Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали о холмогорской резьбе по кости:
https://id77.livejournal.com/2237375.html, а сегодня вспомним о красивых кружевах, которые принято называть Кадомский вениз.
Кадомская вышивка возникла при Петре I. Он повелел знати и боярам носить европейскую одежду, отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Ну и как это часто бывало в истории нашей страны,чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь.
Венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, что в Рязанской области, где обучали мастерству русских монахинь. Получился симбиоз старинной русской вышивки и венецианского кружева. Отсюда и название Кадомский вениз :-))
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Мастерицы плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой вроде бы школьной комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения.
Дочь Новосильцевой - М.Ю.Авинова сама выучилась новому виду вышивки, в дальнейшем усовершенствовалась в этом искусстве на основании заграничных альбомов и рисунков. Новый вид кружев имел успех как в высших кругах петербургского общества.
Учредительницей кустарного пункта в Кадоме считается именно М.Ю.Авинова. В официальном сообщении о промысле, помещенном в Указателе ко Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году, говорится: «Авинова Мария Юрьевна, г.Кадом, Тамбовской губернии, учредительница пункта женских рукодельных работ в г. Кадоме». И далее перечисляются изделия, представленные Авиновой на выставку: художественные вышивки, скатерти, салфетки, дорожки, блузки, игольное и филейное кружево. Годовое производство на сумму 17-18 тысяч рублей; нитки покупаются в Костроме, холст - в различных мастерских и у местных крестьян. Сбыт - в Петербург, Москву, Киев, Лондон непосредственно заказчикам. Производство существует пять лет. Работает до 900 местных крестьянок.
Изделия Кадомского пункта экспонировались на многих выставках - губернских, уездных, всероссийских. На состоявшейся в 1910 году в Моршанске сельхозвыставке пункт завоевал свою первую награду - Бронзовую медаль. Дальнейшие награды говорят об улучшении художественного качества изделий. В том же Моршанске в 1911 году на очередной выставке экспонаты кустарного пункта получили Большую серебряную медаль, а через год уже Большую золотую медаль. На Тамбовской выставке «Женский труд» 1912 года, где были представлены всевозможные женские рукоделия мастериц губернии, Кадомское игольчатое кружево отметилось Большой серебряной медалью, а на губернской сельхозвыставке уже Золотой медалью. На Всероссийской кустарной выставке 1913 года наши экспонаты также завоевали Золотую медаль.
Через Русско-английскую торговую палату увеличились заказы заграничных фирм на их изделия, причем запрос один - «требуются старинные русские образцы и узоры». Учредительница пункта М.Ю.Авинова убедилась в том, что самым выгодным и целесообразным являлось производство по иностранным образцам для России, по русским - для заграницы.
В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.
В качестве инструктора была приглашена воспитанница Мариинской кружевной школы Петербурга Пелагея Васильевна Угрюмова. Она имела большой опыт кружевного дела по работе в Ельце, сама составляла рисунки, вводила новые технические приемы и способы. Для сбора образцов выезжала в Вологодскую, Орловскую губернии, в Крестцы. Обходила деревни и села, собирала у населения старинные русские кружева. Ей приходилось вести сложную работу в двух направлениях: заграничные фирмы требовали вещи с русским узором, русские богатые потребители предпочитали изделия с западными мотивами. И приходилось создавать композиции в обоих случаях. Мастерство, с которым исполнялись эти композиции, свидетельствует, что их творили художницы-рисовальщицы с большим опытом и умением. Усердие Авиновой по внедрению техники игольчатого кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы. Авинова руководила пунктом до 1925 года. И только после этого школа была включена в систему ВСНХ. Заведующей Кадомским кустарным пунктом была назначена Свинарская Эмилия Евстафьевна - большой знаток народного искусства. Зав. производством оставлена Угрюмова, вплоть до 1936 года.
Приняв под свое ведение предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц, их список сохранен в архиве фабрики. Артель вполне оправдала свое название. Совместная работа подняла чувство ответственности каждого перед коллективом, стремление не отстать от соседки. В тот период экспорт кружевных изделий в Америку и Европу имел важное значение в госбюджете, и кадомские кружевницы внесли в него свою долю.
Артель в основном специализировалась на выпуске кружевных и венизных изделий. Красивое кружево пользовалось большим успехом. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе - Золотую медаль.
К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь.
Война все нарушила. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на фронт. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.
В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой.
В 1960 году артель была переименована в фабрику «Пробуждение», численность работающих составляла 30 человек. Фабричные изделия были направлены в Москву на Всесоюзный смотр-конкурс. Основную часть продукции составляли строчевышитые изделия. В конце 60-х и начале 70-х годов фабрика принимала участие во Всесоюзных выставках художественных промыслов в Москве. Но без знаменитого вениза. В военные и послевоенные годы мода на вениз прошла. Но на фабрике из поколения в поколение передавалось искусство этой вышивки. Спустя 30 лет после победного 1945 года группа мастериц во главе с художником Е.В.Шембаковой - А.В.Дмитриева, А.И.Лазарева, А.С.Жуковская, Л.М.Никитна - вернулись к венизу. В честь 30-летия Победы над фашистской Германией они выполнили венизные салфетки. К 60-летию Октября художник А.Н.Петрунина с группой мастериц создали венизный комплект «Звездное небо», в него вошли венизная дорожка и шесть венизных салфеток. Венизное чудо сначала попало в Рязань на областную выставку, а затем в Москву на ВДНХ СССР.
Особенности производства:
В производстве используются шёлковые нити, мулине, золотая вискоза, хлопок высокого качества (маркизет), батист, лён, шёлк. На станине устанавливаются пяльца. Рисунок переносится на кальку, а затем с кальки иглой на ткань.
После этого рисунок выделяется с помощью раствора, в состав которого входит синька, затекающая в отверстия из-под иглы. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.
Приятного времени суток.