Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз вспоминали об Кадомском венизе:
https://id77.livejournal.com/2271452.html, ну а сегодня предлагаю немного поговорить о другой интересной вышивке - Орловском Списе.
Центром этого древнего рукоделия, как вы уже, наверное, догадались, является Орловщина. И эта вышивка действительно древняя- чуть ли не от вятичей идет. Обрядовая и охранительная функция первоначально была у этих работ. Родина Орловского списа - несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотной вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве.
Название идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы. Это и называется Спис. Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки - геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура. Главная особенность техники «Орловский спис» - это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда, что мастерицы зимою воспроизводили узор с морозных окон.
Орловская вышивка - сочетание тончайших деталей, каждая из которых имеет свое значение. Орловский спис - настоящий шифр. Значение шифров передается из поколения в поколение.
Самые популярные сюжеты старинных вышивок - «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже - «Двуглавый орел».
Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо Жизни». В старину изображение семени, корней, стеблей, листьев, цветков в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла. Поэтому растительные мотивы на вышивках обильно сопровождаются солярными (солнечными) знаками - кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами по своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.Каждая мастерица предавала рисунку свой характер, свою руку.
Птица-Пава или Птица Счастья также часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.
Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранокрисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность. Наиболее часто встречающаяся в списе простая кайма состоит из полосы чередующихся бранок - крупной шашки (6 нитей на 6 рядов) и пяти дробнушек (четыре по краям и одна в центре). Поверху и понизу она может дополняться дорожкой-вьюнком с дробнушками и рядом более сложных элементов - звезд, ромбов. Свободные места внутри нее заполнялись значками-символами - мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться буквы, отдельные силуэты петушков или подобия каких-то небольших животных.
Традиционный Орловский спис - это рушники, подзоры и скатерти.Попадаются и платья с полосками браного шитья.
Характерной отличительной чертой орловского списа является доминирование красных и малиновых оттенков в вышивке.
Также добавлялся синий, а позднее (XX век) - чёрные, жёлтые, зелёные цвета.
И, к счастью, промысел не утерян и по сей день.
Приятного времени суток.