Наше сегодняшнее фотосравнение состояния исторических памятников основано на фотографиях из альбома "Крымъ. Альбомъ Солнца Россіи." , изданном в С.-Петербурге в 1914 году как Безплатное приложеніе ко 2-му изданію журнала «Солнце Россіи».
Сравнивать будем с моими фотографиями, сделанными в Крыму в разное время, в 2001-2002 годах.
Для начала - немного об этом альбоме, авторе представленных в нём фотографиях и представленных сюжетах из описания альбома на
Сайте магазина "Русский библиофил":
Крым: Альбом Солнца России. Бесплатное приложение к II-му изданию жур. «Солнце России». [Пг., типография Акционерн. Об-ва Издательск. Дела «Копейка», 1914]. [14] с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах. 38,3 х 29,5 см. Издание выходило без титульного листа, распространялось по подписке, в продажу не поступало. Иллюстрации со снимков фотографа В.Сокорнова (Алупка). В современном полукожаном переплете. ... Экземпляры в комплектном виде довольно редки.
Альбом интересен своим изящным макетом. «Солнце России» использовало новейшие технологии полиграфии, в частности, импортные ротационные машины. Это позволяло создавать макет любой сложности, устраивая самые причудливые комбинации текста и иллюстраций, воспроизводившихся в высоком качестве. На репродукциях представлены 32 вида знаменитых мест Крыма начала XX века. Один из известнейших крымских фотографов Василий Сокорнов показал в альбоме Алупку, Ялту, Бахчисарай и их окрестности, Симеиз, Форос, курорт Суук-Су, Гурзуф, Ореанду и некоторые другие замечательные виды.
Альбом имеет ряд интересных особенностей. Одно из центральных мест в нем занял мыс Ай-Тодор с только что, в 1913 г., построенным С.К.Рахмановым по проекту архитектора Н.С.Шервуда замком Ласточкино Гнездо. Эта публикация вида замка появилась в числе первых. Оригинальный дворец на отвесной скале в неоготическом стиле в настоящее время стал визитной карточкой Южного берега Крыма.
У меня тоже есть фотография мыса Ай-Тодор и Ласточкина Гнезда на нём, причем сделанная, вероятно, примерно с той же точки, что и Сокорновым за 87 лет до этого:
Другим фактом, который бросается в глаза, является то, что многие снимки сделаны в сумерках или в пасмурную погоду, что достаточно редко встречалось в то время. Это требовало от фотографа особых навыков и новейших технических средств. Зато снимки создавали необычное настроение, передавали эмоции надвигающейся грозы или морской бури, как на пейзажах К.Айвазовского; близящейся летней ночи в горах и прохладного морского бриза. Таковы, например, снимки: Вечер в горах близ Ялты; Буря на море; Гора Ай-Петри; Ялта - Сумерки на море. В этом же духе - ночной пейзаж при луне на обложке.
Еще одной замечательной особенностью являются довольно многочисленные снимки пещерных городов и «мертвого города» Чуфут-Кале. Среди этих снимков немало фотографий, сделанных в темных пещерах, гротах или помещениях, высеченных из камня, где приходилось применять искусственное освещение для съемки. Тут грот пещерного города Качи-Кальон, виды Черкез-Кермена или Эски-Кермена, подземных пещер Чуфут-Кале. Показан и вид Успенского скита, построенного в скале близ Бахчисарая, с его живописно расположенными на отвесной скале кельями.
"Мёртвый город" Чуфут-Кале я посещал дважды - во второй половине 1980-х во время велопутешествия по Южному берегу Крыма и во время нашей поездки в Крым на автомобиле летом 2002 года. Надо сказать, что по сравнению с фотографиями начала XX века созранность пещер города в начале века XXI стала заметно хуже.
Время...
В отличие от пещер, развалины зданий в Чуфут-Кале, как оказалось, "помолодели" ;)
Вот как они выглядели в 1914 году (нижнее фото):
... а вот так - в 2002 -м:
Чудеса! :)
Впрочем, реставрация вполне научная - новодельная восстановленная часть отличается по цвету.
В гроте пещерного города Качи-Кален мы тоже побывали в 1987 году, но, увы, фотографий его не сохранилось.
А вот и Бахчисарайский ханский дворец:
Впервые у ворот Бахчисарайского дворца я оказался верхом на велосипеде далёким летом 1987 года (если помните, о том путешествии к воспетому Пушкиным "Фонтану слёз"
была у меня в блоге байка):
Думается, дворец сохранился практически в том же виде, что и в начале XX века.
И напоследок - церковь Воскресения Христова у перевала Байдарские ворота, возле которой нам в 1988 году довелось
переночевать на территории бывшего кладбища - эту байку я тоже как-то рассказывал.
Тоннеля на этой дороге я не помню, хотя ездил по ней не раз - а вот виды на скалу с церковью все те же:
Вид на церковь и море с перевала Байдарские ворота - слева от церкви вы видите дорогу, по которой мы с братцем ходили в Форос, а еще левее, между белой сторожкой и дорогой, и есть то самое
кладбище, на котором мы когда-то заночевали...:
Фотографии с видами с перевала у меня не сохранилось, но зато есть фото снизу, с Южнобережного шоссе:
На ряд снимков попали красивейшие замки и дворцы Южного берега Крыма. Среди них: Дюльбер - дворец Его Императорского Высочества великого князя Петра Николаевича; дворец кн. Воронцова в Алупке с видом на Львиную террасу; окрестности Царской резиденции в Ореанде - беседка, развалины и Крестовая гора; дворцы Ялты (вид на город с западной стороны). Запечатлен большой вид Бахчисарая с ханским дворцом в центре и др. Отражены и природные достопримечательности: скалы «Дива» и «Монах» близ Симеиза, мыс Фиолент у Георгиевского монастыря и др. Черноморский колорит снимкам придают бухты, пристани, гавани и живописные горы причудливых форм, покрытые туманами или облаками.
И под самый занавес - об авторе этих замечательных старых снимков:
Василий Никандрович Сокорнов (1867-1946) - один из самых ярких фотохудожников Крыма, работал до Октябрьской революции и в первые десятилетия советской власти. Сделанные им выразительные и поэтичные виды Крыма стали классическими и легко узнаваемыми. В.Н. Сокорнов поселился в Алупке в начале 1890-х г.г. и начал снимать город, его окрестности, а затем и ездить по всему полуострову. В 1900 г. на Всемирной универсальной выставке в Париже его виды Крыма были удостоены бронзовой медали. Он получал награды и ряда других престижных международных конкурсов. С 1908 г. - член Русского фотографического общества.
Еженедельный иллюстрированный журнал «Солнце России» выходил в С.-Петербурге в 1910-1916 г.г. в издательстве «Копейка». Его редактором-издателем, а после эмиграции - владельцем берлинского издательства «Русское искусство» был Александр Эдуардович Коган (1878-1949). Журнал имел цветные иллюстрированные обложки и вклейки; печатал обзоры художественных выставок, биографии молодых и маститых художников, выпускал специальные номера, посвященные, например, 20-летию оперной карьеры Ф.И. Шаляпина (1913 г.), «Памяти А.П. Чехова» (1914 г.) или творчеству В.Ф. Комиссаржевской (1915 г.).
Источники:
Изображения из альбома:
Крымъ Альбомъ Солнца Россіи. - Безплатное приложеніе ко 2-му изданію журнала «Солнце Россіи». - [С.-Петербургъ] [б. и.], [1914]Текст:
Сайт магазина "Русский библиофил"Фотографии - мои