Гензель и Гретель. 5

Feb 07, 2016 12:00



начало:

http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html
http://humorable.livejournal.com/240856.html
http://humorable.livejournal.com/240907.html

Знакомство Фанни с будущим мужем Вильгельмом Гензелем состоялось в 1822 году, когда Фанни было семнадцать лет.
Так говорят официальные биографы.
А в некоторых источниках утверждают,  что всего пятнадцать.
Значит, в 1820-м?

В любом случае, Вильгельм был старше Фанни на одиннадцать лет, и потому разница шокировала родителей.
Я о нем расскажу немного, поскольку он больше всех Фанни любил - вернее, его любовь  дала ей больше любви всех остальных.


Вильгельм Гензель - сын пастора из северной Германии. В детстве он был лишен особого отношения или образования, рисовать учился сам, используя, по семейным преданиям, краски из подручных средств. После смерти отца ему пришлось заботиться о матери и сестрах.
Но зато потом,все остальное время судьба к нему благоволила: меценаты снабжали его стипендиями и всячески поддерживали.
Во время освободительной войны против Наполеона он сражался добровольцем, вместе с сыном Доротеи Шлегель Филиппом ( художником), поэтом Иозефом фон Эйхендорфом, двoюродным братом Авраама Мендельсона Беньямином - и с Морицем Ицигом, погибшим.

Вильгельм дважды был ранен и после войны награжден.
Он входил в кружки немецких литературных романтиков - с Шамиссо и другими, сам подавая надежды в литературе.
И даже некоторое время колебался между литературой и живописью.

Сестра  Гензеля, Луиза, была одной из первых дам-религиозных поэтесс, и очень популярна в Германии.
Но помимо этого Луиза Гензель была возлюбленной  уже известного нам одиозного антисемита Клеменса Брентано, Людвига Бергера - преподавателя ф-но Фанни и Феликса и поэта Мюллера, увековечившего свой трагический роман в циклах стихов "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь", в свою очередь сохранивших славу в песенных циклах Шуберта.

Луиза так и не вышла замуж, дав обет безбрачия и посвятив свою жизнь воспитанию сирот.
[Интересно, что именно Бергер был первым композитором, написавшим музыку на стихи Мюллера, и кружок, в котором был Гензель, даже ставили что-то вроде театрально-музыкального на этот цикл].

В Берлине Гензелю совсем повезло: в живых картинах - tableaux vivants - чрезвычайно популярных при дворе - на тему поэмы Томаса Мура "Лалла Рух"  участвовали в качестве артистов будущий император Николай 1-й и будущая императрица Александра Федоровна - тогда принцесса Шарлотта.
И Шарлотта сказала: ах, какие прелестные вышли tableaux, жаль, что их никто не запечатлел.
A вышло так, что Вильгельм Гензель их запечатлел все-таки, и Шарлотте понравилось то, что она увидела, и помимо уже написанной картины она заказала еще копию.
Гензель прославился благодаря этой работе, и потому Мендельсоны вместе с Фанни посетили его выставку.
Гензель влюбился, послал Фанни свой портрет и томик стихов того самого Мюллера!



Такой подарок был разнозначен признанию в любви, и, как я уже сказала, эта идея не вызвала сочувствия в родителях.

"Мне бы не хотелось вмешиваться, но я не считаю возможным, чтобы молодой человек дарил свой портрет молодой девушке по случаю ее дня рождения" - Лея решительно осадила Вильгельма и вернула ему подарок.

Особое негодование вызвало у нее неосторожное высказывание Гензеля о возможном переходе в католичество
(под влиянием сестры Луизы) .
В качестве правоверной протестатнтки Лея не могла позволить  пошатнуться репутации семьи.

Она также обосновывает свое решение тем, что у Гензеля пока нет реальных оснований для обеспечения будущего Фанни:
"... смею надеяться,что мы воспитали дочь таким образом, что она не будет падкой на материальные блага. Но с другой стороны, мне бы хотелось знать, что будущее ее обеспечено...Я вышла замуж, когда у жениха моего не было капитала. Но он, зная, что я не стану женой простого клерка, основал свой будущий банк."

В общем, и без этих, достаточно объективных возражений, учитывая, что Фанно была совсем юной - возможно, пятнадцатилетней, понятно было, что будущее этих отношений весьма туманно.
Честно говоря, и художником Bильгельм был искусным, но не выходящим за рамки общепринятых стандартов.

Гете в обзоре художников двадцатилетия назвал его "плоским, погрязшим в дилетантстве и ложных поисках добродетели в патриотизме и античности".

И тут Гензелю опять везет: ему назначают стипендию для поездки в Италию, в Рим, где он, совeршенствуя свое мастерство вблизи оригиналов великих, сможет в результате сделать копии с картин Рафаэля.

В Риме Гензель проводит около шести лет. По случайности ли - но осним из его занятий становится роспись фресками виллы того самого "дяди Бартольди", а работает он вместе с братьями Вейт, кузенами Фанни со стороны отца.

Таким образом, связь с семьей Мендельсонов не прерывается. Kроме того, Вильгельм постоянно переписывается - но не c Фанни, как можно было бы предположить - но с ее матерью.

"Фанни очень молода и не знает, что такое страсть...вы же не хотите ввязать ее в состояние смятения любовными письмами в настроении, которое чуждо ей, в то время, как сейчас перед моими глазами -  цветущая, здоровая, счастливая и свободная девушка "

И письма к Лее Вильгельм Гензель перемежает картинами, эcкизами, рисунками, портретами членов всего семейства Мендельсон, таким образом становясь "своим":



В письмах Лея подчеркивает чистоту и покойное состояние дочери.
Что по этому поводу думала сама Фанни - неизвестно.
Но, как иронически пишет ее биограф Ларри Тодд,

"интересно, заметила ли Лея, что в последующие несколько лет выбор текстов для песен Фанни включал так или иначе понятие томления ( sehnsucht)..."

В Италии Bильгельм Гензель заметно - по высказываниям очевидцев - развился профессионально, и по прибытии в Берлин (1828) достаточно быстро был нaзначен придворным живописцем.
Формальных препятствий к браку уже не было, и в 1829-м году Фанни стала фрау Гензель.

продолжение следует

fanny mendelssohn

Previous post Next post
Up