Золото - жёлтое, как солнце. Но чистое золото в природе не встречается, в нём бывают примеси серебра и меди, а иногда и других металлов. Очистить от них золото не так-то просто. И зачем стараться, чистое золото - мягкое, оно царапается даже ногтем. Из чистого золота нельзя чеканить монеты или делать украшения - монеты изотрутся, украшения исцарапаются, потускнеют и развалятся, драгоценные камни из них выпадут и потеряются. Ювелирное золото и монеты - всегда сплав с другими металлами, хотя бы для твёрдости.
Цвет золота меняется от примесей других металлов очень странно, совсем не так, как если бы цвета металлов просто смешивались
. Сплав трёх частей золота и одной части (белого) серебра - жёлтый с ясным зелёным оттенком. А если вместо серебра - (розовая) медь, то сплав - красно-розовый (а не жёлто-оранжевый, как если бы смешивали пластилин). Постепенная замена серебра на медь даёт самые разные оттенки - от зеленоватого через светло-жёлтый и ярко-жёлтый в оранжевый и красно-розовый. А если золото сплавить с (серовато-белым) палладием, получится яркий белый металл, весь цвет куда-то денется, хоть палладия там может быть не так много. Украшения из такого "белого золота" - в моде в последние несколько десятков лет. А сто лет назад - наоборот, популярным было "розовое золото", с медью, обручальные кольца часто были розовыми. Но это ещё не всё - сплав золота с (серо-белым) алюминием, три к одному - пурпурный, а с (белым) индием - синий!
Кстати, редкий металл индий, который мы теперь сплошь да рядом используем в разных чипах и в опто-электронике, был открыт по своим синим спектральным линиям (он "горит синим пламенем") и назван в честь цвета синей краски индиго, а совсем не в честь страны Индии. Индиго, правда, назвали в честь Индии, откуда привозили эту краску, но это придумали древние греки, которые ничего не знали про спектры и вообще, имели очень странные, варварские представления о цветах. В том совпадении, что именно названный в честь синего цвета индий превращает жёлтое золото в синее, ясно угадывается чьё-то тонкое чувство юмора.
Конечно, теперь есть туча способов обработать поверхность золота и придать ей любой цвет, например, шоколадно-коричневый или чёрный. Золото таких необычных цветов иногда используют в украшениях. Но это уже не "настоящие цвета", это некоторый обман. Мы в детстве больше ценили честные конфеты, у которых "внутри - то же самое, что снаружи". Плавить золото, подмешивать в расплав немного другого металла и просто отливать в формочку, или давать застыть и потом ковать, вот это - "честно".
Американские золотые монеты - "правильного" жёлтого цвета, но не потому, что они из чистого золота. Примеси серебра и меди там подобраны так, чтобы имитировать правильный цвет. Монеты из других стран - других оттенков.
В средние века люди очень хотели знать, какой цвет золота - "настоящий". Конечно, у этого была и практическая цель - самые разные люди чеканили тогда монету, ювелиры "разбавляли" золото, за золото пытались выдавать сплавы меди. К оттенку металла, который у золота такой капризный и чуткий к примесям, относились всерьёз. Но золото было не только ценным, оно было идеальным металлом, символом солнца, самой тяжёлой субстанцией, конечной стадией трансмутации. Люди старались понять золото. Не имея современных инструментов анализа, они делали, как герой Окуджавы - "всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я". Теперь часто ругают врачей, что они смотрят только на результаты анализов для решений о диагнозе, забыв о менее эффективных старых способах. Развивают современные замечательные методы анализа, но больше не "всматриваются" в пациента. Я думаю, что к физикам это тоже относится - так много можно понять, если "всмотреться".
И что же мы видим, смотря на золото? Золотая поверхность - жёлтая. Золото отражает почти весь красный свет, но только 40% - синего. 40% - это немало, поэтому из золота делали зеркала, при дневном освещении в таком зеркале вполне можно отличить тёмно-синий от чёрного. Отражённый мир выглядит желтее настоящего, но цвета не теряются, даже синий.
Теперь-то мы знаем, почему золото удерживает синий свет. В металлах летают свободные электроны, отражающие свет. Их так много, что свет успевает зайти совсем неглубоко внутрь перед отражением. Кроме свободных, есть ещё такие, которые крутятся каждый у своего атома. Свет может выбить их из их атомов, но в обычных металлах это трудно и удаётся только энергичным ультрафиолетовым фотонам, которых мы всё равно не видим. А видимые просто отражаются, поэтому эти металлы не цветные. В золоте это легче. Разница, например, с серебром, в том, что ядра атомов золота очень тяжёлые, с большим зарядом. Электроны, пролетая мимо них, разгоняются до субсветовых скоростей. На таких скоростях "работает" теория относительности, которая крепче привязывает далёкие электроны к ядрам. Если "свободные" электроны - крепче привязаны, то стать свободным в золоте - легче. Поэтому то, что в серебре делает только ультрафиолетовый свет, в золоте делает и синий. Золото - жёлтое из-за теории относительности.
Мир, отражённый в золотом зеркале, монете или короне, окрашиваясь в жёлтый цвет, перенимает немного от сущности золота. Но как усилить эту сущность, лучше вглядеться в неё? Понятно - надо отразить свет от золота несколько раз. И вот средневековые "вглядывающиеся" увидели, как королевский светлый жёлтый цвет превращается во всё более густой жёлто-оранжевый, красно-оранжевый и наконец, тёмный кроваво-красный без намёка на жёлтый. Почему это происходит, нам теперь понятно. При одном отражении мы видим 40% исходного синего, при двух - уже только 16%, при трёх - всего 6.4%. Да и зелёного становится всё меньше - 80% после одного, 64% после двух, 51% после трёх. А красного после одного отражения - 98%, после трёх - 94%, почти столько, сколько в начале. После десяти отражений остаётся в основном красный. Причём то, что мы видим после одного отражения, зависит от того, что отражается - если мы смотрим на красное или на зелёное, отражение будет разным. А оттенок этого окончательного красного уже не зависит от того, каким был исходный свет. Вот она - тайная "сущность" золота. "На самом деле" золото - кроваво-красное!
Если посмотреть через длинную золотую трубку, то вокруг маленького круглого куска мира мы увидим жёлтые блики света, отразившегося от внутренних стенок трубки. А если трубку постепенно сгибать, мир исчезнет и останутся только блики, которые станут всё более красными по мере сгибания трубки. Золото - как солнце, ведь солнце, когда заходит, тоже становится всё более красным. Физическая причина там, правда, немного другая, но это знаем мы, анализирующие, а не те, вглядывавшиеся. Кто-то из них наверняка связывал красную сущность золота с ярко-красным стеклом витражей - красное стекло тогда получали, добавляя золото в расплав.
Одна золотая монетка - жёлтая. Но откроем сундук, полный золота. Внутрь кучи монет свет проникает после многих отражений. Там, в глубине между монетами, угадывается что-то густо-оранжевое, а совсем глубоко - кроваво-красное. Но, если мы вынем монетку из глубины, она будет невинно-жёлтой. А ведь ничего, кроме золота, в нашем сундуке нет.
Памятник Внутри - то же самое, что снаружи Всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я