрещаются - так что как я буду там дальше ехать, по каким документам - это им до лампочки, а желаю если выехать по-российскому - ну так и ради бога.
Держа распяленный паспорт на весу - а по прежнему свищет метель - ставит штамп (выездной штамп "Брянск", дожили), и отправляюсь в свой вагон, один по перрону - в Брянске, по всему видать, я тоже сажусь, похоже на то, один.
Все вагоны, впрочем, закрыты. И мой тоже.
Я несколько недоуменно прохожу в конец поезда - один там все-таки открыт. Забираюсь, иду по вагонам обратно, через удивленные взоры в вагоне-ресторане и везде - в это время как раз завершается паспортный и таможенный российский контроль.
Поезд молдавский. Процентов 70 - молдавские гастрабайтеры. Процентов 29 - украинцы, до Киева или
Винницы.
Россиянин я один. Не исключено, что и на весь поезд.
Разговоры на русском, с периодическим вставлением чего-нибудь румынского.
Атмосфера грустноватая, но бесконечно романтичная - я смотрю в окно, вижу до икоты банальные брянские панельные многоэтажки, но юридически я уже не в России. До самого хутора Михайловского на украинской территории я буду находиться в нигде.
То, что паспорт у меня не биометрический ни у кого вопросов не вызвало.
Лениво прошлись таможенники, узнав, что россиянин потеряли интерес.
Поезд тронулся. За окном поплыли брянские окраины, метель лютовала, темнело, становилось жутковато, как в сказках.
Вскоре дома кончились, начались леса, и можно было лежать на полке, и представлять себя осколком империи, вспоминая что-то там из Бродского.
Впрочем, не особенно-то удалось уйти в себя - даже несмотря на то, что вагон был полупустой, и у меня в моем плацкартном купе не было соседей - по вагону начали ходить бабы. Точнее не так - БАБЫ.
Точнее даже не так - БАБЫ! Да, вот так будет точнее.
Я уж отвык от торговли в поездах дальнего следования, особенно когда поезд идет к границе.
В российских поездах торговли нет - да и в украинских уже тоже, но тут поезд-то молдавский.
Бабы, я так понял, дали молдавскому проводничку копеечку - и пошли торговать какой-то хренью - кажется сервизами.
Это было как в старые добрые времена - которые словно и не уходили: весь набор рыночных шуток-прибауток, одесские интонации, торговля, приседание на уши, стоит только проявить интерес.
И пассажиры были под стать - покупали, торговались, ругались и мирились, бранились и через пять минут как ни в чем не бывало шутили.
Хоть этнографический спектакль ставь без декораций.
Я смотрел на все это и тихо охуевал.
Бабы причем россиянки - едут до хутора Михайловского, там не выходя с перрона садятся на другой молдавский поезд, едущий обратно.
Пипец - кто-то от одного упоминания границы с Украиной кучу от страха навалить может, а эти мотаются как ни в чем не бывало три раза в неделю в Украину и обратно, да еще и доверчивым терпилам сервизы продают.
В какой-то момент пикнул телефон в кармане - включился украинский роуминг. Можно было менять симку.
На украинской, оказывается, было гривен 50 - добрый братец подсобил, вспомнил, несмотря на то, что пребывал в запое.
За окном начали мелькать полустанки в жовто-блакитной гамме.
И сразу случился этот удивительный эффект, который и раньше случался, и которой происходит стихийно, незаметно для его участников - все перешли на украинский. Ну, лишь некоторые молдаване окончательно меж собой на румынский - но в обращении к соседям-украинцам, с которыми еще десять минут назад говорили по-русски, тоже на мове.
Я пошел в вагон-ресторан купить воды (купил какую-то чудную, с румынскими словесами), и сменять немного наличных гривен - а то и на метро в Киеве не было - и вдруг поймал себя на том, что тоже говорю по-украински.
Я не знаю как это работает, но знаю, что этот эффект в принципе свойственен билингвам - вне зависимости от языков.
У меня знакомая одна в
Израиле, бывшая "наша" - русский язык ей родной, но уже в аэропорту Бен-Гурион она переходит на иврит - и ничего с этим, говорит, не может поделать. Говорит, что в Израиле она начинает даже думать на иврите - и я ей легко верю.
Точно так же поступают многие дети-билингвы, родившиеся в межнациональных браках - невольно переходят на язык того родителя, с культурным фоном которого имеют в данный момент связь.
Вот и тут - что изменилось? Да ничего, вроде бы. Но есть какая-то перемена, какой-то психологический эффект - здесь другая территория, другой культурный код - и мозг сразу перестраивается на местную логику.
И это тем удивительнее, что, изнутри знаю, для носителя это не всегда замечается.
Поезд подъезжал к хутору Михайловскому - город Дружба, Сумской области.
БАБЫ успели достать даже самых стойких - но и продать сервизов тоже успели. Некоторым по нескольку раз.
В Украине к двойному гражданству отношение строже - поэтому все российские документы нужно держать при себе - сумку могут обыскать, а вот тело нет.
Украинские погранцы убавили балагурства - зато прибавили корректности.
Очень красивая пограничница, похожая на бывшую соотечественницу Наталью Поклонскую, на чистейшем, шевченковском, литературном украинском языке поприветствовала меня - насколько литературно мог, я ей ответил.
Въезжал по гражданскому украинскому паспорту - заграна еще не было, только ехал его забирать.
Немного волновался, но вопросов не возникло - недолгие манипуляции, и я въезжаю в Украину как гражданин Украины.
После подошел украинский таможенник - задал несколько вопросов на чистейшем, пушкинском, литературном русском языке - и я ему по-русски ответил.
В Украине как было, так и осталось - отвечают на том языке, на котором спрашиваешь.
Поезд вновь тронулся. Бабы забирались с баулами в подошедший на соседнюю платформу поезд Кишинёв-Москва.
У, будет там у них до Брянска веселуха.
Я ехал в Киев как украинский гражданин. В моей башке текли на украинском фоновые мысли.
Поезд въезжал в Киев. Я осознал странную-странную мысль - последний раз в Киеве зимой я был аж 10 лет назад - и это была аномально теплая зима, когда в январе начали зеленеть деревья. А до того -
в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год, когда Ельцин объявил, что он мухожук, а мы с Максом записали самый крутой металлевый альбом нашей жизни.
Впрочем, зима и сейчас была неожиданная - после бурной метели и тревожных новостях о снежных коллапсах меня встретил Киев - ни снежинки, ни дождинки. Морозный, но совершенно ясно бесснежный.
Поезд остановился без двадцати минут полночь, и я поспешил в метро.
Уже через 50 минут я покупал в круглосуточном магазе вкуснейшие сыры и хамон, через 1 час с небольшим приветствовал братца, а уже ближе часам к 2 ночи проваливался в сон - чтобы рано утром встать, да ломануть по делам - забрать загранпаспорт, поддержать украинскую коррупцию на 200 американских долларов и получить себе украинские водительские права на 30 лет (!), помочь крымским друзьям с разной бюрократией, внезапно развиртуализоваться с
technolirik, внезапно пребывающим в Киеве на эти же даты, проездом из постоянного места жития
Германии в родной Бердичев, и знакомством остался очень доволен - Александр человек интересный и ненапряжный, ну и вообще, навестить много разных друзей - дружба с которыми не только не побилась разными выпавшими на долю наших стран испытаниями, а только окрепла.
Спасибо вам всем, дорогие друзья, что нашли время.
Киев, кстати, похорошел. Истерия и подавленность, столь ясно заметные
во время последнего моего визита, спали - уступив место знаменитой киевлянской беззаботности.
А еще вновь заметно русифицировался - после резкого прыжка украинизации.
Уезжал я из Украины как и собирался - проехался экспрессом Интерсити до Харькова, погулял наконец-то по самому Харькову вдумчиво -
а то всё проездом да на бегу, а потом благополучно отбыл на поезде обратно в Орёл (как и ожидал - украинский кордон прямо в Харькове, российский - уже прямо в Белгороде).
Но это будут уже другие истории - расскажу, если настроение будет.