Если я правильно понимаю Ваш тезис, то безграмотный Хомяков со своей (плохо понятой) немецкой философией оказался способен произвести оригинальную богословскую мысль, на которую не было способно ни православное начальство со своей ложной экклезиологией, ни, в общем, очень грамотные католические авторы вроде Гагарина. Вопрос - каким же образом? Вот тути хотелось бы подробностей, особенно, конечно, про немецкую философию. Моя рабочая гипотеза состоит в том, что богословие определенной эпохи не может обойтись без философского языка данной эпохи - но я не думаю, что Вы ее разделяете...
я ее разделяю отчасти: обойтись может, но хорошо использовать. Хомяков создал оригинальное богословие, впихнув в Шеллинга какие-то огрызки богословия вполне синодального. его это не удовлетворило, и он стал дрейфовать дальше в сторону протестантизма (но уже и начинал с протестантского уклона). в конце жизни он пришел к отрицанию божества Христа. начинал он в 40-е годы как более православный, чем иезуит Гагарин, но кончил каким-то трешем. в брошюрах своих он еще не дошел до такого, но уже смердело, на что и указывал Гагарин.
по тогдашним правилам игры, Гагарин получался самым православным. но правила были, конечно, ужасные. Брянчанинов из них вышел. чтобы выйти, надо было поверить в исихазм. эта вера состоит не из одного пункта, а из двух: 1) что в церкви всё определяется монашеством (Гагарин это понял в молодости, а Хомяков так и не понял никогда; правда, Киреевский -- единственный из славянофилов -- это понял, а потом понял Леонтьев), 2) что в монашестве всё определяется "паламизмом".
Comments 9
Reply
Reply
как всегда, текст прерывается на самом интересном месте
Reply
текст доходит до конца этого примечания ))
а о чем Вы бы хотели продолжения? (это не праздный вопрос).
Reply
Reply
Хомяков создал оригинальное богословие, впихнув в Шеллинга какие-то огрызки богословия вполне синодального. его это не удовлетворило, и он стал дрейфовать дальше в сторону протестантизма (но уже и начинал с протестантского уклона). в конце жизни он пришел к отрицанию божества Христа.
начинал он в 40-е годы как более православный, чем иезуит Гагарин, но кончил каким-то трешем. в брошюрах своих он еще не дошел до такого, но уже смердело, на что и указывал Гагарин.
по тогдашним правилам игры, Гагарин получался самым православным. но правила были, конечно, ужасные. Брянчанинов из них вышел. чтобы выйти, надо было поверить в исихазм. эта вера состоит не из одного пункта, а из двух: 1) что в церкви всё определяется монашеством (Гагарин это понял в молодости, а Хомяков так и не понял никогда; правда, Киреевский -- единственный из славянофилов -- это понял, а потом понял Леонтьев), 2) что в монашестве всё определяется "паламизмом".
Reply
Leave a comment