ЛАРИСА ЕРЁМИНА
Услышала на любимом Эхе,
впечатлилась,
решила сохранить себе на память
в данном блоге.
Чтобы этого не забыть
+ чтобы проанонсировать,
создала этот пост-напоминалку
в общегуманитарном блоге -
http://larniker.livejournal.com/357378.html- 07.06.2009
Данный текст набираю буквами - 07.06.2009
Дополнения, шлифовка - 07.06.2009
Сохраняю с
http://echo.msk.ru/programs/all/596117-echo.phtml
Дата :07.06.2009 17:08Тема :Ольга Чехова, актрисаПередача :
Наше всеВедущие :
Евгений КиселевГости :
Рауф Атамалибеков=============
Адаптирую текст для моего комфортного ЖЖ_восприятия:
- делаю более дробным членение;
- выделяю шрифтом то, что считаю нужным выделить;
- убираю замеченные опепятки...
==========
Е. КИСЕЛЁВ: Я приветствую всех, кто в эту минуту слушает радио «Эхо Москвы».
Это действительно программа «Наше всё». И я, её ведущий, Евгений Киселёв. Мы продолжаем наш проект, мы пишем историю Отечества в ХХ веке в лицах.
Мы пишем эту историю, идём по алфавиту, от буквы «А» к букве «Я», конец уже близок, мы дошли до буквы «Ч».
На букву «Ч» у нас три героя.
Одного мы выбрали голосованием в Интернете - это Василий Иванович Чапаев.
Второго выбрали вы в программе, посвящённой выборе второго героя, проголосовали за учёного-аграрника Александра Чаянова.
И третьего героя выбрал я.
И я решил остановиться на совершенно необычной женщине,
женщине удивительной,
загадочной судьбы,
актрисе Ольги Чеховой,
о которой сегодня наша программа.
И в начале программе, как всегда, короткая биография нашей героини.
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ.
Биография русской актрисы Ольги Чеховой
читается, как приключенческий роман
из жизни роковых красавиц,
авантюристок и
аристократов,
которых она сыграла в великом множестве.
Эдакий сериал «Если наступит завтра».
Только участвовали в нём
реальные исторические персонажи первой половины прошлого века,
на фоне
войн,
революций,
прихода к власти большевиков в России и
нацистов в Германии.
И, наконец, смертельной схватки между ними.
Будущая главная его героиня появилась на свет
в апреле 1897 года в далёкой Армении, где
тогда работал её отец,
инженер-строитель немецкого происхождения
Константин Книппер.
Случилось это меньше чем за два месяца до знаменитой встречи Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре», когда они договорились о создании Московского Художественного театра.
Одной из главных звёзд МХАТовской сцены с самого начала стала
Ольга Леонардовна Книппер,
родная сестра отца,
будущая жена Антона Павловича Чехова.
Когда Ольге было 16 лет,
тётка забрала её к себе в Москву и
определила учиться актёрскому мастерству
в одну из МХАТовских студий.
Там она познакомилась с племянником покойного Чехова,
впоследствии выдающимся русским,
а во второй половине жизни и
американским актёром.
В 1921 году она рассталась с мужем и уехала в Германию.
По одной из версий ей помог большевистский нарком просвещения Луначарский, якобы на лечение.
В Германии она осталась насовсем. Попробовала сниматься в кино и неожиданно стала звездой первой величины.
Она сыграла почти в полутора сотнях фильмов, в большинстве случаев в главных ролях.
Ольга Чехова была любимой актрисой Гитлера,
который был лично с ней знаком, и
оказывал всяческие знаки внимания.
Главный источник информации о жизни Ольги Чеховой - её собственные мемуары, написанные под конец жизни.
А умерла она в Германии в 1980 году.
В этой книге можно легко найти много неточностей и просто фантазий.
Так, Ольга Чехова перечисляет главные роли, которые она якобы сыграла в юности на сцене Художественного театра в знаменитых МХАТовских спектаклях.
На самом деле она не сыграла ни одной.
Но тот факт, что
Ольга Чехова была вхожа в самые высшие круги Третьего рейха подтверждают, например,
воспоминания покойного советского дипломата Валентина Бережкова, который работал в Берлине накануне Великой Отечественной войны.
Он пишет, что
на торжественных приёмах Гитлер очень часто появлялся в сопровождении Ольги Чеховой.
При этом существуют серьёзные основания предполагать, что
если у советской разведки и был агент, которому,
подобно вымышленному герою «Семнадцати мгновений весны» Исаеву-Штирлицу,
центр мог поручить выяснить,
кто из руководителей Третьего рейха
пытается выйти на сепаратные переговоры
о мире с англо-американскими союзниками, то
это была Ольга Чехова.
Об этом в частности, уверенно написал в нашумевшей книге «Разведка и Кремль» генерал Павел Судоплатов.
Но в мемуарах самой Ольги Чеховой прямого ответа на этот вопрос нет.
Е. КИСЕЛЁВ: А теперь я хотел бы представить гостя сегодняшней программы. Гость у нас сегодня не совсем обычный.
Чаще всего мы приглашаем
учёных-историков,
учёных-литературоведах, если
речь идёт о писателе или поэте.
Или историков науки, если
речь идёт о каком-нибудь учёном.
Но в данном случае мы позвали
не историка театра и
не историка кино, и даже
не историка разведки, поскольку о разведки здесь тоже у нас речь пойдёт.
А мы позвали
практика современного кинематографа,
телевизионного кинематографа.
Со мной здесь в студии Рауф Атамалибеков,
продюсер фильма «Легенда об Ольге»,
который таким удивительным образом…
Я, когда выбирал Ольгу Чехову,
я не знал, честно говоря,
хотя с Рауфом мы давно знакомы по телевизионным делам,
но я не знал, что только что
на канале ТВЦ прошёл восьмисерийный фильм,
телевизионный художественный сериал «Легенда об Ольге»,
посвящённый этой замечательной женщине,
которую я, не зная о том, что Рауф снимает это кино.
Поэтому Вам, Рауф, слово. Почему Вы вдруг решили заняться Ольгой Чеховой?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Здравствуйте, Евгений Алексеевич, рад с Вами опять видеться на волнах «Эха Москвы». Прежде всего, дело в том, что я продюсировал несколько проектов для московского правительства. У Правительства Москвы есть поддержка…
Е. КИСЕЛЁВ: То есть, не для просмотров Юрием Михайловичем Лужковым в свободное от работы время.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: У московского Правительства есть программа поддержки отечественного телефильма.
Е. КИСЕЛЁВ: И эти фильмы, как правило, показываются на канале ТВЦ.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Не всегда. Например, один из первых фильмов «Неудача Пуаро» показывался по каналу ТВС, который Вы возглавляли. Но в данном случае это идёт по каналу ТВЦ.
Ко мне обратилась руководитель Департамента, который
занимается созданием этих фильмов для того, чтобы
я помог создать,
произвести фильм об актрисе Ольге Чеховой.
Прежде всего, потому что этот человек достоин, как нам всем кажется, создателям фильма, того, чтобы о ней узнали российские люди. Дело в том, что Ольга Чехова, вся её судьба, вся её жизнь с самого начала, с самого рождения, ибо родилась Ольга Константиновна Книппер в семье обрусевших немцев, и закончила жить она в 1980 году в Германии.
Вся её жизнь, которую можно разложить на несколько этапов, она заслуживает рассказа.
Е. КИСЕЛЁВ: Давайте начнём с самого главного, с самой большой загадки. Была ли она Штирлицем в юбке? То, что она была лично знакома с Гитлером, с другими высокопоставленными руководителями Третьего рейха, это медицинский факт. То, что у нас не было никогда представителей наших российских, советских спецслужб, никогда не признавали того, что в Берлине были бы какие-то разведчики-нелегалы, или агенты, завербованные среди высокопоставленных чиновников или агентов, которые бы работали на таком уровне на советскую разведку.
Но получается, если действительно правда, что Ольга Чехова, как об этом рассказал совсем недавно ныне покойный генерал Павел Судоплатов в своих нашумевших воспоминаниях «Разведка и Кремль», если она правда была агентом советской разведки, то получается, это был единственный человек, который действительно мог получить от центра задание, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» выяснить, кто из ближайшего окружения Гитлера мог искать контактов с Западом, пытаться провести сепаратные переговоры на территории нейтральной Швейцарии или Швеции с представителями американской или английской разведки. В реальной жизни это могла сделать только Ольга Чехова.
Но есть такой закон, такое правило у спецслужб, они по тем или иным соображениями не комментируют. Они не опровергают историю с Ольгой Чеховой и не подтверждают.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Более того, когда мы готовились к съёмкам фильма, были определённые запросы, и служба внешней разведки нам сказали о том, что сведений, что Ольга Чехова работала на службу внешней разведки нет. Вы знаете, я всё-таки, и все создатели фильма, более того, фильм доказывает, как нам кажется, что Ольга Чехова была разведчицей, и как минимум, она была агентом влияния. Но мы думаем, что она работала на разведку. Можно привести несколько фактов, которые защищают…
Е. КИСЕЛЁВ: Я Вас перебью, чтобы оговориться. Как я понимаю, ваш фильм не документальный.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Нет, это художественный фильм.
Е. КИСЕЛЁВ: Где есть какой-то простор для вымысла, но базируется он на реальных исторических фактах.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Всегда интересно рассказывать не просто историю или эпоху, зрителей интересует некая конкретная личность в развитии исторической эпохи. Зрители всегда следят за судьбами человеческими. Нас интересовала не традиционная биография и личность Ольги Чеховой. А дальше мы её уже волею фантазии авторов помещали в ту или иную, созданную нами, и опирающуюся где-то, а где-то далеко уходящую от исторических реалий атмосферу.
Е. КИСЕЛЁВ: Давайте всё-таки, по порядку, всё-таки, мы пытаемся реконструировать то, что было или могло быть в реальной жизни, в реальной истории, в реальной человеческой судьбе Ольги Книппер-Чеховой. Вы всё это изучали, знаете лучше меня. То, что она была если не арестована, задержана и привезена в Москву. Это факт?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Это абсолютный факт. Когда советские войска захватили Берлин, то сотрудники СМЕРШа арестовали Ольгу Чехову и её дочь и внучку, и перевезли в Москву.
Е. КИСЕЛЁВ: Именно арестовали, надели наручники?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Трудно установить, надели ли они наручники или нет. В нашем фильме они её усыпили. То есть, она не добровольно уехала в Москву.
Е. КИСЕЛЁВ: Застав врасплох, да?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да. С другой стороны, она не пыталась воспользоваться шансом, который один из героев нашего фильма ей предоставил, она не бежала на американскую сторону. Она осталась в доме, и когда пришли сотрудники СМЕРШа, они её усыпили и перевезли в Москву. Как было по-настоящему, мне трудно сказать. Но она была препровождена в Москву, где её поместили не в Москву, а на явочную квартиру. С ней очень хорошо обращались, её не били, не оказывали никакого психологического воздействия, а просто начались допросы, начались интервью, собеседования.
Е. КИСЕЛЁВ: То, что называется по-английски де-брифинг, когда разведчик приходит с холода, то он всегда под подозрением, но там действует презумпция невиновности. Всегда разведчика, вернувшегося с длительной командировки, подозревают, не оказался ли он двойным, тройным агентом, и проверка продолжается не то что месяцами, а годами. Но это совершенно не обязательно происходит на Лубянке, в кабинете следователя.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Она довольно полно рассказывала о своих контактах с высшими нацистскими руководителями. А контактов у неё было более чем достаточно, т.к. она была одной из самых популярных актрис в Германии, с момента её переезда буквально в 1921 году из советской России в Германию, она была личной любимицей Гитлера.
Е. КИСЕЛЁВ: Это очень важно. Помните. В «Семнадцати мгновениях весны» говорится о Марике Рок, которая была тоже одной из любимейших кинематографических звёзд нацистской Германии. Но Ольга Чехова была столь же популярной, если не больше.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Здесь сыграло роль несколько вещей. Марика Рок была безумно популярной, конечно же. Но она была венгерка, она не была немка. Всё-таки, Ольга Книппер была чистокровной немкой. У неё родители были немцы, да, обрусевшие, но немцы. А это в то время играло решающую роль. Она была безумной красоты, действительно, когда смотришь её фотографии, удивляешься. Она сразила огромное количество сердец. И кроме Геббельса, все остальные руководители германского рейха были её поклонниками.
Е. КИСЕЛЁВ: Геббельс её не любил?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Геббельс её ненавидел. Дело в том, что она ему отвечала тем же. Она в своих воспоминаниях говорит, что он был абсолютно закомплексованный маленький человечек, не похожий на остальных типичных немцев, который однажды на балу, который давала Ольга Чехова у себя дома, упал с лестницы, схватившись за деревянную Мадонну, вызвал смех у всех присутствующих. Геббельс со своим комплексом, который пытался переспать со всеми более-менее знаменитыми немецкими актрисами, кстати, и с Марикой Рок тоже, но получил отказ. Он как ни пытался наладить какой-то контакт, был отвергнут, в том числе и Ольгой Чеховой. И люто её возненавидел.
В её воспоминаниях она отвечала ему тем же. А вот другие, и прежде всего, это конечно, Гитлер, очень симпатизировали ей.
Е. КИСЕЛЁВ: А что она пишет о них в своих воспоминаниях.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Очень интересно. Гитлера она называет довольно неловким человеком, но с определённой австрийской галантностью. Очень интересно, я тоже, когда прочитал, мне было странно это услышать. Смущающимся, довольно нудным в общении, но когда он выступал перед аудиторией, он становился бешеным оратором. Геринга она сравнивает с землемером, скромным, скучным человеком, с Герингом очень интересно произошло в конце войны, когда она находилась в какой-то момент «под колпаком» у Геринга, как мы привыкли эту фразу произносить.
Е. КИСЕЛЁВ: У нас «под колпаком» у Мюллера.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: В данном случае я говорю про Геринга, т.к. он возглавлял гестапо.
Е. КИСЕЛЁВ: Вы имеете в виду Гиммлера.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Конечно же, я имею в виду Гиммлера. Он был похож на землемера. Я потом скажу, как она описывает Геринга. Гиммлер в конце войны, всё-таки, видимо, количество информации об Ольге Чеховой, которая подозрительная, информация, которая заслуживала того, чтобы она была арестована, она узнала, что она будет арестована. Она лично позвонила Гиммлеру и попросила, чтобы это произошло утром, чтобы она успела выпить чашечку кофе. Гиммлер пришёл её арестовывать лично вместе с эсесовцами. Он был невероятно изумлён, потому что с фрау Чехов сидел сам Гитлер и пил с ней кофе.
И довольно изумлённо спросил: «А что здесь делает Гиммлер, зачем он сюда пришёл?» Ольге Чеховой таким способом удалось обыграть такого человека, как Гиммлер и в итоге спастись.
Е. КИСЕЛЁВ: Но это по версии, которую она сама изложила в своих мемуарах.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да. У нас только один источник. Как Вы понимаете, ни Гитлер, ни Гиммлер никаких по этому поводу сведений не оставили. Что касается Геринга, она его называла тщеславным, фанфаронистым человеком, который много позёрствует. Дело в том, что у неё был один из её любовников, он был немецкий ас. И она не понаслышке знала немецкую авиацию.
Е. КИСЕЛЁВ: И знала цену рейхсмаршала.
Е. КИСЕЛЁВ: Мы здесь прервёмся, потому что подошло время Новостей середины часа на «Эхо Москвы» и через минуту-другую продолжим разговор об Ольге Чеховой. Оставайтесь с нами.
НОВОСТИ
(Окончание Части Первой - ЛЕ)
==================
Часть ВТОРУЮ см
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/2386.html