Часть ПЕРВУЮ см
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/2222.html ==========================
Часть ВТОРАЯ:
НОВОСТИ
Е. КИСЕЛЁВ: Мы продолжаем программу «Наше всё» на волнах «Эхо Москвы». Сегодняшний выпуск посвящён Ольге Чеховой, русской актрисе, которая волею судеб, вскоре после революции оказалась в Германии, стала там кинозвездой первой величины, одной из самых популярных актрис гитлеровской Германии, которую обожал Гитлер, и которая, как гласит легенда, официально никогда никем не подтверждённая, но легенда, которая под собой имеет больше чем достаточно оснований, была в действительности чрезвычайно ценным агентом советской разведки.
Об Ольге Чеховой мы сегодня беседуем с продюсером фильма «Легенда об Ольге», который совсем недавно вышел на канале ТВЦ 8-серийный телевизионный фильм Райф Атамалибеков сегодня гость нашей программы и мы остановились на том, что есть воспоминания об Ольге Чеховой, где она описывает разные ситуации в своей жизни, в том числе и свои встречи с Гитлером, замечательную историю, когда подозревавший её, что что-то там не чисто, и слишком много компромата есть у немецкой контрразведки, у гестапо на Ольгу Чехову, рейхсфюрер Гиммлер пришёл её арестовывать, то застал у неё за чашечкой кофе самого фюрера, который был немало удивлён, когда человек, которого он никак не думал здесь увидеть, зачем-то здесь появился. И тем самым вопрос об аресте был закрыт. Как гласят мемуары самой Ольги Чеховой.
Кстати, хочу спросить Вас, Рауф, а есть воспоминания современников?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: По-крайней мере то, что нам не удалось никаких найти воспоминаний, так или иначе касавшихся Ольги Чеховой…
Е. КИСЕЛЁВ: Несмотря на всю её популярность.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Но может быть мы не глубоко копали, и нам какие-то не были доступны материалы в Германии, потому что, как вы понимаете, удивительно, что в России имя Ольги Чеховой абсолютно замалчивалось. И несмотря на то, что она была…
Е. КИСЕЛЁВ: Наверное, для этого были причины. У нас ничего просто так не замалчивается.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. При этом мы все знаем великих немецких актрис - Марику Рок, Марлен Дитрих, которая уехала, когда нацисты пришли в Германию. Но я скажу честно, что для меня, пока я не столкнулся с этим вопросом, я знал, что она актриса, но что она была знакома с руководством гитлеровской Германии, у неё была такая потрясающая судьба, я не знал. Я знал, что она, будучи 17-лшетней девушкой, вышла замуж за Михаила Чехова, знаменитого великого русского… племянника А.П. Чехова.
Е. КИСЕЛЁВ: Она сама была племянницей Ольги Леонардовны Книппер.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: И поэтому было две Ольги Книппер-Чеховой. Одна Ольга Леонардовна, супруга Антона Павловича, и вторая Ольга Константиновна, супруга Михаила Чехова. Я знал, что она уехала в Германию.
Е. КИСЕЛЁВ: В процессе работы над фильмом Вы смотрели фильмы с её участием?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, нам удалось посмотреть два фильма. Она потрясающая актриса. Кстати, ведь Ольга Леонардовна не признавала за Ольгой Чеховой-младшей каких-то больших актёрских достоинств. Она говорила, что самое большое её достоинство - это её красота, потому что она была действительно безумно красива. И всё.
Е. КИСЕЛЁВ: А в кино она играла роковых красоток.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Она играла и в немом кино, когда только приехала, а когда перешло всё на звук, она даже у Хичкока снималась, между прочим. И она, так или иначе, она смогла доказать, может быть самой себе, может быть всем остальным, что она безусловно не просто красивая женщина, а она ещё прекрасная актриса. И вот тут очень интересно, мне кажется, ведь разведчик, как я понимаю, и со своей стороны он - это прежде всего артист, актёр, потому что нужно погрузиться настолько в обстоятельства и играть безошибочно, потому что любая фальшь приведёт к провалу.
Мне кажется, что это говорит о том, что Ольга Чехова, ей довольно легко было так или иначе, мы, кстати. Об этом в фильме говорим, что когда пытается НКВД спровоцировать Ольгу Чехову, когда она находится здесь, ещё перед отъездом в Германию, я имею в виду перед тем, как её принял Берия, начал лично расспрашивать, создали провокацию и ей подсунули провокатора. Но провокатор сказал, что она абсолютно искренняя, на что один из руководителей контрразведки российской сказал: «Ну, она же актриса! И она прекрасная актриса».
Моё личное мнение, что она пользовалась своим влиянием, своей красотой, и так или иначе она была агентом влияния, но вполне возможно, что она передавала какие-то сведения, которые она могла узнать, она передавала советской разведке.
Е. КИСЕЛЁВ: Мы остановились на том, что у нас разговор идёт немного сумбурно, какие-то линии этого разговора невольно обрываются, но я хочу вернуть Вас в 1945 год. Рассказывали, что в 1945 году сотрудники СМЕРШа не арестовали, но задержали её, по вашей кинематографической версии, это некое художественное преувеличение, её усыпили, доставили в Москву, но бросили не в Лубянку, а поселили в конспиративной квартире, в центре Москвы, где с ней вели долгие беседы высокопоставленные сотрудники НКВД, сотрудники советской разведки и контрразведки. И дошло до того, что с ней стали общаться Меркулов, Абакумов и сам Берия.
Обращаю ваше внимание, уважаемые слушатели, что известные разведчики, которые работали в Европе на советскую разведку Леопольд Треппер и Шандар Рада после войны были арестованы. И, пользуясь терминологией из фильма «Семнадцать мгновений весны», в Москву их привезли без погон и в кандалах. И тот, и другой просидели на Лубянке до самой смерти Сталина. И их считали предателями, двойными агентами, врагами народа. Были и другие печальные истории, связанные с тем, как советские разведчики, возвращаясь после войны с менее известными фамилиями, возвращаясь после войны в Советский Союз, иногда окольными путями, оказывались под подозрением и попадали в ГУЛАГ. С Ольгой Чеховой этого не случилось.
Я так понимаю, что удивительным образом… я не говорю об истории с Валленбергом, когда Валленберга тайно похитили, привезли шведского дипломата, который занимался спасением венгерских евреев в Будапеште, выкупал евреев и делал то же, что делал Шиндлер, только в значительно большем количестве. Его похитили, привезли. Это загадочная история, которая до конца не известна. Погиб он, зачем его задержали, зачем его спрятали на Лубянке, чего от него хотели? Потом только это всплыло, что шведское правительство его ищет. Отдельная история, не будем в неё погружаться, но Ольгу Чехову, и это, как я понимаю, не домысел авторов фильма. Это произошло в реальной жизни. И её не просто отпустили на все четыре стороны, ей ещё помогли обустроиться в Германии после войны, в разрушенном Берлине.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Помогли восстановить её дом, снабжали её продуктами. И когда она изъявила желание переехать в Западный Берлин, ей никто не препятствовал. Конечно, это удивительные вещи, никак по-другому, с такими людьми и подобного рода решения принимаются на самом верху. И понятно, что я думаю, что в её судьбе принимал какое-то участие, как минимум, Берия. А вполне возможно и сам Иосиф Виссарионович Сталин.
Е. КИСЕЛЁВ: Кстати, сын Берии покойный, Серго Берия, написавший книгу незадолго до смерти «Мой отец Лаврентий Берия», касается там, насколько я знаю, истории с Ольгой Чеховой. И пишет в книге, что у него нет никаких сомнений, что Ольга Чехова была нелегальным советским разведчиком экстра-класса.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Более того, насколько мы знаем, она входила в группу, по крайней мере, насколько можно понять, в группу, в которой советской разведке было поручено физически устранить Гитлера. И в последний момент был из Москвы получен приказ, отменяющий физическое устранение Гитлера, т.к. руководство Советского Союза решило, что в случае устранения Гитлера другие руководители Третьего рейха смогут пойти на сепаратный мир с Западом.
Е. КИСЕЛЁВ: Об этом написал Судоплатов в своей книге. Историю с покушением на Гитлера, которое было отменено, как раз рассказывает он. Надо отметить, что генерал Судоплатов как раз за все эти вещи и отвечал, потому что он отвечал за спецоперации советской разведки, связанные с физическим устранением противником, Троцкого перед войной, ещё ранее одного из лидеров украинских националистов Коновальца. И прочее, прочее, прочее. Правда, надо сказать, что там история была с этими мемуарами. Есть официальная, даже не официальная, а полуофициальная позиция советской разведки, точнее, уже российской службы внешней разведки.
Мы всерьёз не относимся к мемуарам Судоплатова. Там очень много неточностей. Он пишет о вещах, о которых он не знал и не мог знать. При этом надо понимать, что сам Судоплатов - это человек очень сложной судьбы, он получил после смерти Берии, был арестован, как один из его сообщников, хотя он был в той же мере сообщником Берии, как и любой другой высокопоставленный сотрудник разведки в то время. Но он получил 15 лет, отбарабанил их от звонка до звонка, вышел на свободу в 1968 году. А мемуары свои издал уже в постсоветское время. И рассказал, очевидно, там очень много, чего рассказывать было нельзя. И мы можем допускать, что такое снисходительное отношение бывших разведчиков, действующие разведчики не комментируют.
Но мы со слов нашего бывшего президента, а ныне премьер-министра знаем такую максиму, что бывших разведчиков не бывает. И что есть такая негласная договорённость, что когда заходит речь о мемуарах Судоплатова, то все так снисходительно говорят, что Судоплатов - это не авторитет. Хотя я не исключаю, что такое отношение делается сознательно для того, чтобы дезавуировать некие биты информации, которые, возможно, с точки зрения спецслужб, если подтвердить, что это соответствует действительности, возможно с точки зрения спецслужб это наносит потенциальный возможный ущерб, раскрывает какие-то секреты, которые нам с вами, уважаемые слушатели, знать не дано.
Но, тем не менее, я ещё о чём хотел Вас спросить. Вернувшись в Германию, ведь Ольга Чехова продолжала работать в кино?
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, она продолжала работать в кино, и предпоследняя её картина была в 1953 году. После этого в Германии против неё… всё-таки, не удалось скрыть её исчезновение из Германии и пребывание в Советском Союзе, поэтому по некоторым сведениям в середине 50-х, будем так говорить, она была подвергнута остракизму. И её обвиняли в измене интересам Германии. Но она, будучи женщиной с железным характером, ей удалось отвергнуть все эти обвинения. Надо сказать, что во время войны Ольга Чехова выступала в агитбригадах. Мы привыкли, что агитбригады были только у советских войск, но были агитбригады и у немецких войск. Она выступала на Восточном фронте в составе немецких агитбригад и поднимала дух немецких солдат.
Ей удалось доказать, что она не является врагом Германии, и она была оправдана, если не судом, она не была никогда под судом. Но в мнении немецких зрителей и немецких граждан. Что ещё можно сказать…
Е. КИСЕЛЁВ: Кстати, есть ещё одно косвенное подтверждение того, что она могла работать на советскую разведку. Она ведь ездила в Голливуд, пыталась там сниматься, перезнакомилась с продюсерами, режиссёрами, самыми знаменитыми актёрами того времени, 30-х годов. Но почему-то вернулась в Германию. Хотя Михаил Чехов, он уже не был к тому времени её мужем, он в Голливуде остался, и в Америке работал успешно. Мне приходилось читать такую версию, что не осталась она в Голливуде не потому, что ей там не понравилось, а потому что сказали: «Нет, Ольга Константиновна, Вы нам нужнее в Германии».
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Мы можем догадываться, но на самом деле она познакомилась в США со всеми звёздами, и с Кларком Гейблом. И с Чаплином, и с Гэри Купером, с Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, которая тоже до этого уехала в США. У неё был карт-бланш, она могла сниматься у самых лучших режиссёров. Но, как она говорит, Америка ей не понравилась, она говорит, что она не понравилась ей своей примитивностью, скаредностью. И поэтому она всё-таки поехала в Германию. Вполне возможно, что ей там не разрешили, что она была более ценна в Германии, имеет право на жизнь.
Но эта женщина легенда. Мы можем только опираться или на её воспоминания, или сделать свои допущения. Но конкретных фактов пока нет. Вполне возможно, что что-то откроется, но на сегодня можно только догадываться.
Е. КИСЕЛЁВ: Но сам факт того, что она была в Москве, её допрашивали, расспрашивали, где-то должны сохраниться протоколы этих расспросов, допросов или записи бесед, которые оперативные работники органов безопасности просто обязаны были делать по завершении. Даже если эти беседы писались с помощью технических средств с вмонтированных куда-то микрофонов на магнитофоны, всё равно…
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Я не знаю, поможет ли нам закон о фальсификации истории сейчас, но может быть, если каким-то образом попытаться раскопать и, основываясь на том, что история не должна быть фальсифицирована, как сейчас все заявляют, попытаться запросить эти сведения на Лубянской площади, вполне возможно, они там есть.
Е. КИСЕЛЁВ: Может быть на Лубянской площади, а может быть в архивах внешней разведки.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Может быть и там.
Е. КИСЕЛЁВ: Бог его знает, но наверняка где-то что-то сохранилось, могло сохраниться. В любом случае это не та фальсификация истории, которая так заботит сейчас некоторых наших политиков.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Конечно же!
Е. КИСЕЛЁВ: Вот если бы кто-то сказал, что Ольга Чехова была публичной женщиной, которая на самом деле никакого отношения к советской разведке не имела и иметь не могла, и вообще, она находилась с сомнительных отношениях с лидерами Третьего рейха… Но, заметьте, мы не знали о ней, но как раз из неё можно было бы сделать показательный… что вот примерно наказать коллаборационистку, которая изменила России, изменила русскому искусству, поехала, бросила МХАТ, русскую сцену и докатилась до того, что стала любимицей самого главного военного преступника всех времён и народов - Адольфа Гитлера. Ведь этого по отношению к ней сделано не было.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно.
Е. КИСЕЛЁВ: Хотя её замалчивали, но её не преследовали, хотя все возможности для этого были.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, совершенно верно. Нас всех это и поражает. Когда мы это отражаем в фильме, при задержании у неё на столе стояла фотография Гитлера с личной подписью «Дорогой Ольге от преклоняющегося фюрера», не за такие вещи расстреливали людей. Она не скрывала того, что она поддерживала боевой дух немецких солдат, которые воевали. Этого тоже было вполне достаточно. И это всё ей простили. Было за что прощать, по-видимому. Я думаю, что если аналитически подходить к её жизни.
Е. КИСЕЛЁВ: Мы додумываем, всё, чем мы сейчас с Вами занимаемся, Рауф, это в некотором смысле домысливание, додумывание, спекуляция, но мы на это имеем право, потому что слишком много обстоятельств в истории, в биографии знаменитой русской актрисы, оказавшейся знаменитой не потому что она блистала на русской сцене, тогда она была девочкой совсем, потому что она оказалась знаменитой актрисой в Третьем рейхе, кинозвездой, любимицей Гитлера, слишком много вопросов возникает при изучении её судьбы, её биографии, всего того, что с ней случилось перед войной, во время войны и после неё.
К сожалению, наше время подошло к концу. Я напомню, об Ольге Чеховой Мы сегодня разговаривали с продюсером только что прошедшего на канале ТВЦ 8-серийного телесериала «Легенда об Ольге», который был посвящён Ольге Чеховой. Рауфа Атамалибекова мы благодарим за участие в нашей программе.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Спасибо.
Е. КИСЕЛЁВ: На этом всё. Я прощаюсь с вами, до встречи в следующее воскресенье.
Р. АТАМАЛИБЕКОВ: До свидания.
Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/all/596117-echo/© 2004 - 2008,
Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/