Чечня. Харачой. Что такое чеченский тейп, или социальные особенности чеченского общества

Nov 05, 2019 13:40



Когда разговор заходит о каких-то известных чеченцах, нередко можно слышать, что такой-то имярек происходит из определенного тейпа (тайпа).



Многие домысливали, что тейп - это род, но сие не так. Всё сложнее.


Тейп - особенная часть общинной организации. Род важен, но не основополагающ.


Тейпы имеют название, и названия эти самого разного происхождения - от имени предка, от родового селения, рода занятий, социальной роли.


Тейп имеет ряд строгих порядков, распространяющихся без исключений на всех членов тейпа:

- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа - объявление траура всем тейпом. Воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил предводитель, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, независимо от их материального богатства.
- Совет старейшин заседал открыто, и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей - принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел своё определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведённая его родоначальником.
- Тейп имел своё божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел своё отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.

(Подробнее - Ахмадов Ш. Б. "Территория, природно-климатические условия и население Чечни и Ингушетии в XVIII - начале XIX века").



Разумеется, в идеале ситуация ясна, но как быть не в идеале?


Кровная месть - ну понятно, когда всё черно-белое - мы хорошие, они плохие, где мой кинжал? А когда "они" давно породнены с "нами" отдельными семьями?
Ну, впрочем, тут надо сказать, что кровная месть - явление серьезное и не огульное. Абы как, сгоряча, с плохого настроения не объявлялась.
В случае конфликта тщательно искали возможности примирения - причем переговорщиками выступали старейшины других, нейтральных тейпов, не занимавшие ту или иную сторону.

Внутри одного тейпа браки не заключаются - значит невесту ищешь в другом тейпе. Итог - тейпы неминуемо роднятся и перемешиваются. А тейпов как таковых не так уж и много.
Значит вскоре тейпы начинают родниться с иными народностями. Делиться на части и отселяться.
А в тейпах, что излишне сильно разрослись, постепенно начинают на запрет внутритейповых браков закрывать глаза - следя лишь за тем, чтобы брачующиеся не оказывались сильно близкими родственниками.

Раньше просто назвать свой тейп - разом объяснить дислокацию, положение дел. А сейчас - тейп может быть один, род другой, место жительства - третьим. По разным населенным пунктам - представители разных тейпов.

А окончательно ситуацию разорвала сталинская депортация чеченцев - многие родовые села, такие как Харачой, попусту обезлюдели.


Село Харачой дало одноименный тейп.
Самый, пожалуй, известный его представитель - Руслан Хасбулатов, советский политический деятель, на своё время - один из ключевых людей огромной страны на 1/6 часть суши.
Но сам он родился в Грозном, вырос в Казахстане, учился в Москве.

И это типичная история, справедливая для многих - сегодня структура тейпового общества сильно трещит - тейп силен и важен при традиционном строе жизни.
Но когда Чечню накрывает урбанизация и эмансипация - для молодых институт тейпа начинает быть лишь декоративной, мало что значащей традицией.
Тем более в путанице, когда перемешивались веками, когда на одни и те же события у разных тейпов разные толкования.

Стало сложным держаться корней. Представители одного тейпа могут рождаться и жить совершенно в разных городах и селениях. Формально принадлежать к одному тейпу - но фактически жить поврозь.


Традиционалисты бьют тревогу - отмирание системы тейпов - тяжкий удар по чеченской идентичности. Так они считают. В общем-то - небезосновательно.


Я совсем, надо сказать, не уверен в том, кто победит - культурная традиция, или молодежная эмансипация. Куда, образно говоря, чеченской молодежи будет в будущем желаннее ездить - в Мекку на хадж или в Берлин на выходные.


История знает совершенно разные примеры - хоть те же Иран или Афганистан, некогда весьма открытые, молодежные страны - ныне провалившиеся в фундаментализм настолько, что исторические фото, с показом мод в Кабуле или с иранскими женщинами в купальниках смотрятся дико.

В Чечне сейчас ровно поровну факторов, позволяющих в одинаковой мере предположить реальность обоих вариантов.


Сказки народов мира как зеркало души, Путешествия, Rosseûško-Matuško

Previous post Next post
Up