Как известно, на сердитых воду возят, а на дутых кирпичи. Поэтому продолжим, пока есть такая возможность.
Напомню, что в
предыдущей записи я рассказывал о причинах утопления в реке Нева в ночь с 3 на 4 декабря 1941 года парома с танком КВ-1 с заводским номером М-5069, который ныне находится на открытой площадке музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда". Кроме того, речь шла о причинах того, почему этот танк не был эвакуирован в декабре 1941 года, хотя сделать это собирались.
Еще одной причиной прекращения работ по эвакуации затонувшего танка стали высокие потери среди танкистов 123-й танковой бригады, ремонтников из ремонтно-восстановительной роты бригады, а также приданных ремонтных бригад 23-й подвижной ремонтной базы и Кировского завода. Эти потери были понесены при работах на подбитых в бою 30 ноября 1941 года танках 2-го танкового батальона 123-й ТБР и 107-го танкового полка.
В документах 123-й танковой бригады, в частности, удалось найти информацию о потерях личного состава в период со 2-го по 5-е декабря 1941 года при попытках одеть гусеницу танка КВ-1 с заводским номером М-5207, который ныне также находится на открытой площадке музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда".
Этот танк под командованием младшего лейтенанта
Ермолаева Виктора Николаевича выбыл из 22-го ОУТБ на фронт 25 сентября 1941 года и сразу поступил во 2-й танковый батальон 123-й танковой бригады.
В бою 30 ноября 1941 года на Невском Пятачке танк из 2-й танковой роты 2-го ТБ, согласно сведениям из наградного листа его командира, уничтожил "...5 ПТО, 1 ДЗОТ и до роты пехоты противника, раздавлено гусеницами 2 блиндажа".
Огнем противника танк младшего лейтенанта Ермолаева был подбит. У его разбило ведущее колесо и опорный каток, сбило один поддерживающий каток, оба стартера требовали замены.
Однако "...благодаря хорошей сколоченности экипажа танк был восстановлен силами экипажа". За все вышеперечисленное младший лейтенант Ермолаев, который был ранен 3 декабря 1941 года в ходе ремонта танка, был награжден орденом Красного Знамени.
Младший лейтенант Ермолаев Виктор Николаевич (послевоенный снимок)
Однако в другом документе 123-й танковой бригады информация о восстановлении танка с заводским номером М-5207 выглядит следующим образом:
«...В течении 2, 3 и 4 декабря личный состав ремонтных бригад, проявляя самоотверженность и героизм, не считаясь ни с какими жертвами сделал несколько попыток одеть гусеницу на танк м-5207, но этого осуществить не удалось из-за сильного прицельного артиллерийского и минометного огня противника.
Во время работы по восстановлению этой машины только из состава ремонтных бригад за 4 декабря были убиты помощник командира 123-го ТП 123-й ТБР военинженер 2-го ранга Белов, его заместитель воентехник 1-го ранга Андреев, инженер ПРБ Ленинградского фронта Храмов. За это же число ранено 2 красноармейца из 23-й ПРБ и 1 человек из ремонтной роты 123-й ТБР».
5 декабря при ремонте танка с заводским номером М-5207 были ранены воентехники 2-го ранга
Розанов Иван Капитонович и
Мельяченко Иван Прохорович и два красноармейца из ремонтно-восстановительной роты 123-й ТБР, четыре человека рабочих-слесарей 23-й подвижной ремонтной базы и двое рабочих Кировского завода. Из числа танкистов 2-го танкового батальона в тот день при ремонте этого КВ-1 ранено двое лейтенантов и младший политрук
Хахин Петр Григорьевич.
Погибшие военинженер 2 ранга Белов и воентехник 1 ранга Андреев Федор Яковлевич числятся похороненными на правом берегу Невы у дороги на Невскую Дубровку в 300 метрах от совхоза Плинтовка (
ОБД Мемориал).
Ниже их фотоснимки из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа.
Военинженер 2 ранга Белов Георгий Михайлович
Воентехник 1 ранга Андреев Федор Яковлевич
Всего же по состоянию на 5 декабря 1941 года было убито из числа ремонтных бригад и состава экипажей 10 человек и 39 человек ранено.
Танк же КВ-1 с заводским номером М-5207 и бортовым номером 226 впоследствии удалось вытащить с поля боя. В начале 1942 года он был передан в 48-й отдельный танковый батальон.
9 февраля 1942 года во время дальнейшей эвакуации на завод для ремонта при переправе через Неву в районе "...8 переправы отойдя от берега р. Невы 20м вверх по течению в 10 м от переправы (р-н Нева) разбит лед вокруг машины она утонула".
В октябре 2007 года это КВ-1 был поднят из реки. Гусеница танка, в ходе ремонта которой было пролито так много крови, находилась на своем месте.