Вьетнам. Ханой

Nov 29, 2010 01:48



Первое что всегда встречает свежеприбывшего в Юго-Восточную Азию - обдающий хлопок влажного, плотного, субтропического воздуха. Только потом, когда привыкнешь к этой влажной тяжеловесности начинаешь чувствовать оттенки.
В Индии это будет гремучая, разящая смесь мочи, костров и карри. В Китае - что-то такое пряное кисло-острое. В каком-либо азиатском мегаполисе - устойчивый запах выходящих из строя, "текущих" кондиционеров.
Какого-то особого запаха Вьетнама не услышал.
Где-то чуть отдает жасмином и женьшенем, где-то чем-то остро пряным (привет достославной "Звездочке", которая как раз отсюда родом), где-то душновато влажным.
Единственный запах который явно доминирует в еде - соус ныок мам, изготавливаемый из тухлой рыбы. Сами понимаете - о-о-очень специфично и для неаборигенов - о-о-очень неоднозначная штука, хотя лично мне вполне нравится.

В любом случае - солнце в Индокитае редко светит не пробиваясь сквозь подушку висящего влажного тумана.
Это заметно с первого момента благословенного вступа на благословенную вьетнамскую землю.




По Ханою очень сложно передвигаться.
Тротуары крошечные, и всегда плотно забиты - вся жизнь проходит на улицах.
Именно на улице, на тротуаре а то и прямо на проезжей части люди общаются, трапезничают, работают, торгуют.
Плюс любой свободный квадрат вплотную заставлен всевозможными двухколесными средствами - от велосипедов, через скутеры до огромных, внушительных тяжелых старых трофейных мотоциклов.
Мопеды ездят как вздумается, где вздумается и когда вздумается.
Любой переход дороги превращается в увлекательную головоломку, сродни детской игре в пятнашки, или "догони меня мопед".
Нужно мелкими продвижениями вклиниваться сквозь непрерывно прущую, трезвонящую железную волну, глядя на 360 градусов и резво выбрасывая коленца, если представилась возможность выскочить на какой-нибудь спасительный пятачок безопасности.
Еще восхищает врожденная способность вьетнамцев перевозить на одном мопеде либо целую ораву людей, лицо целый тюк неформатного груза.

Но в целом, несмотря на кошмарный внешний хаос происходящего на дороге - аварий не видать, плюс никто не злобствует, бибикнуть вслед сам бог велел, но давить из-за плохого настроения никто не станет.




Памятуя победившую социалистическую сущность Вьетнама - немудрено, что везде и всюду натыкаешься на путеводные плакаты к светлому будущему, с наставлениями от мудрого дедушки Хо, али просто очередным напоминанием товарищам, о том, что мол-де верной дорогой идем







На этом плакате, с сборной солянкой идеального социалистического общества, показательно присутствие буддийского и католического священника - как-то, за исключением Кубы, только в Азии социалистические/ коммунистические идеи сумели бесконфликтно спаяться с религией, и священник вовсе не был приравнен к эксплуататорскому классу




Куча подзабытых артефактов:
ПыонЭры-герои




И просто припионеренные




Революционные лепные композиции, где мужик с треглавым штекером в руках призывает... ну явно к чему-то прогрессивному




Ну и без такого персонажа как V.I.Le-Nin картина, естественно, была бы неполна




В городе легко и вольготно чувствует себя и колониальное французское наследие










И напоминание о тысячелетии Ханоя (неплохо сохранился)




И американские трофеи




И все артефакты буддизма - от маленьких домовых




До всего древнего наследия













Почти колокольня в Калязине







Вьетнамский язык очень громкий.
Любое общение происходит на резких, гортанных, звонких выкриках.
Если видите как два вьетнамца зычно друг на друга орут на улице - не подумайте, что они ругаются, скорее ровно наоборот - заботливо справляются о здоровье тетушки или дядюшки.
Громче всех орут, конечно, дети. Проходя мимо школы недолго и оглохнуть.
Если и утрирую, то совсем чуть-чуть







Стандартные вьетнамские городские жилища бесподобны - они, в абсолютном большинстве, очень узкие и высокие.
Комнаты располагаются вертикально, соединяются крутыми винтовыми лестницами.
На первом этаже обязательно лавка.
Услышав, скажем, "четырехкомнатная квартира" - не надо представлять себе коридор, дверь в кухню, ванную/туалет, дверь в гостиную, дверь в зал, дверь в спальню и дверь в кабинет - следует представлять узкий четырехэтажный дом, на каждом этаже по комнате, начиная с второго этажа все комнаты, соответственно, благодаря одной лестнице, проходные.







Причем это может касаться самой современной застройки




Расстояние между домами порой такое крохотное, что к соседу можно ходить в гости через окно на балкон - противоположный дом, порой, на расстоянии вытянутой руки







Как уже сказал - вся жизнь протекает на улице.
Можно встретить самых разных людей. Можно увидеть, как присев на проезжей части, с гудящим транспортом, мужик меланхолично свежует курицу. Лениво прогуливается бабушка с фирменным вьетнамским коромыслом с горой фруктов. Другая бабушка предлагает прохожим свежих живых скорпионов (или это были пауки? Хрен его знает). Мужички играют в го или шахматы, сидя прямо посреди оживленного тротуара, не замечая окружающего, только азартно восклицая в такт своим мыслям. Тетка моет голову в тазу. Мужик, пренебрегая всеми правилами работы со сварочным аппаратом, мастерит на земле какую-то арматуру, обдавая брызгами прохожих, пиная, очевидно иссякающий, баллон с газом.




Кто-то в гамаке посреди улицы возлегает, размышляя о бренности всего сущего




Кто-то сам себе портативный цирюльник




Кто-то домашнюю птицу разводит




приспособив под это клочок клумбы под деревом (правильно, чего земле зазря пропадать)




Кто-то сам себе портативная прачечная, сушка, глажка




У кого-то, в конце-концов, обед.
Достал кастрюлю, баллон с газом, не уходя в тротуара все себе сварганил, присел, поел, побалагурил




Особенно умиляет торговля на проезжей части - торговец сидит, чаще всего, на тротуаре, разложив товар прямо на проезжей части, "витриной" к дороге, по которой на расстоянии вытянутой руки непрерывно идут байки, машины и автобусы, пыхая синим дымом и обдавая грязью.
Я так до конца и не понял, к кому этот товар обращен - проезжающий не остановится, а надумавший подойти просто будет рисковать тут же быть перееханным.
Забавно, когда переходишь дорогу, рыпаясь как нервный заяц, а тебе орут - подходи, мол, таких товаров нигде не сыщешь.




Торговля розами на обочине хайвэя сегодня, очевидно, не задалась - продавца сморило в сон. А чо - если кому надо разбудит, али сам розу возьмет, деньги оставит.




Мужики тюнингуют Бентли. Недостаточно еще прокачанная тачила, надо бы мальца добавить, чтобы лохом ушастым не выглядеть - типа Бентли купил, а музыка не купил - пацаны ведь не поймут







Субтропики есть субтропики - вся городская растительность прет как усы половосозревающего, порой такие древние деревья встретишь, что воистину диву даешься










Дорогу просто положили вокруг дерева, залив корни асфальтом




Неизвестный повесил трусы на дереве напротив комплекса правительственных учреждений - то ли острополитическую акцию за этим узреть, то ли местную юморную специфику




А кто-то кропотливо сушит на ограде и на кустах любовно постиранные одноразовые тряпичные салфетки







В черте города полно прудов, и все богаты рыбой.
По периметру немало рыбаков.
Но странно - рыбу с собой не уносят, а просто бросают оземь дохнуть




Али зашвыривают кверху брюхом







Из серии - за что я люблю Азию - ни ограды, ничего. Надумаешь навернуться в пруд - пожалуйста










Ханой стоит на берегу широкой, полноводной Красной реки. Но пробраться к ней непросто - в Азии, в отличие от Европы, на берегу реки селятся самые-самые нищие, сплошным трущобным кварталом










Мавзолей Хо Ши Мина.
Есть целый ворох узнаваемых параллелей - почетный караул, очевидное нежелание что дедушки Ильича, что дедушки Хо быть увековеченным вот таким именно способом







А вот то, за что я люблю Азию - железная дорога сквозь жилой квартал, с витринами в сторону железнодорожного полотна и возможностью дотянуться до окна локомотива лишь перевесившись через подоконник.







При приближении поезда лавки прикрываются, народ жмется к стенкам, переезд перекрывают калиткой на колесах







Уже на подходе к последнему вагону калитка вновь быстро складывается и моторы рвут с места так, что чуть не цепляют вагонную сцепку




Поезд буднично укатывается сквозь квартал. Через минуту о нем уже ничего не напоминает, народ вновь садится балагурить на рельсы.







Жизнь Ханоя, как и тысячу лет назад, идет себе своим чередом.

Фотография, Вьетнам, Я кончел, Радио Внутренняя Венгрия, Путешествия

Previous post Next post
Up