наконец добрался до вдумчивого перечитывания грандиозного Дома правительства Слезкина. Рассматривая большевизм в контексте истории религии, автор, как мне кажется, оставляет пробелы, которые хочется до-осмыслять. Есть просто речевые эллипсисы, рассчитанные на способность читателя сопоставлять (и часто у меня нет уверенности, что я справляюсь:
(
Read more... )
Comments 7
А разве первохристианам не удалось завоевать первый Рим - разве принятие христианства как государственной религии Константином не означает завоевания Рима?
Я книжку Слезкина одолела только частично - быстро утомилась продираться сквозь цитаты из дневников многочисленных обитателей Дома. Я бы предпочла, чтобы автор, сам прочитав эти дневники, предоставил мне какое-то их осмысление, а не просто воспроизвел их дословно. Вот здесь я кратко изложила свои впечатления от этой книжки.
Более того, идея приравнивания сугубо светских идеологий, какой был марксизм, религиям все же кажется мне довольно сомнительной, несмотря на их внешнее сходство. Я хочу сказать, для меня в религии главное - мистицизм, вера в некие потусторонние силы/сущности, а в марксизме такого все же не было - если не считать пресловутую "историческую необходимость".
Reply
Reply
Единственное, что можно уподобить у Маркса религиозной мистике, это "объективные законы развития общества". Но я не знаю, как именно он мыслил себе эти законы? Если так, как мы сейчас понимаем "законы природы" - то есть, как придуманные нами и еще не отвергнутые гипотезы, то ничего похожего на религию в этом нет.
"Восстановить преемственность"
Читатая биографии людей, родившихся задолго до 1917-го года, чувствуешь, что для них Октябрьский переворот все же был просто одним из довольно рядовых политических событий, идущих непрерывной чередой. Ощущение разрыва появляется только при сравнении их с людьми, уже родившимися после 1917-го, в другой социальной реальности.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment