Очередное продолжение темы. Предыдущую серию читать
здесь.
В комментариях к предыдущей записи возник вопрос о причинах утопления в реке Нева в ночь с 3 на 4 декабря 1941 года парома с танком КВ-1 с заводским номером М-5069, который ныне находится на открытой площадке музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда".
В документах 123-й танковой бригады удалось найти нужную информацию. Из-за падения уровня реки причал на левом берегу оказался выше парома, поэтому требовалось подпилить сваи и выровнять уровень. Однако начальник парома с согласия командира танковой роты и командира танка решил все же танк выгрузить при "ненормальном причале".
В этом же документе указывалось, что командование 123-й ТБР рассчитывало очень быстро вытащить танк, но сделать это удалось только, к сожалению, в 2003 году.
Собственно теперь известно, что 1-й ротой 1-го танкового батальона 123-го ТП 123-й ТД, которая переправлялась на плацдарм вслед за 2-м танковым батальоном, командовал старший лейтенант
Селиванов Михаил Иванович.
Лейтенант Селиванов в мае 1941 года окончил по 1-му разряду 2-е Саратовское бронетанковое училище и был назначен командиром взвода тяжелых танков 44-го танкового полка 22-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Брест (ЗапОВО). Неизвестно сумел ли он добраться до Бреста до начала войны, но в конце июля 1941 года Селиванов командовал взводом тяжелых танков в 1-м танковом полку 1-й Краснознаменной танковой дивизии, а с сентября 1941 года - танковой ротой в 123-й танковой бригаде.
Ниже его фотоснимок из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа.
Лейтенант Селиванов Михаил Иванович
5 декабря 1941 года старший лейтенант Селиванов был тяжело ранен на Невском Пятачке. В дальнейшем воевал в составе 124-й и 175-й танковых бригад.
Погиб командир танкового батальона 175-й ТБР капитан Селиванов 20 марта 1944 года в Ровенской области УССР.
А командовал танком КВ-1 с заводским номером М-5069 в декабре 1941 года младший лейтенант
Егоров Иван Петрович, которого с началом войны призвали из запаса. С конца августа 1941 года он служил в должности командира танка КВ-1 в 86-м ОТБ и 1-й танковой дивизии.
Ниже его фотоснимок из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ.
Младший лейтенант Егоров Иван Петрович
В дальнейшем младший лейтенант Егоров, видимо, по ранению выбыл из Ленинграда и воевал на западном направлении в составе 24-й и 32-й танковых бригад.
Теперь о возможных причинах принятия решения на выгрузку танка на неподготовленный причал. Собственно они очевидны - до утра разобрать настил и спилить сваи вряд ли бы успели, а в светлое время танк на пароме был бы обнаружен немцами. При возврате парома обратно, скорее всего, также были бы проблемы с выездом танка. Так что других вариантов, кроме выгрузки, у начальника парома и танкистов не было.
Для эвакуации танка в последующие дни был подготовлен берег, но вытащить его сразу не смогли из-за отсутствия исправных буксирующих танков, а потом наступили морозы и полынью затянуло льдом.